Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Замена дисплея iPhone 6 на YouDo.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Сегодня - время литературы

14.07.2009
Антикризисные заметки челябинской писательницы Нины Ягодинцевой о том, как преодолеть апокалипсис повседневности

Нина ЯГОДИНЦЕВА

Челябинск

От войны до целлюлита

:Апокалипсис повседневности.

Утренние теленовости накануне Дня Победы. На Дальнем Востоке умельцы восстановили военную "полуторку", и ветераны до праздника приходят посмотреть, вспомнить военные дороги. Женщина, в годы войны перевозившая на такой же "полуторке" продукты, рассказывает: решила сократить путь к военной части, поехала через поле и подорвалась на мине..

Антикризисные заметки челябинской писательницы Нины Ягодинцевой о том, как преодолеть апокалипсис повседневности

Нина ЯГОДИНЦЕВА

Челябинск

От войны до целлюлита

:Апокалипсис повседневности.

Утренние теленовости накануне Дня Победы. На Дальнем Востоке умельцы восстановили военную "полуторку", и ветераны до праздника приходят посмотреть, вспомнить военные дороги. Женщина, в годы войны перевозившая на такой же "полуторке" продукты, рассказывает: решила сократить путь к военной части, поехала через поле и подорвалась на мине... До слез пронзительно: уходя, женщина тайком целует дверцу машины. Далее без перехода на экране появляется юная девочка и весело демонстрирует круглую попку без малейших признаков целлюлита: так рекламируется новый гель. Интервал между сюжетами о войне и целлюлите - чуть больше секунды.

Можно, конечно, в очередной раз пнуть телевидение, но это бесполезно. Речь не о нем, а о естественной человеческой способности испытывать чувства, глубоко и совестливо переживать свою жизнь - и уметь сопереживать другим людям. Нормальное чувство рождается, какое-то время держит человека в своей власти, изменяет его - делает добрее, внимательнее, сильнее, а потом угасает, но обязательно оставляет след: порожденные им доброта, сочувствие, мужество остаются в характере. Именно так собирают в душе лучшие качества музыка, театр, живопись, но более всего литература. Волнуя и заставляя сопереживать, она постепенно накапливает в нас золотой запас лучших качеств. В конечном итоге это определяет наше отношение к себе и друг к другу. Но возможно и обратное: негативные переживания, сопереживание страху, отвращению, ярости, вседозволенности. В этом случае человек получает в сухом остатке те черты характера, которые делают несчастными и его самого, и окружающих.

Мы старательно изучаем экономические, политические и прочие законы, но ведь все они определяются в первую очередь отношением людей друг к другу. И здесь работает только один закон: сопереживание, сочувствие, сострадание делают экономику и политику человечной. Соответственно низкими и дурными чувствами (или вообще их полным отсутствием) порождаются абсолютный диктат денег, бесстыдный обман, всевозможные формы рабства... Да что там рассказывать - загляните в новости.

Культуру чувств воспитывает литература. Та самая, которой сегодня все меньше в школе, в СМИ, в жизни. Которую яростно клеймят "идеологизированной", "имперской", "устаревшей". К которой всерьез относят "целлофановые" детективы, дамские романы и скандальный ширпотреб. И кому отвечать на проклятые вопросы повседневности?

Проклятые вопросы

Почему из-за квартирного вопроса тысячи людей в лучшем случае оказываются бомжами, в худшем - просто исчезают без следа? Будем честны: экономические отношения в этой сфере построены на эгоизме и порождают бесчеловечность.

Почему мирный обыватель из-за неразделенной любви расстреливает ни в чем не повинных людей? Или - узнав смертельный диагноз, убивает обездвиженных пациентов санатория? Или - поссорившись с женой, устраивает бойню в кафе? Потому что он не в состоянии справиться со своим чувством обиды, страха, зависти. Он не умеет переживать, и чувство делает его убийцей.

Почему участились случаи подросткового вандализма на кладбищах? В последний раз это были даже не подростки, а восьмилетние дети. Ко всему привычная милиция в полном недоумении. А ведь на вандализм детей толкает нормальный страх смерти. Кто учил их сопереживанию и скорби? Кто помог справиться с вполне естественными чувствами? Напрасный вопрос. Привычная реальность для этих детей - кровавые сцены в боевиках и компьютерных стрелялках. Они оказываются один на один со страхом смерти и справляются с ним чудовищно, кощунственно - но уж как умеют.

Почему мы глотаем подобные новости и, не успев ужаснуться, забываем - до новых трагедий? Потому что потоки информации нарастают, а способность к переживанию практически исчезает. Что остается в характере человека, ежедневно наблюдающего эмоциональные стыки, подобные стыку телесюжетов о военной полуторке и попке без целлюлита? Абсолютный иммунитет к сочувствию, восхищению, возмущению, любованию...

