Новости

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Соринка в глазу Сарино-2

09.06.2009
Собрание учителей постановило: местные правдорубы преследовали личные цели

Геннадий ЯРЦЕВ

Виктор РИСКИН

Кунашакский район

В предыдущем выпуске "Открытого города" ("Челябинский рабочий"  от 2 июня) газета рассказала о конфликте в Саринской школе Кунашакского района. Трое педагогов написали письмо в газету, прокуратуру, министерство образования области. В нем шла речь о финансовых нарушениях со стороны директора школы Альфии Шариповой. Мы побывали на месте, выслушали точку зрения подписантов, познакомились с официальными документами. Результатом стала публикация "Соринка в глазу Сарино".

Собрание учителей постановило: местные правдорубы преследовали личные цели

Геннадий ЯРЦЕВ

Виктор РИСКИН

Кунашакский район

В предыдущем выпуске "Открытого города" ("Челябинский рабочий" от 2 июня) газета рассказала о конфликте в Саринской школе Кунашакского района. Трое педагогов написали письмо в газету, прокуратуру, министерство образования области. В нем шла речь о финансовых нарушениях со стороны директора школы Альфии Шариповой. Мы побывали на месте, выслушали точку зрения подписантов, познакомились с официальными документами. Результатом стала публикация "Соринка в глазу Сарино". Вторую сторону выслушать сразу не удалось: директор находилась в больнице.

От нужды - на нужды

И вот звонок: приезжайте снова, директор и коллектив готовы с вами встретиться. Альфия Шарифулловна выглядела нездоровой, пожаловалась: "У меня был инфаркт мозга". Тем не менее согласилась прояснить ситуацию.

-- Я долго думала, что произошло. И пришла к выводу: "Нет худа без добра!" Правда, получилось наоборот: за все добро, что я делала на своем директорском посту, я и получила:

-- Но директорский фонд все-таки был?

-- Понимаете, бюджетных средств никогда не хватает, поэтому школа должна зарабатывать сама. У школы был трактор. На нем пахали. Заработанные деньги шли на нужды школы. Но техника, сами понимаете, стареет. Теперь о надтарифном фонде. Я этим не открыла Америку. Советовалась с коллегами-директорами: как у вас? Поэтому надтарифный фонд, предназначенный для оплаты труда педагогов, использовала опять-таки на нужды школы. За дополнительную работу - проверку тетрадей, классное руководство, ведение кружков и т.д. - начислялись деньги, которые затем добровольно передавались в фонд школы.

-- Но сам этот надтарифный фонд предназначен именно для оплаты дополнительного труда учителей, а никак не для якобы добровольной передачи в, как называют ваши оппоненты, директорский фонд.

Зарплату - на подарки

-- Ну, признаюсь: не коллеги подсказали, а сама придумала. Это фонд школы, но, пожалуйста, можете называть его директорским. Деньги из него шли на потребности школы. Например, на ремонт и внеклассные мероприятия: декады методических объединений, награды-подарки детям.

-- Согласитесь, что элементы подлога существуют: сначала учитель расписывается за получение денег за свою работу, а потом отдает: Вы как руководитель пошли на сделку с совестью. Это все-таки неэтично. Человек, которого вы вовлекали в сделку с совестью, поневоле становился соучастником такой сделки. Вы допустили нарушение и вовлекли в него остальных.

-- Может быть. Но все делалось на добровольной основе:

-- Это отметила и прокуратура. А у так называемых пасквилянтов другая точка зрения.

-- Фонд мы уже ликвидировали.

-- Признав тем самым его незаконность. А ведь именно он послужил отправной точкой конфликта. Но есть и другие факты: сыну вы, как указано в письме, передали школьный компьютер, трактор пустили на запчасти и забрали в свое хозяйство. Собирали с родителей, даже малоимущих, деньги на установку дверей в школе. Согласно справке областного министерства образования, на хозяйственные нужды выделяется достаточно средств. Вот и вышло: сначала директорский фонд, а дальше - как снежный ком. Все это и вызвало возмущение, обернувшееся письмом в редакцию.

Часы подвели

-- Вот тут вы ошибаетесь. Поводом к письму послужили личные амбиции. Возьмем Равиля Абдулловича Зайнуллина. Он работал учителем математики. Всегда мне говорил: "Альфия Шарифулловна, пока есть часы, буду работать, если нет (ведь я пенсионер) - безболезненно уйду. В прошлом году в фонде оплаты труда не хватало 40 тысяч рублей. К тому же сократились часы математики, поскольку контингент учащихся резко сократился. Я пригласила всех учителей математики: давайте решать. Равилю Абдулловичу к тому времени исполнилось 64 года. Но тут он ударил по столу: "Вы не имеете права, дайте мне математику в пятом классе!" Потом написал в профсоюз. Состоялось разбирательство, где я признала, что нет такого закона - лишать пенсионеров работы. Я предлагала ему другое дело, не связанное с преподаванием математики, но он наотрез отказался.

