Новости

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Как стать всемогущим?

03.07.2009
«Я сам, я сам, я сам…», - волшебная пара слов, с которой начинается завоевание своей зоны ответственности в этом мире.

«Я сам!», - кричит ребенок, когда родители забирают ложку из его ручонок, не в силах видеть, как тот уже основательно вымазался и потерял половину каши. «Я сам», - требует он, когда родители в вечной своей суете и намерении сэкономить время не оставляют никакой надежды одеться самому. «Я сам, я сам, я сам…», - волшебная пара слов, с которой начинается завоевание своей зоны ответственности в этом мире.

Многие ли родители помнят, когда их маленький человечек впервые произнес эти слова? А ведь это не менее важный момент, нежели прорезывание первого зуба. И поддержка своего чада в этот момент определит очень многое в его жизни, в том числе физическое и психическое здоровье, успешность и умение сохранять трезвый взгляд на вещи.

В предупреждении наркологических проблем воспитание ответственности - один из основополагающих разделов работы. Об этом размышляет сегодня старший психолог Челябинской областной клинической наркологической больницы Елена Боровкова.

Наши пациенты отличаются от людей, способных трезво жить, безответственным отношением к своему здоровью и здоровью своих близких. Обучение их ответственности – один из важных моментов коррекционной работы. Очень часто больные с зависимостью от психоактивных веществ, прибегают к их употреблению для того, чтобы хотя бы на время уйти от решения проблем в некую иную реальность, то есть избегают ответственности. Как правило, при этом они испытывают обиду, вину, гнев, раздражение, имеют много претензий к окружающему миру, близким.

Это состояние является условием для возникновения и сохранения болезненного процесса. Без восстановления ответственного отношения к себе и окружающему миру эффективно лечить наркологические заболевания невозможно. Хотя, как известно, переделывать или восстанавливать что-либо всегда сложнее, нежели создавать изначально.

Я имею в виду то, что осознанное, ответственное отношение родителей к воспитанию "детей":/tags/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8/articles – залог отсутствия многих жизненных проблем у них в последующем, в том числе и проблем наркологических. Поэтому мне, как психологу, хотелось бы обратить внимание родителей на некоторые моменты их общения с детьми.

У всех, даже у маленького ребенка, есть своя зона ответственности. Взрослеет человек – расширяются границы этой зоны, растут его возможности. Ответственность вообще-то вещь выгодная, полезная. Если маленький человечек научится есть ложкой, руки во время еды останутся чистыми. Сам процесс принятия пищи становится более гигиеничным. Умение одеваться дает возможность не зависеть от кого-то. Учиться чему-либо вообще, овладевать определенными навыками выгодно. Получая, например, образование, получаешь возможность лучше устроиться в жизни, быть более конкурентоспособным в плане трудоустройства, более успешным. А это все определенные области ответственности. Конечно же, овладение ответственностью - процесс трудозатратный для всех сторон: и для родителей, и детей, но через какое-то время «терпение и труд все перетрут», обернутся конкретной пользой, выгодой.

Часто люди думают, что воспитание – это процесс дачи указаний, многократное повторение чего-либо, выработка навыков. Да, это тоже входит в процесс воспитания. И здесь собственный пример – лучший способ обучения. Важная составная воспитания - поддержка. Что входит в это понятие? Это умение слушать, анализировать, сопереживать, понимать и принимать ребенка таким, каков он есть, находить в том, что происходит или произошло, нечто полезное, опыт, прежде всего.

Кроме того, собственные переживания необходимо выводить в виде я-высказываний, рассказывать о своих чувствах ребенку. Например: «я озабочена происшедшим, мне не по себе, я переживаю…». Высказывать свои внутренние ощущения при этом необходимо без оценки того (такой-то, растакой-то…), кому направлены наши слова, до кого мы хотим достучаться.

Именно при такой обратной связи наши "дети":/tags/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8/articles ощутят поддержку, научатся чувствовать других людей и понимать их, передавать свои чувства. А это очень важно для формирования взаимоотношений, которыми пронизано все наше существование.