А тут еще нате вам пожалуйста - кризис! Не будем наивными: причины его далеко не экономические, они чисто гуманитарные, психологические. Это кризис отношения человека к собственным страстям и слабостям, к другим людям, к природе. Это кризис сочувствия, сопереживания, взаимопонимания. И если вышеописанные события происходили и происходят в относительно благополучные времена, то чем для нас обернутся времена грядущие?

Литературно-антикризисная программа

В первую очередь, как водится, кризис ударил по культуре. А литературу задвинул вообще в самый дальний угол: не до нее нынче. Но реальный выход из кризиса возможен только через культуру. Чтобы выйти из него без потерь, необходимо изменить отношение человека к себе самому, к ближним, к окружающему миру - а эта задача под силу только литературе, которая всегда была и остается единственной точной наукой о жизни.

Русскую культуру всегда обвиняли в том, что в ней "слишком много литературы", что литература подменяет собой историю, социологию, психологию и множество других наук. Но подумайте - ведь она не подменяет, а объединяет в себе все эти науки и исследует их в отношении к человеку! Это достоинство, а не недостаток. Возможность понять, почему плохо работают хорошие законы, какова историческая логика нынешних проблем, с какими "проклятыми" вопросами сталкивается молодое поколение и где искать ответы.

Можно вкладывать миллионы и миллиарды во что угодно - учитывая в первую очередь психологический фактор, в кризис они растают очень быстро. Нужно вкладывать в человека. Нужно учиться культуре чувств и мыслей, культуре отношений к себе, к другим, к родине, к природе и миру в целом. Результат окупит вложения многократно, и, учитывая темп современной жизни и скорость распространения информации, довольно быстро.

Сегодня время литературы - классической, проверенной временем, и современной, отражающей нынешнюю жизнь. Литература, воспитывающая добрые чувства, должна сегодня быть как можно ближе к читателю, к каждому человеку, особенно молодому, не вооруженному опытом, не ориентированному на идеалы (а их сегодня вообще нет), не защищенному от пошло-подлой повседневности. Книгу как флаг в руки, тем более что на телевидении добрые чувства давно уже сыграли в ящик... И пора бы Челябинску избавиться от комплекса литературной неполноценности, которым он страдает еще с прошлого века.

Гуманитарный стабфонд

Проводя даже беглый, поверхностный анализ местной литературной ситуации, можно обнаружить, что у нас в Челябинске есть все. Например, интереснейшая литература для детей (назвать хотя бы стихи Николая Шилова), литературоведение российского размаха (работы Алексея Казакова), глубокая психологическая проза (Рустам Валеев), философия и эссеистика (Николай Болдырев)... О поэзии я уже писала ранее на страницах "Челябинского рабочего" и отмечала, что лучше, чем в родном городе, челябинских поэтов знают в стране. Это ведь глубочайший провинциализм - непризнание своих! Он, к сожалению, показывает не отсутствие писателей, а отсутствие истинных ценителей.

Но кроме литературы в Челябинске огромная армия ее рыцарей-библиотекарей, которые за руку приводят читателя к книге, организуют постоянные встречи с писателями, создают литературные сообщества и, что отрадно, все больше вовлекают молодежь. Одна из недавних встреч прошла в библиотеке имени Гашека с будущими автомеханиками: их готовят не только к профессии, но и к жизни. Ребята думающие, интересные собеседники.

Челябинску под силу такие масштабные проекты, как книжный фестиваль на Кировке, когда литература буквально сама приходит к читателю. А ради юбилея Гоголя Кировка оказалась способна стать Нев-ским проспектом, где можно окунуться в историю. Если помните из школьной программы, Гоголь в первом томе "Мертвых душ" показал, как повседневность убивает души, как маленькие слабости растут и пожирают человека... А второй том Гоголь сжег: решил, что не удалось так же убедительно изобразить светлую сторону жизни, победу над пошлостью. И вот в юбилей писателя на Кировско-Невском проспекте каждый желающий мог за чисто символическую цену приобрести народное издание второго тома - тех глав, которые уцелели. Именно второго тома, где Гоголь замыслил изображение душ живых. Это ли не народный ответ писателю на его "проклятый вопрос"?

Однако при ревизии литературного стабфонда оказывается, что в Челябинске до сих пор нет литературного музея, т.е. литературной истории. Миновала святая для нас пушкинская дата: 210-летие поэта, объединившего в гармонию и красоту всю необъятную душу русского человека. И уже носится в воздухе идея создать в городе площадь Пушкина - красивую площадь, "точку кристаллизации" добрых чувств, которые уже второе 100-летие неустанно пробуждает в нас любимый поэт. Поговорим об этом?

Комментарии
Комментариев пока нет