Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Я видел, как зрителю оторвало голову

02.07.2009
Интервью со скандально известным режиссером Алексеем Янковским.

Премьера «Чайки» в Камерном театре состоится только сегодня, но спектакль уже нашумел. Исполнительница главной роли стала лауреатом областного конкурса "Сцена 2009" за лучшую женскую роль, а самих актеров и зрителей, побывавших на прогонах спектакля, одолевают многочисленные вопросы. Почему на сцене вода? Почему в спектакле по пьесе, написанной более ста лет назад, звучит современная музыка? Почему режиссер Алексей Янковский, ставивший современных драматургов, обратился к Чехову.

У скандально известного петербуржца длинные волосы, черные очки. Как всегда, много курит. Как всегда, отвечает только на то, что ему больше нравится. Сетует на отсутствие театральных критиков. Раздражается на глупые вопросы, но быстро успокаивается. Беседу начинает сам, поинтересовавшись, что у журналиста на голове. Очень радуется, услышав в ответ «взрыв на макаронной фабрике». Повторяет его несколько раз.

- Актеры говорят, что вы ставите перед ними нелегкие задачи: им пришлось за полгода экстренно выучиться играть на скрипке, аккордеоне, мандолине. На сцене вы водопад устроили. Сами из театра уходите в 12 ночи. Ради чего мучаетесь и других мучаете?

- Потому что я выбрал себе профессию режиссера, а профессия – как выбор способа самоубийства. Это то, во что ты вкладываешь свои жизненные силы.

- Вы считаете, зритель это оценит?

- Я думаю о зрителях лучше, чем вы! Я обращаюсь к зрителю, который живет в человеке. Этот зритель чистый, у него есть воспоминания об Эдеме, об идеальном мире.

- На прогоне «Чайки» кто-то сказал: я умом не понял, но сердцем ощутил. Вас не смутила такая реакция на спектакль?

- Абсолютно не смутила. Понимать не нужно, главное - смотреть. Вот вы ходите в «Русский музей», вы что, все понимаете? Некоторые вещи приходится догонять по ходу жизни. Есть такой анекдот про настоящее мастерство. Как-то раз состоялся юбилей палача. На площади собрались поклонники, смотреть, как он будет демонстрировать свое искусство. И начал палач над головой жертвы выписывать мечом пируэты. Все в восторге, бурно аплодируют, а жертва ничего не поняла и спрашивает: ну и что, где искусство-то, ничего ты мне не отрубил, все на месте. На что палач отвечает: «Парень, ты головой-то тряхни!» Вот и я также. Я видел, как тому парню – зрителю голову оторвало.

- В каждом ли человеке живет «зритель»?

- Не в каждом. Зритель - это продукт воспитания, а толпа не является зрителем.

- Не слишком ли много сейчас толпы, не слишком ли мало зрителя?

- Театр был всегда элитарен. В античные времена поселению не присваивали статус города, если в нем не было театра, а гражданину вменялось в обязанность два раза в месяц ходить в театр. Так и сейчас театр несет не развлекательную, а образовательную функцию. Он питает душу, чтобы человек оставался человеком, а не животным. Пока ничего не изменилось.

- Почему вы так много работаете для провинциальной публики?

- Есть такая притча – не притча, даже не знаю, как назвать. Существует, четыре типа людей. Первый тип – это те, кто послан сюда на понижение, им все плохо, они мучаются на земле. Второй тип – те, кто пошел на повышение. Им просто замечательно. Третий тип местные, они всегда тут, они всем помогают. А памятники ставят командировочным.

- То есть, вы считаете…

- Я ничего не считаю. Вот сейчас с вами беседует лучший режиссер мира и Европы, и это так. А столичного зрителя сейчас нет. В России сильна центробежная сила, поэтому Москва и Питер превратились в два вокзала. Да к тому же, я давно заметил, что простая публика понимает меня лучше. У нас с Климом, например, есть спектакль «Девочка и спички», в котором действие происходит в кромешной темноте. Мы совершенно спокойно играем его на большой сцене за деньги. Люди платят и смотрят.

- Читала одно из ваших интервью, сложилось впечатление, будто «Чайка» появилась только из-за бассейна, вроде как Афродита из пены морской.

