Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Обереги счастья

17.06.2000
Обрядовые ритуалы, сопровождавшие свадьбу в прошлом, помогали создать крепкую семью, оберегали молодых от "происков" нечистой силы

Беседовал Валерий ЕРЕМИН
Чебаркульский район

Игорь Тимофеев имеет два высших образования, а сейчас он еще и аспирант Московского института русского языка имени Виноградова. Живет в селе Кундравы Чебаркульского района, работает учителем русского языка и литературы в средней школе. И пишет кандидатскую диссертацию. В ней исследует структуру и язык свадебного обряда, который на протяжении нескольких столетий был неотъемлемой частью культуры россиян. Материал для этого научного труда Тимофеев собирал пять лет.

Обрядовые ритуалы, сопровождавшие свадьбу в прошлом, помогали создать крепкую семью, оберегали молодых от "происков" нечистой силы

Беседовал Валерий ЕРЕМИН

Чебаркульский район

Игорь Тимофеев имеет два высших образования, а сейчас он еще и аспирант Московского института русского языка имени Виноградова. Живет в селе Кундравы Чебаркульского района, работает учителем русского языка и литературы в средней школе. И пишет кандидатскую диссертацию. В ней исследует структуру и язык свадебного обряда, который на протяжении нескольких столетий был неотъемлемой частью культуры россиян. Материал для этого научного труда Тимофеев собирал пять лет. Побывал в 46 населенных пунктах района, беседовал не с одним десятком старожилов.

-- Что-то значимое для меня могли рассказать лишь бабушки и дедушки, рожденные до 23-24-го годов нашего века, - говорит Игорь Иванович. - Многие же, в том числе и немолодые люди, припоминали элементы обряда, в основном выхолощенного, лишенного глубокого духовно-этического содержания.

Сватовство

-- Если обряд имел серьезную нравственную основу, можно предположить, что и все предшествующие ему ритуалы носили соответствующий характер?

-- Разумеется. Знакомство парней и девушек в большинстве случаев предполагало серьезные отношения, что достаточно отчетливо выявлялось даже на вечерках и в уличных забавах, не говоря уже о публичных смотринах. Кроме воспитания, имело значение и то, что сходящаяся в пары молодежь находилась на виду: не только родителей, но и, по сути, всей деревни.

Общественные смотрины проходили, как правило, на Красную горку - в праздник во вторую после Пасхи неделю. На площадь перед церковью на повозках съезжались семьи, в которых имелись потенциальные женихи и невесты. Становились друг против друга на мужскую и женскую стороны, вели "разговоры за жизнь", в ходе которых не забывали о главной цели вояжа.

Чаще же парни и девушки знакомились на вечерках, или вечеринках, по-современному, для проведения которых снимали избу какой-нибудь одинокой вдовы (за что накануне или потом отрабатывали на подворье или в огороде). Во время игр и танцев (кадриль, краковяк и другие) и возникали взаимные симпатии, складывались будущие пары.

-- Положим, парень и девушка полюбились друг другу. Что дальше?

-- Дальше это становилось предметом серьезного обсуждения на семейных советах, а где-то и на советах родственников. Родители решившего жениться наводили справки о семье возможной невестки и о ней самой. Если она была из пьющей семьи, не отличалась трудолюбием и хорошим здоровьем, сына отговаривали от женитьбы. Если родители были не против, назначался день сватовства, о котором будущий жених заблаговременно извещал избранницу.

Сваты, а ими чаще всего становились уважаемые выборные люди, иногда родители, крестные отцы, дядья или женатые старшие братья, в некоторых селах - профессиональные свахи, шли в дом невесты с оберегами от нечистой силы, окраинными дорожками, огородами, чтобы никто не попался навстречу и не навел порчу. В доме невесты устраивались смотрины. Девушку просили пройтись в праздничном наряде, что-то сделать по дому, ответить на вопросы. Если она успешно выдерживала испытания, сваты выставляли на стол выпивку, хозяева - закуску. И будущую молодую "пропивали". Тогда же оговаривалось число гостей и затраты на свадьбу.

Однако родители невесты имели еще право передумать, лучше узнав будущих родственников. Кроме того, к хорошей девушке сватались, как зачастую бывало, несколько парней. Выбирали лучшего. Тут главными критериями были умение хозяйствовать и богатство будущего жениха, крепость устоев семьи его родителей.

Перед свадьбой был еще такой ритуал - простины. Родители благословляли детей на брак. При этом обязательно фигурировали иконы, а также чистые полотенца, на которые становились молодые. На простинах отец невесты порой брал в руки плетку и "прохаживался" по спине жениха, как бы наставляя быть благодарным и почитать новых родителей.

