Новости

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Отраслевой экономист - профессия на все времена

19.06.2009
Вчерашние школьники готовятся к выбору жизненного пути

Популярный когда-то спор между физиками и лириками давно утратил свою актуальность. Большинство выпускников школ все чаще делают выбор в пользу экономического образования как наиболее всеобъемлющего и универсального. О том, почему это происходит, что  на самом деле дает экономическое образование сегодня и каким оно будет в перспективе, размышляет один из ведущих ученых-экономистов Южного Урала, основоположник научной школы, директор Института экономики отраслей, бизнеса  и администрирования ЧелГУ, заведующий кафедрой "Экономика отраслей и рынков", доктор экономических наук, профессор, лауреат конкурса "Лучший менеджер России", заслуженный работник высшей школы РФ Виктор Бархатов.

--  Нельзя считать себя современным человеком, не зная законов экономического развития, - говорит Виктор Иванович. - А когда экономические знания максимально приближены к конкретным отраслям, подкреплены практическими навыками и умениями, их носитель обретает такой уровень профессиональной компетентности, что всегда остается востребованным на рынке труда.

Вчерашние школьники готовятся к выбору жизненного пути

Популярный когда-то спор между физиками и лириками давно утратил свою актуальность. Большинство выпускников школ все чаще делают выбор в пользу экономического образования как наиболее всеобъемлющего и универсального. О том, почему это происходит, что на самом деле дает экономическое образование сегодня и каким оно будет в перспективе, размышляет один из ведущих ученых-экономистов Южного Урала, основоположник научной школы, директор Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ, заведующий кафедрой "Экономика отраслей и рынков", доктор экономических наук, профессор, лауреат конкурса "Лучший менеджер России", заслуженный работник высшей школы РФ Виктор Бархатов.

-- Нельзя считать себя современным человеком, не зная законов экономического развития, - говорит Виктор Иванович. - А когда экономические знания максимально приближены к конкретным отраслям, подкреплены практическими навыками и умениями, их носитель обретает такой уровень профессиональной компетентности, что всегда остается востребованным на рынке труда. Именно поэтому подавляющее число наших выпускников находят работу в наиболее важных и перспективных отраслях экономики, успешно строят карьеру, получают достойную оплату своего труда и при этом приносят пользу обществу, являются кадровым резервом для пополнения региональной элиты. Разговоры о том, что у нас якобы переизбыток экономистов, не имеют под собой никакой почвы. Хороший экономист - не бухгалтер. Это штучный специалист, который постиг внутренние механизмы развития экономических процессов, а потому он может выходить за рамки узкой специализации и успешно работать в ряде других отраслей, перестраиваясь под запросы рынка труда. Я не хочу сказать, что кадровой проблемы не существует, но в условиях постиндустриального общества она носит другой характер: совершенствование технологий и автоматизация трудоемких процессов высвобождают в первую очередь неквалифицированных рабочих. Менеджеры высшего и среднего звена, организаторы производства, к которым принадлежат выпускники нашего вуза, нужны во все времена. Современное экономическое образование - это огромный пласт знаний, включающий философию, математику, науку управления, иностранный язык и многое-многое другое.

-- Виктор Иванович, расскажите, что представляет собой Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования, которым вы руководите?

-- Наш институт, на очном и заочном отделениях которого обучается 5,5 тысячи студентов, открылся в 2005 году. Он является структурным подразделением Челябинского государственного университета, в котором, кстати сказать, параллельно с нами работают экономический факультет и факультет управления. Главное отличие нашего института - обучение по новым, востребованным специальностям с применением новых образовательных технологий. Наши студенты изучают не абстрактную экономику, а экономику предприятий связи, нефтяной и газовой промышленности, электроэнергетики, металлургии, городского хозяйства. Естественно, фундаментальную экономическую науку студенты изучают тоже. В обучении соблюдается баланс: с одной стороны, это серьезный объем унифицированной подготовки, как и полагается в классическом университете, с другой - специализация по отраслям. В итоге студенты получают всесторонние знания по интересующему их предмету, которые могут применять в самых различных профессиональных сферах. К примеру, специалист нефтяной и газовой промышленности может работать в сфере управления и т.д. К слову сказать, среди будущих нефтяников и газовиков много представителей Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Тюменской области. Тому есть объяснение: стоимость обучения в нашем институте почти вдвое ниже, чем в Тюмени. Дешевле проехать 400 км и учиться в Челябин-ске. Тем более что качество обучения у нас по многим параметрам выше.

-- Вы упомянули будущих нефтяников, газовиков, металлургов, связистов и электроэнергетиков. Кого еще готовят в институте экономики?