- Чтобы прилетела Чайка, нужно сначала налить бассейн, приложить усилия и тогда создастся атмосфера. Атмосфера - это то, что получается в результате игры, а не создается самими актерами. В большинстве театров я вижу, что актеры перестали работать с системой образов. Все идет на голом сюжете, а сюжет – это только сеть, в которую можно что-то поймать или не поймать. Если к сюжету не добавить образов, атмосфера не придет.

- А почему у вас актеры на сцене так громко говорят?

- Они говорят так, как должны говорить. Послушайте старые записи. Актер должен «говорить на сцене», а не разговаривать. Особенно в пьесах, которые написаны репликами.

- Вы однажды сказали актерам: идите по репликам, как Фома шел по камням. По-вашему, есть ли такие камни в жизни? Маркирует ли жизнь правильную дорогу?

- Безусловно, нужно только быть внимательным. В жизни нет случайностей. Высшее умение - «отличать события по их художественной значимости по их влиянию на твою жизнь». А потом уже и этого не нужно. Я уже не распоряжаюсь своей жизнью. Мне говорят – я делаю.

- Кто говорит?

- …

- Вот спросите, лучше, есть ли у меня собака.

- Скажите, пожалуйста, у вас есть собака?

- А я не знаю, есть ли у меня собака! Когда приеду домой, в Петербург, тогда и скажу. Знаете, путешественников считали умершими до той поры, пока они не вернутся. Вот и я как путешественник. Пока я целиком здесь, а не дома.

- В чем отличие театральных законов от законов жизни?

- Высочайшим достижением в театре является все-таки исполнение, а не переживание. Это спор между Станиславским и Михаилом Чеховым. Действие на сцене первично. В жизни мы сначала что-то чувствуем и переживаем, а потом действуем. А на сцене наоборот: сначала что-то делаем, а потом думаем и понимаем, зачем мы это делали, и зритель тоже чувствует. Когда актриса в театре кричит, что Бога нет, она должна так крикнуть, чтобы зритель понял: есть Бог. Театр - это зеркало. Когда вы смотрите в зеркало - то, что у вас правое - левое, то, что левое - правое. Именно согласно этому закону, если в жизни все плохо, то в театре должно быть все хорошо.

- Правда ли, что все человеческие удовольствия рано или поздно перестают быть удовольствиями?

- Я в детстве любил кататься на лошадках. На деревянных каруселях с лошадками. Уже не хочется. Точно также происходит с другими аттракционами, которые дает нам жизнь: они исчерпывают себя. Но есть вещи, которые все-таки имеют значение.

- Какие?

- …

- У режиссеров, драматургов, актеров время так сжимается, что у них есть та секунда, когда они могут сказать что-то Богу. Сожми время, и тогда оно будет тебе подвластно. Самые свободные люди – это актеры.

- Потому что они несвободны?

- Да!

- А если человек не принадлежит театру?

- Я так отвечу: вы видите стол? На нем пепельница и только. Жизнь заключается не в наборе вещей, а в их отборе, нужно делать так, чтобы на столе осталась только одна вещь. Это как матрешка, каждое последующее действие вмещает в себя предыдущее.

- Почему же у вас на сцене так много всего: песни, пляски, буффонада, маски из венецианского карнавала...

- Откуда я знаю? Сам пытаюсь понять. Я же не придумываю спектакль, я выращиваю его, а потом изучаю, как цветок. Это же высший пилотаж, когда успеваешь еще полюбоваться своим творением.

- Вы довольны своей работой?

- Какая это работа? Это же сплошное наслаждение!

Однажды меня искали из Санкт-Петербурга, звонили в Камерный, а трубку взяла Виктория Николаевна, художественный руководитель театра. Ее спросили: "Вы не подскажете, где Янковский?" Она ответила: "Где, где… в зале, наслаждается своим творчеством".

По-моему, гениальный ответ. Так и жизнь любого человека - это творческий акт. Другое дело, что не у многих на это хватает сил, мужества и так далее. Мы же совсем другое понимаем под словом наслаждение. Для того чтобы наслаждаться, простите вы меня, надо вложить столько труда, любви, бессонных ночей… У нас есть, у кого учиться. В Библии все написано.

Так что, желаю вам…

Беседовала Евгения КОРОБКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет