Новости

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Сильный ветер, переметы и гололедица блокировали дороги Челябинской области.

На Южном Урале с размахом прогонят надоевшую зиму.

Мужчины проводят время ВКонтакте и Facebook, а женщины в Одноклассниках и Instagram.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

В поисках прекрасного

17.05.2002
Путеводитель по арт-рынку Челябинска

Олеся ГОРЮК
Челябинск

Изобразительное искусство - одно из самых сложных для понимания и восприятия искусств, а потому оно всегда находилось в тени, проигрывая по популярности театру, литературе, музыке. Однако в наше время интерес к нему значительно возрос. Причина проста: "евроремонт" не терпит ковров, и вместо них стали вешать картины. Отчасти это можно сравнить с былой модой на книжные стеллажи. На самом же деле приобретение картины - это большое искусство, не терпящее суеты.

Путеводитель по арт-рынку Челябинска

Олеся ГОРЮК

Челябинск

Изобразительное искусство - одно из самых сложных для понимания и восприятия искусств, а потому оно всегда находилось в тени, проигрывая по популярности театру, литературе, музыке. Однако в наше время интерес к нему значительно возрос. Причина проста: "евроремонт" не терпит ковров, и вместо них стали вешать картины. Отчасти это можно сравнить с былой модой на книжные стеллажи. На самом же деле приобретение картины - это большое искусство, не терпящее суеты. Где и что можно выбрать?

Мишки вместо вождя

Разговоры о челябинском Арбате ведутся давно, между тем его уже сотворили восемь лет назад наши художники, и находится он в скверике у кинотеатра "Родина". Поначалу там стояли всего три человека.

Творческая судьба у всех примерно одна и та же. Самоучек здесь нет - все оканчивали художественное училище, состояли в фонде художников, преподавали в школах искусств, рисовали картины и делали росписи для заводов, школ, кинотеатров, создавали атрибутику майских демонстраций. Когда это стало не нужно, вышли на улицу. Кто-то и сейчас совмещает свой маленький бизнес с работой в изостудии.

Как ни странно, со временем базарчик у "Родины" не только не захирел, но и изменился к лучшему: возросший интерес к живописи большинство покупателей привел именно сюда. Видя немалый спрос на работы коллег, к кинотеатру стали подходить новые живописцы. Сейчас их около тридцати. Повысилось качество оформления: если раньше холст заключался в простые доски, то сейчас у всех белорусские рамы рублей за 600, нередко украшенные самими художниками. Стали бережнее писать, вместо двух дней сидят над картиной по две недели - конкуренция велика, и всякая небрежность дорого обойдется.

Что касается содержания картин, оно осталось прежним - березки, сосны, закаты, словом, реалистический пейзаж, и цветы. Виной тому не художники, которых все и в любом стиле научили рисовать, а запросы их клиентуры. Пока я прогуливалась вдоль базарчика, к одному из художников подошла бабушка и попросила зимний пейзаж, но чтобы он был выполнен на ДВП - так, по ее мнению, картина лучше сохранится.

Для многих челябинцев "Родина" действительно единственный опыт знакомства с живописью. Они хотят видеть на картинах то, что не раз сами видели в жизни, а критерием качества становится соответствие натуре. Поэтому даже, к примеру, импрессионизм крайне редко заходит сюда в гости.

-- Один просвещенный покупатель заказал мне "Подсолнухи", - рассказывает мужчина, значащийся в паспорте как Жорж Шишкин. - Я беру альбом репродукций, делаю копию, и вот здесь появляется Ван Гог, правда, выполненный мной, другим художником.

Искусство через принтер

Но сидеть по две недели над копией вовсе не обязательно. На помощь приходит плотерная техника. Любую картину можно скопировать не только на бумаге, но и на холсте. Картина, идентичная оригиналу, но выполненная без участия кисти художника, называется постером.