-- Остальные двое подписантов тоже потеряли часы? А ведь они учителя высшей категории.

-- Что касается Халиды Хужиной, то тут такая гордыня и мания величия: А ведь на нее поступила жалоба от родительницы: в течение месяца Хужина не пускала ученика на свои уроки литературы. Завуч чуть не на коленях ее просила: пустите ребенка!

-- А что случилось?

-- Мальчик будто бы во время урока постучал в дверь.

-- И все?

-- Все. К тому же он утверждает, что не делал этого. Я встала на защиту ребенка, а не учителя (кстати, еще недавно она была моей лучшей подругой), поэтому Хужина ополчилась и на меня. Может, не надо было мне на совете школы делать ей замечание, но так случилось.

-- Директор и должен быть требовательным:

-- А сколько раз Равиль Абдуллович нарушал трудовую дисциплину: приходил в школу в нетрезвом состоянии! Вот в этом кабинете я проводила с ним душеспасительные беседы: не позорьте высокое имя учителя! Но ни одного приказа на него не написала. Наверное, зря.

Коллектив у нас сплоченный

Учитель математики, председатель совета трудового коллектива Фарида Гилязова имеет свое мнение обо всем случившемся.

-- Авторы письма сочиняли его втихаря, никто не знал, что они замышляют. За это мы их и осуждаем: почему не вышли на совет трудового коллектива? Все бы внутри обсудили. Коллектив у нас сплоченный, все стоят друг за друга горой:

В этом месте наш разговор прервался: на глазах слушавшего этот патриотический монолог директора внезапно выступили слезы. Наверное, от чувства гордости за свой сплоченный коллектив.

Потом состоялось собрание. Около 30 педагогов, ветеранов, техперсонала, родителей дружно осудили любителей выносить сор из учительской избы. Противостоять коллективному презрению могла только единственная подписантка - учительница начальных классов Флюра Мухаметшина. Но Флюра Саитовна промолчала. Ответила только на вопрос корреспондентов: "Жалеете ли вы о том, что подписали это письмо?" При враз притихшей аудитории Флюра свела брови и хмуро призналась: "Жалею. Когда увидела результаты проверки, то поставила свою подпись. А теперь думаю: зачем я это сделала?! Мне сейчас тяжело".

-- Эта школа - одна из лучших в районе, и наша задача - восстановить в ней нормальный психологический климат, - сказал председатель комитета профсоюза районного управления образования Феликс Курмакаев. - Я 11 лет проработал директором этого учебного заведения. Три года назад школа получила грант губернатора. В районо понимают, что так работать больше нельзя.

В беседе с нами директор не раз сетовала, мол, законы одни, а действительность такова, что приходится искать пути, не всегда отвечающие этим законам. Привела реальный пример. Надо было заменить 40 оконных блоков, а денег дали только на 38. И директор не смогла объяснить аудитору, откуда взялись два лишних окна. А дело все в добросовестном мастере: он сумел сэкономить выделенные материалы и сделать 40 окон вместо 38. Что это, нарушение или проявление инициативы? На этот вопрос корреспонденты не нашлись что ответить.

По принципу Каштанки

Как же получилось, что лихорадит именно ту школу, которая считается лучшей в районе, получает гранты, где учителя имеют высшую категорию, а выпускники успешно поступают в вузы? Поневоле напрашивается вопрос: а что делается в школах статусом пониже? Не то же самое? Только там тихо, а здесь несколько учителей взбунтовались. Правда, бунт был подавлен коллективно-административным усилием.

Да, порой приходится искать выходы из сложных финансовых ситуаций. Чтобы и детишкам на грамоту с подарком хватило, и окна стояли бы новые с новыми противопожарными дверями. Нет вопросов, если все во благо и: бескорыстно. А когда к рукам организаторов благих дел прилипает пусть даже мелочь, то дела не выглядят такими уж благими.

Да, надо налаживать психологический климат, особенно в таком непростом коллективе, как педагогический. Хотя бы по той причине, что за ними, педагогами, стоят дети. Те самые, ради которых мы все живем и работаем. Поэтому не стоит им с раннего детства прививать уроки, которых нет в школьном расписании. А педагогов надо поощрять не только морально: у них у всех семьи. И сначала давать, а потом отбирать - это противоестественный процесс. Он заставляет вспомнить эпизод из повести Чехова "Каштанка", где мальчик давал собачке кусок мяса на веревочке, а потом:

Напоследок мы все-таки поинтересовались у директора: "Где разобранный школьный трактор, косилка и пила? Правда ли, что ноутбуком два года пользовался сын, а телевизор одно время обитал в квартире директора?" "Все это ложь", - тихо, но внятно произнесла Альфия Шарифулловна. И уже в коридоре так же тихо спросила: "А вы и про это писать будете?" Получив утвердительный ответ, вздохнула: "Ой, мне опять плохо!"

Комментарии
Комментариев пока нет