Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Люди хотят быть лучше

01.08.2009


Цитирую: "В нашъ векъ упадка нравовъ, алчной страсти къ наживе, векъ поборовъ и мздоимства, когда мы спину гнемъ низкопоклонно предъ силою, и тою же спиной ворочаемся к слабымъ, къ неимущимъ, когда задачу жизни мы и цель въ корысти только, только в деньгахъ видимъ, - откуда взяться доблести?".

Эта цитата взята из пьесы "Царь Иудейский", автор которой скрылся за инициалом К. Цитату в ксерокопии принес в редакцию - для извлечения морали - наш читатель и автор Д. Фейгин. Вот я и взялся извлечь ее, мораль.

Цитирую: "В нашъ векъ упадка нравовъ, алчной страсти къ наживе, векъ поборовъ и мздоимства, когда мы спину гнемъ низкопоклонно предъ силою, и тою же спиной ворочаемся к слабымъ, къ неимущимъ, когда задачу жизни мы и цель въ корысти только, только в деньгахъ видимъ, - откуда взяться доблести?".

Эта цитата взята из пьесы "Царь Иудейский", автор которой скрылся за инициалом К. Цитату в ксерокопии принес в редакцию - для извлечения морали - наш читатель и автор Д. Фейгин. Вот я и взялся извлечь ее, мораль.

Пьеса "Царь Иудейский" была издана в 1914 году. Но приведенный монолог вложен в уста префекта, а сама пьеса посвящена Иисусу Христу, его восхождению на Голгофу. То есть событиям, которые отстранены от нас двумя тысячами лет. Чем "остановила" цитата из пьесы нашего читателя? Тем, что тирада префекта очень узнаваема - то же твердим мы и сегодня. И какова же мораль? Мы плохие - были, есть и будем?

Да, разочарование "своим веком", знакомое нам сегодня, - не ново. И 100 лет назад, в 1914 году, и две тысячи лет назад, в начале нашей эры, люди сетовали на упадок нравов. На то, что люди все хуже и хуже. "Нашъ векъ испорченъ, - продолжает префект, - люди измельчали, и къ разрушенью клонится нашъ миръ".

И о чем свидетельствуют эти сетования?

О том, что близок конец света? Что человечество преследует глубокий пессимизм? Что надежд - не на счастье, а хотя бы на что-то светлое, на какое-то просветление - никаких?

Нет, я так не думаю. Разочарование - очень поверхностное чувство. Проще всего бросаться в обиду на род человеческий. (Все плохие, а я хороший? Или: все плохие и я плохой?).

А я найду чему обрадоваться - тому, что и две тысячи, и сто лет назад, и теперь людей сокрушает падение нравов. В них "прочно" заложена мысль, что мир задуман иначе, что "правильное" жизнеустройство еще не проявило себя, что, по замыслу Творца, высокая нравственность поднимется над всем, а добро - восторжествует. Да, люди недовольны собой, но как раз это и скрывает жажду совершенства.

Мы и сами видим, как глубоко увязли в болоте порока. Нам хорошо в нем? Вроде не очень. Хотим ли вылезти из него? Вроде хотим. Но не очень. И не знаем, как. Может быть, кто-то нас вытащит?

Вытаскивать некому. Самим придется вылезать.

В науке (один из ученых - С. Капица) вызревает мысль, что, может быть, в истории людей идет к концу "экономическая" стадия. До сих пор люди были заняты только экономикой. То есть "прокормом". Физическим выживанием. Чтобы росло количество людей. Теперь как будто уже близок предел численности. И на смену заботам о количестве придут заботы о качестве людей. О качестве обществ. Народов. Человечества.

До сих пор у людей не хватало времени на самого человека. Все сводилось к тому, чтобы его вырастить. Физически крепкого. А остальное: Какие-то качества личности? Склонность к воровству? К вранью? К насилию? К грубости? Это неважно. И даже, очень часто, полезно.

До сих пор (и все еще) у людей не хватало времени на воспитание, на образование, на культуру, вообще на внимание к человеку, к его внутреннему миру, на то, что он чувствует и как ощущает себя в мире. Это была эпоха черствости. Теперь же: Не сами люди, а обстоятельства складываются так, чтобы от стадии экономической перейти к стадии нравственной. Того требует и сама экономика. И мы сами уже, по крайней мере, два тысячелетия, а на самом деле много больше, мечтаем о том, чтобы стать добрее друг к другу.

Мечтаем, а не получается. Мысль, что получится когда-нибудь, пусть очень не скоро, - согревает, как тараторит наше радио, прямо сейчас.

Михаил ФОНОТОВ

Комментарии
Комментариев пока нет