Игорь Гончаров - владелец самого крупного в Челябинске салона постеров и единственной в городе багетной мастерской. Началось все с того, что Игоря, архитектора по образованию, потянуло к живописи. Его картины стали пользоваться огромным спросом. Сам он утверждает: все дело в том, что его представления о прекрасном совпадают с представлениями потенциальных покупателей, не малограмотных и малоденежных, как у "Родины", а знакомых с историей живописи и не довольствующихся реалистичными березками. Игорь избрал своим коньком пастозную технику, дающую холсту рельеф и кажущуюся чем-то необычным. Его пейзажи и цветы полуабстрактны, а женщины голы, обладают тонкой талией и высокой грудью. Важный момент - недосказанность, но в меру. Вряд ли все это можно считать рецептом популярности, но картины Гончарова не просто полностью расходились, но люди просили хотя бы фотографию особо понравившихся.

Так возникла идея делать постеры. Сначала с самого себя, потом с других художников. В этом Гончаров оказался новатором. Сейчас "Уральский арт-сервис" - самый крупный представитель российского рынка живописи, производящий постеры, а Игорь Гончаров - единственный в нашем городе человек, сумевший сделать деньги на искусстве, правда, пропущенном через принтер.

Неблагодарное дело

А вот Сергей Тремаскин считает арт-бизнес самым тяжелым, и судьба его "Мастер-класса", первой в городе частной галереи, - наглядное тому подтверждение. Предполагалось, что в этой галерее будут экспонироваться ведущие художники Челябинска, обнадеживала и личность самого Тремаскина, работавшего в трех музеях и организовавшего не одну сотню выставок. Ряд проектов, самым значительным из которых стал показ картин Вадима Шмыгина, патриарха "бульдозерной" выставки, удалось осуществить в новоявленной галерее, расположившейся на Свердловском проспекте. Собственно, Шмыгиным все и завершилось: картины, стоимость которых измеряется тысячами долларов, не пожелал покупать никто, а "Мастер-класс" попросили со Свердловского проспекта за неуплату аренды. Перекочевав в фойе Камерного театра и подстраиваясь под окружающую обстановку, галерея значительно снизила свой уровень. Тремаскин это понимал и поэтому предпочел осесть на птичьих правах в музее декоративно-прикладного искусства. Но статуса галереи вернуть не удалось. Сегодня "Мастер-класс" - это небольшой салон, где можно приобрести авторскую работу. Общий подъем интереса к произведениям живописи наблюдается и здесь, и все же рост продаж невелик, а основными клиентами салона по-прежнему остаются челябинские коллекционеры. Но удовлетворить запросы самых требовательных из них "Мастер-класс" не в состоянии: далеко не все челябинские художники желают выставлять там свои работы. Отчасти из-за того, что не хотят соседствовать с откровенно ученическими работами, отчасти в силу личных симпатий и антипатий, идущих с советских еще времен, а кто-то просто не хочет отстегивать 33 процента от стоимости картины. Поэтому, если вы хотите приобрести действительно ценную картину, никакой салон или галерея, взятые в отдельности, вам не помогут. Недостаточно будет и знакомства с живописью через выставки, книги, прессу. Нужно знать в лицо художников и коллекционеров, и тогда, быть может, хорошая вещь найдет своего хозяина.

Музей-квартира

Один из наиболее крупных челябинских коллекционеров - Татьяна Джемс-Леви. Ее имя недавно засветилось в прессе в связи с проектом "Кто мы? Куда идем?" Название подсказала картина Гогена, и, хотя оно несколько абстрактно, художников из "Кто мы?:" видно сразу же. Первый признак - они не рисуют цветов и пейзажей. Каждая картина таит в себе какую-то идею, которую нужно разгадать, распутать. Как ребус. Четыре художника предстало пока перед зрителями - Валентин Качалов, Виктория Питиримова, Зайнула Латфуллин и Любовь Серова. Татьяна Джемс-Леви продемонстрировала принципиально новый подход к работе галерейщика - для каждой выставки (все они проходят в галерее искусств "СВ") печатает цветные каталоги, организует теле- и радиоэфиры, чего не делали Выставочный зал и картинная галерея.

Есть у нее и своя коллекция картин, которая за неимением иного помещения находится в квартире. Каждая работа могла бы демонстрироваться в проекте "Кто мы?". И, оказывается, что полотна, приглашающие к размышлению, прекрасно смотрятся не только в музее, но и в домашнем интерьере. С посещения Татьяны Всеволодовны начинали многие, кто заразился потом страстью коллекционирования, поняв, что оригинальным и стильным может быть только авторское полотно.

