Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Вниз по вертикали

06.06.2009
Без честной конкуренции людей, идей и регионов Россия не выйдет из кризиса единой страной, считает челябинский политолог Александр Подопригора

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

"Богатые регионы вдруг стали самыми бедными", - обронил в начале года губернатор Петр Сумин. Кризис довольно быстро обнажил недостатки нашей экономико-политической системы. Регионы-доноры выстроились в очередь для получения субсидий и иных вспомоществований от федерального центра, куда в тучные времена закачивались средства из этих же самых регионов. Их еще хватает и "депрессивным" областям, которые, по сообщениям прессы, живут так же, как раньше. И даже в каком-то смысле лучше - деньги из центра перечисляются в прежних объемах, но теперь и без задержек.

Без честной конкуренции людей, идей и регионов Россия не выйдет из кризиса единой страной, считает челябинский политолог Александр Подопригора

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

"Богатые регионы вдруг стали самыми бедными", - обронил в начале года губернатор Петр Сумин. Кризис довольно быстро обнажил недостатки нашей экономико-политической системы. Регионы-доноры выстроились в очередь для получения субсидий и иных вспомоществований от федерального центра, куда в тучные времена закачивались средства из этих же самых регионов. Их еще хватает и "депрессивным" областям, которые, по сообщениям прессы, живут так же, как раньше. И даже в каком-то смысле лучше - деньги из центра перечисляются в прежних объемах, но теперь и без задержек.

Мало кто может с чистой совестью сказать, что это нормальная ситуация. Некоторые региональные руководители заговорили о необходимости изменить пропорции в распределении налогов с тем, чтобы оставлять у себя хоть что-то на решение текущих задач. На губернаторов шикнули. Между тем этот вопрос обсуждался даже в кругах, близких к руководству страны.

Впрочем, проблема шире, нежели то, куда и каким путем пойдут налоги. Наделавшее шума решение премьера Владимира Путина об ограничении ввоза подержанных иномарок показало, что в Москве смутно представляют уклад - экономический и просто житейский - в далеких от столицы регионах. Такова реальность унитарного государства, по привычке называющего себя Российской Федерацией.

Изменения в сторону возвращения регионам своей доли властных полномочий нынешний кризис только ускорит, считает челябинский политолог, кандидат политических наук Александр ПОДОПРИГОРА. Или страна загнется вместе со своей "вертикалью власти".

"Квазифедерация"

-- Вашей диссертации предшествовала книга с несколько провокационным названием "Революция регионов". Если оставить за скобками публицистику, в чем вы видите основную проблему государственности России?

-- Это поиск той формы, которая позволит этому государству не только сохраниться, но и развиваться. Недавно президентом была подписана "Концепция национальной безопасности". Меня поразила в ней фраза о том, что угроза целостности страны снята! Дезинтеграционные процессы, которые были сильны в 90-х, сейчас получают питательную почву. Они представляют собой угрозу для нынешней конструкции власти.

-- В книге эту конструкцию вы назвали "квазифедерация"?

-- Ее по-разному называют. У нас к слову "федерация" каких только определений не прибавляют: и фантомная, и недо-, и псевдофедерация. Причем это говорят серьезные ученые:

-- Похожая ситуация у нас и со словом "демократия" - всегда уточняют: суверенная, управляемая.

-- Суть в том, что мы имеем ненастоящую демократию и ненастоящую федерацию. Федерация - достаточно сложный продукт общественных отношений. Причем тесно связанный с демократией. В своем чистом виде федерация мало где существует. Классическими федерациями считаются США и еще две-три страны. Все ученые, эксперты и политики сегодня признают, что в России федерации не было и нет. Это, по сути, унитарное государство, закамуфлированное под федерацию.

-- А что такое федерация?

-- Это государственное устройство предполагает очень многое, но родовой признак состоит в том, что полномочия центра и субъекта, региона, строго разграничены. Лезть в эти полномочия они взаимно не имеют права и, главное, изменить что-либо в объеме этих полномочий нельзя без согласия второй стороны.

-- Обрезание полномочий субъектов увязывают с усилением центра. У нас считается, что это и есть усиление государства.

-- Абсолютно обывательское суждение. Только сильные и полномочные регионы составляют сильное государство. Бывают федеративные государства, как те же Штаты, где очень сильный центр: но только в рамках своих полномочий. Если Обама заикнется о том, что губернатора Калифорнии не будут избирать, он перестанет быть президентом через неделю.

-- В чем главный порок "квазифедерации"?