-- Всех перечисленных специалистов обучают на специальности "Экономика и управление на предприятии", являющейся самой востребованной. В основном благодаря тому, что это наиболее прикладное из всех наших подразделений. Его выпускники находят себя в финансово-аналитической, производственной, маркетинговой, проектно-экономической сферах деятельности. Постепенно начинает расти рейтинг специальности "Экономика и управление на предприятии городского хозяйства". Не последнюю роль в этом играют растущие бюджетные инвестиции в эту сферу, а также та роль, которая уготована УЖКХ развитием новых производственных отношений. К управлению городом надо подходить в единстве его экономических, социальных, хозяйственных связей. Стабильно высокий спрос на подготовку по специальности "Финансы и кредит", где готовят экономистов, а с нынешнего года введена специализация "Оценка собственности". Самый большой конкурс - 90 человек на место - в прошлом году был зафиксирован на отделении "Таможенное дело". Видимо, причина не только в том, что Челябинская область является приграничной, но и в том, что это новое и перспективное дело. "Государственное и муниципальное управление" в большей степени востребовано заочниками, в том числе госслужащими. Перспективная специализация - "Инновационный менеджмент", открытая у нас на специальности "Менеджмент организации". Дело в том, что сейчас в экономике возникает много венчурных проектов, связанных с высокой степенью риска и столь же высокой доходностью. И надо быть по-настоящему высококлассным специалистом, чтобы просчитать баланс интересов, проанализировать плюсы и минусы, отличить блеф от перспективной коммерческой затеи, и мы учим студентов этой непростой науке.

-- Приведите пример инновационного менеджмента.

-- Например, сотовая связь. Раньше казалось, что наиболее очевидный путь развития телекоммуникаций - это спутниковая связь, ведь для того чтобы создать сотовую, надо было построить множество ретрансляционных станций и поверить в проект, который казался авантюрным. Но нашлись люди, которые в это вложились и получили тысячекратный рост активов. Здесь же, пожалуй, уместно сказать и о том, что мы сотрудничаем с Московским инженерно-физическим институтом по созданию программ профессиональной переподготовки лиц, имеющих высшее образование "Менеджер наукоемких технологий". Это новая область знаний, находящаяся на стыке инженерии и экономики. Надеемся запустить эту программу со следующего года и таким образом привлечь к себе дополнительных студентов.

-- Как бы вы сформулировали главные особенности обучения в Институте экономики отраслей, бизнеса и администрирования?

-- Во-первых, большая инновационная составляющая, о которой я уже частично рассказал. Отработка новых образовательных технологий, таких как, например, система преподавания в режиме телеконференций. Это особенно удобно тем, кто не может постоянно приезжать в Челябинск: иногородние работающие, инвалиды и другие категории. Формат телеконференций позволяет заниматься дистанционным обучением, интерактивно общаться практически без отрыва от производства и, что немаловажно, экономить время и деньги студентов. И все это без ущерба для качества обучения. Сегодня в систему телеконференций включены Шадринск, Нязепетровск, Верхний Уфалей, Орск, Катав-Ивановск, в ближайшем будущем к этому перечню добавятся Копейск и Трехгорный.

Во-вторых, очень важно, на мой взгляд, и максимальное приближение обучения к практическим знаниям, реальному производству. У нас заключен договор с Челябин-ской таможней, в соответствии с которым студенты проходят там практику, набираются опыта. Мы приглашаем ведущих специалистов этого уважаемого ведомства для чтения спецпредметов. Сотрудничаем и с другими потенциальными работодателями, например Челяб-энерго. У этого предприятия прекрасный учебно-тренировочный центр, лабораторная база, возможность знакомить студентов с особенностями работы предприятий энергетической отрасли. Все это делает подготовку специалистов более точной, а в дальнейшем сокращает период профессиональной адаптации молодого специалиста (в обычных условиях на это уходит год).

-- Сейчас ломаются копья по поводу магистратуры и бакалавриата. Будут ли в вашем институте вводиться эти новации?

-- Наш вуз, как и все высшие учебные заведения страны, будет переходить на двухуровневую систему подготовки специалистов "бакалавр-магистр". Напомню, что для получения степени бакалавра надо будет учиться 4 года, а после этого, отучившись еще 2, получить степень магистра. Со следующего года мы уже начнем набор будущих бакалавров, поэтому 2014 год будет для нашего вуза особо ответственным: на рынке труда окажутся сразу два выпуска - те, кто поступил к нам в 2009 г., и бакалавры 2010-го. Что касается подготовки в нашем вузе магистров, то она уже ведется как очно, так и заочно, в 2008 году состоялся первый выпуск магистров. Председатель государственной аттестационной комиссии профессор Московского государственного университета Александр Львович Бобров высоко оценил уровень подготовленности новых для образовательного рынка специалистов, отметив, что магистерские диссертации южноуральцев практически не отличаются от кандидатских диссертаций. Часть свежеиспеченных магистров стала дальше заниматься наукой, часть осталась на кафедре, знаю и тех, кто продолжает заниматься любимым делом, сочетая работу с дальнейшей учебой.