"Виртуальная галерея"

"Белый тигр" - еще одна составляющая культурного пространства нашего города. Ее директор Дмитрий Давидович говорит, что непостоянство - главный принцип галереи. "Белый тигр" появляется так же внезапно, как и уходит в свое логово до следующей выставки, или, как ее здесь называют, "перфоманса". Возможно, в этом есть и доля лукавства, но такое поэтическое отношение к своей галерее делает ее работникам (их, кстати, 12) честь. Они не только организуют выставки, но и выпускают мультимедийные диски с картинами под названием "Арт-Челябинск", пробуют себя на мировом рынке и подумывают над созданием арт-деревень - заповедников для художников, располагающих к креативу. Предлагает "Белый тигр" и такую любопытную услугу: профессиональный психолог поможет найти "свою" картину, которая убережет хозяина от конфликта с окружающим миром.

Музей одного

Наш обзор был бы неполным, если немного не поторопить события. Очень скоро в самом центре Челябинска откроется музей личных коллекций. Это первый в нашем городе негосударственный музей, и уже этим он интересен. Что будет в нем выставляться и как это будет преподнесено, определяет только один человек - Олег Малахов.

Коллекционированием он начал заниматься еще в 70-е. В 94-м году, после выставки его коллекции в картинной галерее, искусствоведы заметили, что хорошо было бы сделать личный музей.

У Малахова четыре крупные коллекции: китайский и японский фарфор, клаузанэ (эмалированная бронза), русская церковная пластика и современная русская живопись, где особого внимания заслуживают картины известного всему миру уфимского художника Бориса Домашникова, которого челябинцы могут увидеть только здесь. Некоторая разностильность музея в целом Малахова не смущает: есть необъяснимые связи между вещами, принадлежащими одному человеку и отражающими его видение мира, а кроме того, для каждой коллекции нашелся отдельный маленький зальчик.

Около десятка вещей на квадратный метр - такой концентрации мы тоже нигде больше не увидим. Малахов говорит, что здесь ценой многочисленных переделок и перестановок создана особая креативная зона, побывав в которой, можно запросто подцепить вирус коллекционирования. Воспитывать у кого-то вкус, в том числе к живописи, Олег Петрович не собирается, а просто хочет расширить культурологическое пространство нашего города, приблизив его к двум российским столицам.

В мастерской

Есть еще один способ знакомства с современной живописью - через мастерские художников. Художник Павел Ходаев ничего не имел против такого знакомства, заметив, что в незнакомом городе он и сам поступил бы так же.

По его словам, сегодняшнее обилие салонов ничуть не изменило жизнь художника к лучшему, а основной заказчик - областная картинная галерея - сейчас почти ничего не приобретает.

Пресловутое "наше время" никоим образом не должно влиять на творчество, ну разве что иногда приходится выполнять его маленькие прихоти. Так, например, один предприниматель заказал Ходаеву огромную копию полотна Снейдерса "В мясной лавке" и предоставил для этого фотографию 9х13. Ни делать копий, ни рисовать в такой манере Павлу Петровичу не приходилось, потому и перекрестился, взявшись за работу. Но вроде бы все получается, и заказчик доволен.

Он, как и большинство из нас, остановился на достижениях живописи XVIII-XIX веков. А двадцатый принес понятие "художник для художников". Между тем это химера. Для постижения современной живописи человеку нужен элементарный визуальный опыт, а вместе с ним придут и вкус, и умение определять ценность картины.

Чтобы пополнить гардероб хорошей вещью, мы готовы обойти несколько магазинов. Но картина покупается на более долгий срок, и может стать для своего хозяина чем-то гораздо большим, чем просто красивое пятно на стенке. Не откажите себе в удовольствии побродить по выставкам и салонам. В ближайшее время их станет еще больше. На днях оправится от ремонта Выставочный зал Союза художников на Цвиллинга и, если не отдаст все свои площади в аренду, обещает удивить новыми проектами, откроет свою галерею подземный король Никитин, собравший, как говорят, интересную коллекцию. Но все же самое обширное и качественное собрание находится в картинной галерее, которая вот уже много лет ждет новых помещений, чтобы показать все свое богатство. n

Комментарии
Комментариев пока нет