-- Во-первых, эта форма власти противоречит Конституции. Во-вторых, суть-то заключается в том, что для такой страны, как Россия - огромной территориально, многонациональной, многоукладной, - настоящий федерализм не какая-то красивая придумка. Это то, что здесь было бы самым органичным.

Идеальная вертикаль

-- Меня поражает, почему так быстро забыт опыт Советского Союза. Ведь он развалился по тем же причинам! Это было унитарное государство. А вертикаль власти была отстроена куда прочнее, чем у нас сейчас. Когда было много ресурсов - материальных и идеологических, все это держалось. Но когда цены на нефть в 80-е рухнули вместе с "железным занавесом", оказалось, что вся эта мощь и единство - на песке...

-- И народ ведь тогда был другой, "не испорченный"! Была доминирующая идеология, мы не знали ни мобильной связи, ни Интернета.

-- А сейчас у нас глобальное информационное пространство. Я могу позвонить однокласснице в Чикаго и спросить: "А правда ли, что у вас там очереди за бесплатным супом?" Вспомним, что в Советском Союзе еще была система партийных назначений и воспитания управленческих кадров. Всем вертикалям вертикаль! И она не решила ничего! Взяли шляпы и разошлись по домам. Сейчас мы идем ровно по тому же пути.

Главное - конкуренция

-- В чем, на ваш взгляд, основное преимущество федеративного устройства?

-- Развитие всех территорий, регионов, человеческого потенциала начинается с того, что они получают самостоятельность и вступают в конкурентные отношения.

-- А регионы одной страны обязательно должны конкурировать?

-- Люди, корпорации, регионы, партии - все работает примерно одинаково. Если предприниматель "выведен" из честной конкуренции, если для него существует возможность купить, условно говоря, лучшее место на рынке у чиновника, то он не будет развиваться. Но будет и соответствующий результат - и для его бизнеса, и для качества его продукции, и в целом для среды: деградация. То же самое происходит с регионами. То же самое - в политике.

-- Но как быть с тем, что есть заведомо богатые и бедные регионы?

-- Люди будут стремиться туда, где более востребованы рабочие руки, мозги, где лучше и честнее власть, где есть развитие. Мы видим это на международном рынке труда совершенно четко. И это нормально. А у нас что? Крепостное право. В Верхнем Уфалее, допустим, все встало - рабочий может куда-то переехать?

"Станок-то у них:"

-- Одним из преимуществ нынешнего устройства власти считается политическая стабильность, в кризис это особенно важно.

-- Вопрос в цене этой "стабильности". Губернатор имеет хорошие отношения с десятком собственников крупных корпораций, монополизировавших экономику региона - и политическая стабильность в регионе на какое-то время обеспечена. Другая экономика, современная, мобильная, диверсифицированная, предполагает толпу людей на месте этой десятки. И у этой толпы была бы масса вопросов к правительству области, к мэрии, к судам, к партиям. У нас власть не привыкла к таким вещам. То, что делает Путин, - та же самая история. Ему гораздо удобнее иметь дело с десятком госкорпораций, неэффективных, потребляющих безбрежное количество бюджетных ресурсов, но это его хорошие знакомые, их можно собрать за одним столом, сказать им: "Вы такие-сякие, чтобы до конца сегодняшнего дня зарплата рабочим была выплачена!" Кризис имеет несколько позитивных результатов, один из них, если будет осознан, - полный крах иллюзии о "ручном" управлении страной группой "вождей". Сейчас все сидят и смотрят, а что там, в Америке и в Европе. Ничего здесь, будь ты хоть семи пядей во лбу, не сделаешь без учета этих реалий, в которые страна уже вписана. А навредить можно. Не так давно я говорил с одним москвичом, политиком федерального масштаба, о выходе из кризиса, он отвел меня в сторону и полушепотом сказал: "Сейчас с америкосами идут переговоры, чтобы нефть стоила подороже - станок-то у них" :

"Добрая" традиция

-- Сейчас нередко можно слышать о том, что для России изначально свойственна унитарность, имперскость.

-- У нас, к сожалению, есть "добрая" традиция государственного устройства - каждые полвека все рушится, погребается под обломками. А потом пытаются что-то выстроить, но получается примерно то же. Надо учитывать, что исторически происходящее вписано в глобальный процесс распада Российской империи, который еще не завершен. Сначала отошли Польша, Финляндия, Маньчжурия. После распада Союза - остальные "братские республики". Сейчас уже речь идет о России.

