Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Придет ли реформа в квартиры?

23.05.2002
ЖКХ требуются новые законы

Почему так трудно осуществляется реформа жилищно-коммунального хозяйства? Неужели экономические законы, не действовавшие в этой отрасли десятилетиями, заржавели настолько, что их невозможно привести в рабочее состояние? Но будут ли старые законы эффективны в век новых технологий? Эти и многие другие вопросы неизбежно возникают, когда речь идет о поиске новых механизмов процесса реформирования.

Сегодня о проблемах отрасли мы вновь беседуем с депутатом Законодательного собрания Челябинской области, председателем комитета по жизнеобеспечению, строительству и ЧС, членом правления ЖКХ России Аркадием Григорьевичем Шафигулиным.
- Аркадий Григорьевич, можно ли как-то смягчить остроту нынешней ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве? Есть ли кардинальный выход, ведь, как известно, безвыходных ситуаций не бывает?
- Решать проблемы прорывом - метод позавчерашнего дня. Отрасль лихорадит, и разовые вливания, кратковременные, экстренные меры не способны исправить ситуацию. Увы, но сегодня нет еще глубокого понимания важности сферы жизнеобеспечения, нет осознания того, что жилищно-коммунальное хозяйство буквально пронизывает экономику и является основой социальной политики.

ЖКХ требуются новые законы

Почему так трудно осуществляется реформа жилищно-коммунального хозяйства? Неужели экономические законы, не действовавшие в этой отрасли десятилетиями, заржавели настолько, что их невозможно привести в рабочее состояние? Но будут ли старые законы эффективны в век новых технологий? Эти и многие другие вопросы неизбежно возникают, когда речь идет о поиске новых механизмов процесса реформирования.

Сегодня о проблемах отрасли мы вновь беседуем с депутатом Законодательного собрания Челябинской области, председателем комитета по жизнеобеспечению, строительству и ЧС, членом правления ЖКХ России Аркадием Григорьевичем Шафигулиным.

-- Аркадий Григорьевич, можно ли как-то смягчить остроту нынешней ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве? Есть ли кардинальный выход, ведь, как известно, безвыходных ситуаций не бывает?

-- Решать проблемы прорывом - метод позавчерашнего дня. Отрасль лихорадит, и разовые вливания, кратковременные, экстренные меры не способны исправить ситуацию. Увы, но сегодня нет еще глубокого понимания важности сферы жизнеобеспечения, нет осознания того, что жилищно-коммунальное хозяйство буквально пронизывает экономику и является основой социальной политики. Поэтому от положения дел в этой отрасли непосредственно зависит формирование мнения рядового гражданина о порядке в стране. Единственный путь - это системный, сбалансированный подход по всем основным направлениям реформ. Законодательная база - это основа, реструктуризация управления и функционирование всех подразделений, взаимодействие с населением при его активном участии в процессе реформирования.

-- Но реформа продвигается с трудом. По какой причине это происходит, что противостоит реформе?

-- Прежде всего устаревшая, во многом формальная система управления. Во всех отраслях, кроме жилищно-коммунальной, ликвидированы лишние ступени вертикали исполнительной власти, многочисленные управления, главки и тому подобное. Это сдерживало развитие отраслей. Что мы видим в коммунальном хозяйстве? Отрасль не имеет централизованного руководящего органа, тогда как управленческие системы на местах чрезвычайно разветвлены. Соответственно и ход реформы по стране никем не контролируется. Исполнительная власть имеет, как правило, настолько широкий диапазон деятельности, что бывает подчас бессильна расставить проблемы по приоритетам. Подобные условия и создают во многом формальный подход к продвижению реформы.

-- Какова роль органов местного самоуправления?

-- Многоярусные управленческие структуры - излишество, влияющее на себестоимость оказываемых коммунальных услуг. Это препятствуют реформе. Между тем реорганизация отрасли не требует существенных затрат. При создании рыночных отношений ненужность некоторых управленческих ступеней становится очевидной. А рынок требует четкости от административного управления, которое может быть эффективным, если не превышает по объему удельного веса собственных функций и разумного механизма своего назначения. На местные органы самоуправления возложена не меньшая функция, чем на центр. Многие вопросы имеют местные особенности и должны решаться местными властями. Есть города, опыт которых не помешало бы перенять. Есть и у нас в городе энтузиасты-одиночки, к которым самое время отнестись с пониманием, инициатива в рыночных условиях особенно нуждается в поддержке. Рынок - жесткая, но на сегодня единственно жизнеспособная реальность взаимоотношений в экономике.

-- Что предполагают рыночные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве?

-- Это отношения заказчика и подрядчика-поставщика и потребителя жилищно-коммунальных услуг. Их отношения регулируются и строятся на договорной основе. Подрядчиков в рыночных условиях должно быть несколько, чтобы квартиросъемщик или товарищества собственников жилья (потребители коммунальных услуг, заказчики) могли выбирать. Тогда возникнет конкуренция между подрядными организациями и предприятиями, жильцы смогут сами определить подрядчика, предоставляющего более качественные услуги. Мы как потребители приходим в магазин и покупаем тот хлеб, который выбрали сами, а не тот, на который нам показали, не предоставив выбора. Это нормальные рыночные отношения, то есть созданные условия выбора продукции и услуг.

-- Как перейти к рыночным отношениям?

-- Рыночные отношения предполагают создание конкурентной среды, которая, в свою очередь, формируется через изменение форм собственности в жилищно-коммунальном комплексе. Служба заказчика и подрядчика - это собственники жилья, с одной стороны, и собственники предприятий, предоставляющих коммунальные услуги, с другой стороны. К настоящему рынку путь у нас долгий, но идти по нему придется. А переход к рыночным отношениям возможен только через изменение форм собственности. Жилищно-коммунальное хозяйство находится в упадке, более того, если сегодня тянуть с реформой, не предпринимать последовательных, но в то же время решительных шагов, отрасль далее может только деградировать. Установление рыночных отношений не будет легким: убыточные предприятия надо возрождать и делать конкурентоспособными.

На состоявшемся недавно в Москве третьем Всероссийском форуме по проблемам жилищно-коммунального хозяйства мы обсудили многие вопросы реформирования и модернизации отрасли. В том числе в резолюции форума значится и обращение к правительству о ликвидации муниципальных предприятий путем изменения форм собственности. На федеральном уровне вопрос был одобрен еще в 2000 году, но на местном встретились, как всегда, многочисленные препоны. Сегодня я как председатель комитета по жизнеобеспечению, строительству и ЧС намерен инициировать скорейшее решение этих вопросов в области на законодательном уровне. Здравый смысл говорит, что нам нужна не реформа оплаты жилья и коммунальных услуг, а реформа всей отрасли в целом, всего комплекса проблем.

С. кузьмина

Комментарии
Комментариев пока нет