Многие родители думают, что, воспитание – это процесс оценки. Она дает стимул к развитию и самосовершенствованию. Оценивание поведения или события в воспитании далеко не главное, а негативные высказывания (например: «как ты плохо поступил, ах какой ты нехороший мальчик, плохая девочка» и т. д.) – воспитывающими качествами вообще не обладают, часто губительны для развития личности. После каких-либо неудач, совершения каких-то проступков, обусловленных различными причинами, ребенку и так не по себе. Он сам недоволен собой, понимает, что не прав.

Родительской негативной оценкой мы наказываем и без того уже наказанного собственными негативными чувствами. В этот момент он нуждается не в оценках, а в той самой поддержке, о которой мы уже говорили. Конечно, это относится к той ситуации, когда ребенок понимает, переживает. Если он не осознает своих ошибок, следует сказать ему об этом, избегая негативных оценок, выстраивая разговор по тем же правилам обратной связи.

Полностью исключить оценку из процесса воспитания, при всем желании, вряд ли удастся. Она вполне уместна в случае сравнения ребенка с самим собой (каким был - каким стал).

Кстати, все эти правила уместны и в процессе самовоспитания. Самоанализ, чувствование того, что происходит внутри себя, принятие реальности, нахождение необходимости в происходящем, происшедшем, сравнение себя не с кем-либо, а только с самим собой – рецепт для успешной и счастливой жизни, сохранения здоровья.

Все, о чем было сказано выше, имеет непосредственное отношение к воспитанию ответственности. Ответственный человек – человек, умеющий анализировать, чувствовать себя и других, уважать, сопереживать, опираться на собственные силы, принимать решения, не приносящие вред себе и окружающим. К сожалению, достаточно часто во время неприятностей мы ищем виновных за происходящее, а важно видеть и опираться на собственную ответственность. Зрелость человека определяется именно умением видеть свою зону ответственности (в ней мы всемогущи). Так как же научиться видеть её? Как нам научиться быть успешным?

С помощью своих желаний. Для осуществления их требуется определенный уровень возможностей, т. е. ответственности. В то же время процесс удовлетворения своих желаний не может быть безответственным. Это два взаимоувязанных явления. Всегда найдется что-то, чего нам хочется. Если мы достигаем желаемого, мы довольны, успешны. А если у нас это не получается? Что чаще всего мы делаем? Ищем виновного, ответственного за это. Разозлили, испортили настроение, помешали, не дали… Кто-то испортил настроение, кто-то помешал… Не находим, злимся еще больше. А если и находим, то опять злимся, так как не можем никого изменить, мы можем изменить только самого себя. Кто-то,не найдя выхода, топит свои проблемы в алкоголе, наркотиках, и в конечном итоге тонет сам.

Чтобы быть успешным (а значит быть ответственным, быть трезвым, реальным), необходимо принять ответственность за происходящее с нами на самих себя. В моменты раздражения, дискомфорта констатируем у себя это состояние, ощутим его как можно полнее, спросим у себя: «Какие чувства я сейчас испытываю?» ,«Почему мне это не нравится?», «Что я хочу?». И, наконец: «Что я могу сделать, чтобы достичь желаемого?». Это и есть путь к собственной зоне ответственности. И все только сам: я чувствую, мне не нравится, я хочу изменить, я могу. Как только мы найдем правильные ответы, то произойдет внутреннее успокоение, раздражение уйдет. А через некоторое время придет и понимание, для чего мне эта ситуация дана. Насколько оно соответствует истине – покажет время. Успешно пройденные жизненные уроки – не повторяются.

Замечали за собой, как часто в процессе достижения желаемого хочется переделать мир под себя? Все должны соответствовать нашим понятиям и представлениям, быть такими, какими мы хотим. Но мир - он очень разный. Добро и зло могут не соответствовать нашим пожеланиям. Переделать можно только самого себя. Вся наша жизнь – сплошное доказательство этого постулата в виде испытаний определенными ситуациями.

Мы пришли в этот мир для того, чтобы познавать его. Мир может предложить нам только то, что у нас уже есть внутри, другого он предложить не может. И если есть мир внутри человека, тогда есть мир и вокруг. Научить этому своих "детей":/tags/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8/articles – значит воспитать их ответственными. Воспитать ответственными – значит научить их быть всемогущими.

Комментарии
Комментариев пока нет