Перед свадьбой невеста проводит вечеринку, на которой прощается с вольной жизнью, с подружками. Все последние дни с ней неразлучна крестная, которая духовно и по-человечески поддерживает девушку, жизнь которой вот-вот пойдет по иному руслу.

Свадьба

-- Игорь Иванович, были ли какие-нибудь этнические, социальные и возрастные особенности предсвадебного периода и самих свадеб у предков жителей Чебаркульского района?

-- Многие села, в том числе Кундравы, населяли, с одной стороны, казаки, с другой, выходцы из центральных областей России, "расейские". Оба лагеря старались не родниться между собой, находя серьезные различия в укладе жизни. Особых правил придерживались старообрядцы, неодобрительно относившиеся, например, к театрализованным моментам. Были особенности сватовства и свадеб у крещеных татар, населявших наш край. У них, к слову, был обычай приглашать будущую невестку пожить некоторое время и показать себя в доме жениха до свадьбы.

-- Теперь, пожалуйста, о самом обряде...

-- Свадебный поезд формировала сторона жениха. На первую повозку вместе с ним усаживались крестный отец, тысяцкий или дружка. Тысяцкий следил за организацией и соблюдением ритуалов, дружка (дядя, старший брат или другой женатый родственник) поддерживал соответствующий настрой.

Во дворе дома невесты начинался выкуп. Сторона последней устраивала препятствия, которые жених тем легче преодолевал, чем был щедрей. Придумывались различные, но обязательно этически выдержанные способы "раскрутки", не допускавшие вымогательства, которое считалось дурным тоном. Один из главных моментов - выкупить место за столом подле невесты, задобрив ее младшего брата. Потом хозяева угощали всех, жених с невестой в этой легкой трапезе не участвовали, а лишь украшали ее своим присутствием. Затем обе стороны отправлялись в церковь, где проходило венчание.

Родителей с той и другой стороны в этом вояже, как правило, не было - они ждали молодых дома. Эта часть обряда считалась исключительно духовной, и главными лицами тут были крестные, духовники (у старообрядцев), церковные служащие. А вот предшествующая ей часть, когда в доме невесты за одним столом усаживались родственники с двух сторон, на мой взгляд, - кульминационная в обряде, поскольку являет собой родовое, кровное слияние через знакомство родни. Потом идет соединение духовное и телесное (заметьте - последнее на третьем месте). И такой порядок не случаен - он "отшлифовывался" веками.

Во время свадебного пира жениха с невестой ограждали от излишних яств и напитков. Им либо давали одну рюмку на двоих, либо связывали веревочкой их ложки и вилки. Это делалось и для здоровья возможного потомства, и для авторитета молодых.

Друзей жениха и подружек невесты на свадебный пир обычно не приглашали - событие было сугубо делом породнившихся сторон. В том числе и ввиду материальных затрат. Родственники объявляли о своей поддержке народившейся семьи (подарках, которые могли быть весьма значимыми, корова или лошадь, к примеру).

Были и символические подарки. К примеру, отец невесты при расставании с дочерью нередко дарил ей березовое полено, завернутое в полотенце - мол, терпи и преодолевай трудности новой жизни, а невмоготу будет - поплачь в полено.

Особый смысл имела непорочность невесты. Первая брачная ночь выявляла, честную ли девушку привел в дом жених. Об этом извещалось через ритуал "Справления "чести" - битье рюмок и тарелок об пол, демонстрацию белья или вручения посуды без дна. Если, не дай Бог, на брачное ложе молодая легла не девственницей, праздник сворачивался. Виновную за косы привязывали к оглоблям и водили с позором по всей деревне. Конечно, могли и пожалеть. Вместе с тем "испорченность" невесты обычно не скрывалась. В доме ее родителей молодожен преподнесенный тещей блин ел с середины, после чего на отца "не соблюдшей себя" надевали хомут как знак величайшего позора. Если откусывал блин с краю - все в порядке, свадьба игралась дальше...

Заканчивался обряд отдельным угощением близких родственников с обеих сторон и ритуалом "Выметания" : сваха мела сор на гостей, давая в такой этической форме понять, что праздник закончился. Кое-где гости расходились, прыгая в воротах через костер, как бы освобождаясь от грехов...

-- Игорь Иванович, этот богатейший материал вы как-то используете на уроках в школе?

-- Что отрадно, интерес к нему у ребят немалый. Одно время я даже вел кружок, в котором подробно рассказывал о всех сторонах свадебного обряда. Намерен со старше-классниками создать видеофильм на эту тему. Нельзя забывать традиции, содержащие духовные и эстетические ценности предков, глубокий воспитательный смысл. Особенно в свете сегодняшнего негатива в молодежной среде.n

Комментарии
Комментариев пока нет