-- Вы говорите страшные вещи.

-- Факторы децентрализации в такой стране, как наша, могут быть оценены как негативно, так и наоборот. В зависимости от того, каково будет их осмысление и позиция власти, общества. Если эти тенденции встраиваются в процесс федерализации, то сохраняется единое государственное, экономическое, информационное пространство, в котором заинтересованы сами регионы. В этом смысле федерализм везде играет роль системы посткризисной адаптации и механизма развития. Если же их замалчивать, креститься и говорить, что это "враги придумали", и продолжать бездумно "закручивать гайки", то эти же тенденции ведут к распаду и хаосу.

Враги - не дураки

-- Есть мнение, что распада России хотят американцы, чтобы отобрать наши ресурсы. Насколько серьезны эти угрозы?

-- Это упрощение картины мира неготовыми к размышлению людьми. Многим так удобнее, понятнее объяснять мир: все плохое - не от нас самих, а от "врагов".

-- Но есть же высказывания М. Олбрайт и К. Райс в том смысле, что России слишком много богатств досталось:

-- Где есть проблема, там всегда есть и мнения, не стоит так переживать по этому поводу. Да, у ряда иностранных политиков есть ощущение, что существует огромная территория с вымирающим, по сути, населением, которая не в состоянии освоить богатства, находящиеся у нее в земле. Но с таким же успехом мы можем говорить о еще многих других территориях с ископаемыми, которые никто не в состоянии вытащить. Это вообще не проблема на самом деле. По большому счету, сейчас нет недостатка в этих ресурсах. Наши поставки энергоносителей на мировой рынок колеблются в районе 15 процентов.

-- На одном популярном экономическом сайте есть счетчик, работающий в реальном времени: сколько осталось нефти в России на текущую минуту. И там же - на сколько ее хватит. Вчера я видел там цифру: на 22 года, 2 месяца, 11 дней, 10 часов, 30 минут. Враги, наверное, думают про перспективу в 30-50 лет.

-- Враги же не дураки. Через 30 лет, думаю, эта проблема либо не будет стоять вовсе, либо будет стоять по-другому. Я-то абсолютно убежден, что на Западе уже давно скуплены и спрятаны все патенты на технологии, заменяющие нефть. Все открытия уже сделаны. Просто сейчас они под сукном, потому что иначе придется ликвидировать огромное количество отраслей, причем в тех же Штатах. А представляете, что будет с арабским миром? Другой вопрос, куда мы свою нефть девать тогда будем, даже если останется к тому времени?

Само начнет расти

-- Мы говорим, что кризис носит глобальный характер. Но может ли местная власть что-то сделать для уменьшения его последствий для региона в условиях "квазифедерации"?

-- У региональной власти есть два варианта. Первый - в том, чтобы пытаться выпросить у центра больше денег. Сейчас уже вычерпали объем федеральных средств, что предназначались области на год. Что дальше? Дадут, наверное, еще. А может, не дадут. И как в целом ситуация дальше будет развиваться - неизвестно.

Есть и второй путь: попробовать инициировать на площадке нашего региона некую социальную, антикризисную инновацию. Этим привлечь внимание к области, в том числе и Москвы. Вполне возможно там ждут какого-то сигнала, примера.

-- А в чем такая инновация может состоять?

-- Например, наши власти могли бы попытаться публично сформулировать и утвердить здесь основные принципы, связанные с абсолютной прозрачностью всех бюджетных трат и заказов. С пресечением монополизма и коррупции. Вплоть до каких-то показательных дел. Ведь и сейчас, во время кризиса, идет разбазаривание бюджетных средств, все эти липовые конкурсы и аукционы - в каждом городе есть примеры! Вот где реальные деньги, причем большие, которые могут помочь насытить бюджет, а жесткие и честные правила - создать ту самую конкурентную среду.

В конце концов, самая главная наша проблема - это отсутствие среды, которая благоприятствует притоку инвестиций, мозгов, людей, новых технологий. Представьте, что вдруг пошла слава про Челябинск, что здесь чиновники не берут взяток и что малому бизнесу оказывается настоящая поддержка, поощряются наука и культура - это будет совершенно другие лицо, репутация, новый бренд, если хотите, города и региона! Среда - как почва. Можно в камень пытаться дерево втолкать - молотком не забьешь. А можно вскопать, удобрений бросить, и оно само начнет расти.

(Полный вариант интервью см. на сайте Mediazavod.ru)

Комментарии
Комментариев пока нет