Поскольку магистратура - дело новое, обучение здесь имеет свою специфику. Это гибкое расписание занятий, удобное для работающих магистрантов - по вечерам и в субботу, а также использование модульной системы организации учебного процесса и формирование индивидуальной образовательной траектории обучения.

-- Расскажите об этом подробнее.

-- Модульный принцип организации учебного процесса предполагает разбивку обучения на 7-8 модулей продолжительностью 5-6 недель каждый, объединенных логикой учебного материала и дающих возможность максимального погружения в обучающую среду. Знания, полученные в результате модульной системы обучения, невозможно забыть. Важно и то, что подобная методика позволяет реализовать принцип вариативности образования, предоставить каждому возможность более глубокого изучения тех предметов, которые необходимы именно ему в процессе получения конкретной специальности. Эту задачу удается решить благодаря внедрению гибких образовательных траекторий. Куратор в области их формирования, именуемый тьютором, помогает слушателю определить перечень предметов с учетом его специализации и интересов. В Англии, где такая система работает довольно давно, у выпускников одного и того же учебного заведения в дипломе могут быть перечислены совершенно разные предметы. Мы считаем модульную систему обучения перспективной, а ЧелГУ является вместе с Российским университетом дружбы народов лидером ее продвижения на рынке образования. Эта система обучения также используется на факультете лингвистики и перевода ЧелГУ.

-- Какие корректировки в подготовку будущих специалистов вносит кризис?

-- .Для того чтобы повысить уровень конкурентоспособности выпускников Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования, в этом году все дипломники включили в свои работы главу об антикризисном управлении предприятиями и учреждениями на примере реальных объектов. Это могут быть крупные заводы, муниципальные унитарные предприятия, районные администрации и т.д. Дипломные проекты освещают главные вопросы жизнедеятельности предприятий и учреждений в период кризиса, раскрывают механизмы максимизации доходов, минимизацию затрат и т.д. Получение свободного доступа к общероссийской базе данных Первого независимого рейтингового агентства, в которой хранится информация о работе 5 миллионов отечественных предприятий, даст нашим студентам возможность осуществить более глубокий анализ, проводить аналогии с другими предприятиями того же профиля в других российских городах и в итоге повысить качество конкретной исследовательской работы и свой собственный профессиональный уровень.

Мы постоянно изучаем ситуацию на рынке образовательных услуг, используя для этого различные механизмы исследований, мнения экспертов, и со всей ответственностью можем утверждать, что падения спроса на выпускников нашего вуза нет и не предвидится. Более того, кризис и связанная с ним переоценка ценностей требуют пересмотра многих устоявшихся взглядов и традиций, а это значит, что потребность в грамотных специалистах вырастет еще в большей степени. Причем это будут специалисты в совершенно новых областях знаний, например те, кто займется "состыковкой" производителя услуги с ее потребителем, заказчиком. Главное - не наращивание объемов производства, как это было в советские времена, а налаживание каналов сбыта, формирование новых потребностей.

-- Например?

-- Например, еще совсем недавно мы не знали, что такое автонавигатор, SMS, MMS, GPRS. А потом появились люди, создавшие эти функции, и эти функции настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы себя без них уже не представляем.

-- Представители высшей школы особо ценят, когда вуз интегрирован не только в региональный, но и в мировой образовательный рынок. Есть ли у Института отраслевой экономики перспективы на этот счет?

-- Наше сотрудничество со столичными вузами, в числе которых Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, МИФИ, - уже реальность. Завязаны прочные деловые отношения с университетом голландского города Арнем. В течение предстоящего учебного года предполагается обмен учебными группами: наши студенты будут учиться в Голландии, а студенты из Арнема приедут к нам. Если удастся решить формальности, возникающие из-за языкового барьера, можно будет вести речь о двойном дипломе.

-- Виктор Иванович, наверняка многих интересует, сколько в этом году в вашем вузе бюджетных мест?

-- В этом году их 10, и, я думаю, они будут распределены между самыми достойными ребятами. Но хочу обратиться к родителям: даже если ваш сын или дочь не поступили на бюджетное место, это не повод для того, чтобы забирать документы и поступать куда попроще, лишь бы получить диплом о высшем образовании. Сегодня на рынке труда огромная конкуренция и выдержать ее, а значит, и найти свое место в жизни сможет лишь тот, кто лучше к этому подготовлен. Образование - не та сфера, на которой стоит экономить.

Лидия ИВИНА

Комментарии
Комментариев пока нет