Новости

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Нужен ли покой художнику?

23.06.2009


О конфликте художников и администрации Челябинска написано немало, в том числе и мной. Слава богу, ситуация, если верить заявлениям обеих сторон, стала выправляться. Меньше всего хотелось бы, чтобы эта колонка была сочтена попыткой снова разжечь конфликт. Вовсе нет. Мне лишь хочется сказать о том, о чем в урагане страстей сказать как-то позабыли, и внести в этот вопрос большую ясность.

О конфликте художников и администрации Челябинска написано немало, в том числе и мной. Слава богу, ситуация, если верить заявлениям обеих сторон, стала выправляться. Меньше всего хотелось бы, чтобы эта колонка была сочтена попыткой снова разжечь конфликт. Вовсе нет. Мне лишь хочется сказать о том, о чем в урагане страстей сказать как-то позабыли, и внести в этот вопрос большую ясность.

А ясности простым челябинцам не хватает. "Ниче не понимаю... Им помещение в аренду для работы предлагают, причем бесплатно и безвозмездно, а они - голодают? А че хотят-то?" - пишет комментарий читатель одного из новостных сайтов. "Прочитал статью два раза - не понял. Раз и так мастерские бесплатно, зачем голодовка - внимание к своей персоне привлечь?" - вторит ему другой.

Как раз наоборот. Не привлекать к своим персонам внимание хотели бы художники. Об этом сказал секретарь Союза художников по УрФО Дмитрий Сурин: "На выборах мы все дружно голосовали за Юревича. По одной простой причине: в его программе не было слова о культуре. Надеялись, что новый градоначальник оставит нас в покое".

До недавнего времени так оно и было. Когда я смотрела новости по телевизору, у меня сложилось впечатление, что многие журналисты впервые лицезрели челябинских художников: "Большинству за 70", - вещал один из телеканалов. - Это даже не смешно". Да не то слово, просто грустно. А ведь вообще-то знакомство прессы с художниками должно было состояться в совсем другой обстановке. Например, на выставке. Или в мастерской. Художник написал хорошую картину - чем не повод для телесюжета?

Когда оставляют в покое, это ведет к успокоенности, застою - для творческой организации самое ужасное, что можно придумать. Руководство Союза художников уверяет, что застоя нет. Регулярно проводятся выставки, вот, извольте, целый список. Все так, но что это за выставки? Областная, региональная, зональная. Летняя и осенняя. Как они делаются? Художники приносят то, что создали за последние годы, и выставочный комитет отбирает лучшее. Не бог весть какая сложная технология. Такие выставки могут быть очень неплохими, но ими никак не может исчерпываться деятельность крупного выставочного центра.

Оставим выставочный зал. Было названо количество спорных мастерских - 51. Если все обстоит так, как и должно быть, в каждой из мастерских находится как минимум десяток пусть не шедевров, но произведений высокого художественного уровня (для их создания дается мастерская). Жаль, что эти произведения, в отличие от хозяев мастерских, так и не появились перед объективами телекамер.

Как журналист я имею возможность сравнивать интенсивность культурной жизни в разных челябинских музеях и галереях. И могу точно сказать, что в краеведческом музее, музее искусств и даже крохотной по площади галерее "Окnо" дела идут гораздо веселее, чем в Выставочном зале Союза художников. События, происходящие в первых трех, можно сопоставить с тем, что происходит в музеях двух российских столиц. А сравнить наш выставочный зал с Центральным домом художника в Москве язык не повернется. Выставочному залу Союза художников сейчас остро не хватает искусствоведа с сумасшедшей искоркой в глазах. Генерирующего безумные, казалось бы, идеи, а затем осуществляющего их. Разъезжающего по мастерским (помимо упомянутых 51 есть еще мастерские на Омской) и, словно археолог, выкапывающего оттуда художественные ценности. К сожалению, даже если такой человек возникнет, сама среда успокоенности неизбежно его отвергнет.

Вообще все, что делается в выставочном зале и в мастерских, - вещь в себе. Если театр в сезон не выпустит ни одной премьеры или покажет провальный спектакль, в прессе закидают гнилыми помидорами. Если художник в мастерской за пять лет не напишет ни одной стоящей картины, никто ничего не скажет (и не узнает). И вот здесь очень важно наличие "дяди с дубинкой". Идеальный вариант, когда этот дядя сидит у художника (как, впрочем, и человека любой другой профессии) в голове, чем мало кто может похвастаться. Отсутствие самоконтроля ведет сначала к человеческой, а потом и к профессиональной разболтанности. Эта самая разболтанность и есть следствие желания "оставить нас в покое".

Другое дело, что городская администрация, попытавшись выступить в роли "дяди с дубинкой", повела себя как слон в посудной лавке. Стало не лучше, а только хуже. Все пошло не так с самого начала, когда мотивацией действий стали служить не профессиональные, а какие-то личные претензии. А ведь само по себе намерение администрации ознакомиться с тем, что происходит в мастерских, не так уж плохо.

Хочется, чтобы каждая сторона сделала из этой истории правильные выводы. Союз художников - о том, что нужно преодолевать глубокий внутренний кризис. Именно он, и это очевидно, послужил одной из причин того, что люди пошли на крайнюю меру - голодовку. Голодовка прекратилась - проблемы остались.

Да, и надо что-то делать с молодыми художниками. Не обязательно даже давать мастерские - они их, как показывает практика, сами найдут. Но хотя бы знакомить общественность с ними и с их искусством. А то складывается впечатление, что молодых, кроме участвовавших в голодовке братьев Варгот и Первышиных, вроде как и нет.

Олеся ГОРЮК

Комментарии
Комментариев пока нет