Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Люли бегут от войны

22.05.2002
Почему бывшие бахчевники стали бродягами

Виктор РИСКИН
Кыштым

"Стреляли!"
Пятилетняя Мадина - попрошайка никудышная. Выставит вперед грязную ладошку и молча прется в приоткрытую дверь чужой квартиры. Хозяева, завидев такого чертенка, слегка очумевают, стараются поскорее сунуть ей, что под руками, и вытолкать обратно на лестничную площадку. Отцу Мадины, 24-летнему Саиду, тоже далеко до профессионального нищего. Выбрит, одежда чистая, глаза застенчивые.

Почему бывшие бахчевники стали бродягами

Виктор РИСКИН

Кыштым

"Стреляли!"

Пятилетняя Мадина - попрошайка никудышная. Выставит вперед грязную ладошку и молча прется в приоткрытую дверь чужой квартиры. Хозяева, завидев такого чертенка, слегка очумевают, стараются поскорее сунуть ей, что под руками, и вытолкать обратно на лестничную площадку. Отцу Мадины, 24-летнему Саиду, тоже далеко до профессионального нищего. Выбрит, одежда чистая, глаза застенчивые. Просит тихо, неназойливо. Получив от меня старый, но приличный пиджак и десятку с мелочью, не бежит опрометью за следующей данью, а, не снимая тюбетейки, кланяется и непрерывно твердит: "Рахмат, рахмат, рахмат!"

В отличие от своего киношного тезки, Саида из "Белого солнца пустыни", мой Саид не спешил туда, где стреляли. Наоборот, вместе с сородичами подался подальше от выстрелов, с южных границ бывшего СССР на Урал. Обо всем этом мы с ним обстоятельно поговорили на скамейке возле подъезда. Мадина, обрадовавшись перерыву в работе по сбору милостыни, убежала на детскую площадку, где ее приняли в свой круг местные ребятишки.

Саид нисколько не удивился блокноту и ручке, которые я вытащил из кармана, и с обескураживающей откровенностью стал надиктовывать страницы своих странствий:

-- Мы не таджики и не узбеки. Мы принадлежим к редкой национальности - люли, или мугат. Коренной язык - форс. Говорим по-арабски. Владеем таджикским, узбекским, русским. Всего нас 120 семей. В Кыштым приехало пять - 19 человек, пятеро из них - мужчины. Почему в Кыштым? Здесь служил Мурот - брат моей тещи Розы. Ей 46 лет, и она у нас за старшую. Мурот рассказывал, что в Кыштыме люди хорошие и работу найти можно. И вообще вы - русские - не обращаете внимание на национальность. Для вас что люли, что другие, все равно. А те:

И тут Саид выдал. Он сказал очень оскорбительное слово, которым наградил всех сограждан республики, откуда приехал. Привести это слово целиком или хотя бы намекнуть не имею права во избежание не то что регионального, а даже планетарного взрыва.

-- Так ведь ты тоже к ним относишься, - осторожно намекнул я Саиду. - Получается, и себя ты так же характеризуешь.

-- Ну и что, - гортанным голосом возразил мой горячий собеседник и заблестел черными глазами. - Значит, мы все такие. Вот почему и бежим к русским. Было бы как раньше, никуда бы не бежали.

Наш адрес - не дом и не улица

Раньше для Саида - это Советский Союз. Тогда, по его словам, все жили очень хорошо. Отец Боря и мама Матлю работали в лесхозе, выращивали арбузы, дыни, гранаты. Родили и подняли на ноги 15 (!) детей. Но вот Союз развалился, а с ним пропало все. Взамен пришли войны и безработица.

-- Нам говорят, - опять завелся Саид, - вы не наши, вы - люли. Земли мало, работы нет. Уходите отсюда: Мы семь лет денег не видим. Если и поработаем где-то, то денег все равно не заплатят. Вот и разбежалась наша семья. С отцом и мамой остался только мой младший брат Март.

В Кыштыме люли ходят по квартирам или базарам. Жена Саида Рано на "пятачках" пытается сбывать "заговоренные" камушки, пробует гадать. Желающих купить камни от наговоров и сглаза находится мало. Приходится мужчинам-люли наниматься в работники. Где огород вскопают, где дров нарубят. Так, за одну вспашку получили три буханки хлеба и 50 рублей.

Первые пять дней все 19 люли ночевали на вокзале, днем бродили по городу, вечером грелись у костров на окраине.

-- Приходили они ко мне, - говорит специалист миграционной службы Ираида Молчанова. - Помогите, просят, чем можете. А что я могу? Отвела их в центр соцпомощи. Там их накормили, дали рис и сахар, детям подобрали одежду, и все. Дальше пусть обращаются в паспортно-визовую службу. Они не претендуют на гражданство России. Им нужна работа, чтобы жить и кормиться.

Варах бараката

Да, люли не хотят менять гражданство. Они хотят просто жить. Но получить статус вынужденного переселенца сейчас непросто. Из закона о вынужденных переселенцах первого января прошлого года исчез пункт "г". Вместо категории "бывшие граждане СССР" появилась новая - "лица без гражданства". Если "бывшие" имели больше шансов устроиться в России, то теперь те, кто "без гражданства", - всего лишь иностранцы, но никак не наши бывшие сограждане.

В паспортном столе мне подтвердили эту информацию. Сообщили, что "неграждане" имеют право на временную трехмесячную прописку. Это стоит всего 20 рублей. Затем они должны устроиться на работу или уехать ("что желательнее!"). Исчезновение пункта "г" сказалось на количестве переселенцев, приезжающих в Кыштым. В нынешнем году 47 человек обратились в миграционную службу, а за тот же период прошлого года аж 153.

Наши люли в Кыштыме пристроились. Прописались в доме на улице имени наркома просвещения Луначарского и теперь ищут какую-то работу. Как выяснилось, они умеют не только выращивать бахчевые культуры, с которыми на Урале напряженка, и просить Аллаха ради. Есть среди них профессиональный повар, строитель, водитель, швея: Им ничего не надо в этой жизни, кроме самой жизни, покоя, работы и крыши над головой. И чтобы не стреляли. Еще они не хотят, чтобы им кричали вслед оскорбления только потому, что они принадлежат к очень древнему народу - люли, или мугат.

На прощание Саид записал мне в блокнот такие слова: "Ассалам алейкум варах маттеляху бараката". С арабского это означает пожелания здоровья, мира, благополучия. Всем людям, будь он русский, узбек, таджик или народ с именем, как из детской колыбельной, - люли. n

Комментарии
Комментариев пока нет