Новости

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Татьянин остров

07.06.2002
Любимица публики. Ученица прославленной Екатерины Максимовой. Анюта, Золушка и Жизель в одноименных балетах, Китри в "Дон-Кихоте", Маша в "Щелкунчике", Аврора в "Спящей красавице", Нурида в "1001 ночи", Сванильда в "Коппелии", Одетта-Одилия в "Лебедином озере"

9 июня у Татьяны Предеиной бенефис. В нем примут участие ее наставница, прославленная балерина Екатерина Максимова, и знаменитый Гедиминас Таранда, с "Русским балетом" которого Татьяна в последнее время часто бывает на гастролях. Сама она предстанет перед зрителями в необычных образах.

Любимица публики. Ученица прославленной Екатерины Максимовой. Анюта, Золушка и Жизель в одноименных балетах, Китри в "Дон-Кихоте", Маша в "Щелкунчике", Аврора в "Спящей красавице", Нурида в "1001 ночи", Сванильда в "Коппелии", Одетта-Одилия в "Лебедином озере"

9 июня у Татьяны Предеиной бенефис. В нем примут участие ее наставница, прославленная балерина Екатерина Максимова, и знаменитый Гедиминас Таранда, с "Русским балетом" которого Татьяна в последнее время часто бывает на гастролях. Сама она предстанет перед зрителями в необычных образах.

А образ самой Татьяны? Каков он не только на сцене, но и в жизни? Именно об этом я спрашивала ее коллег. Но оказалось, что сцена и есть ее жизнь. Почти вся.

"Мимо нее нельзя пройти"

Балетмейстер Большого театра Сергей Бобров:

-- В Челябинске я начал работу над балетом "Щелкунчик", в главной партии, естественно, Предеина. Мимо такой балерины, как она, нельзя пройти. У нее уровень Большого или Мариинского театра. То, что Максимова только ей одной передала свои номера, подтверждает мое мнение. И, кстати, эти номера ей очень идут: она танцует их красиво, органично. Я впервые увидел работу Тани, когда челябинский балет гастролировал на Тайване и имел ошеломляющий успех, а огромной долей этого успеха была Предеина. Артистка своими эмоциями, техникой всегда убеждает зрительный зал. На репетициях она бывает разной: иногда подчиняется решениям постановщика, иногда настойчиво предлагает свои варианты, на что, кстати, способна далеко не каждая балерина.

Александр Мунтагиров, художественный руководитель челябинского балета:

-- Предеина талантлива от природы. Но она еще и фанат своего дела. Изматывает себя на репетициях. И, несмотря на признание, вечно собою недовольна. А между тем ее постоянно сравнивают со звездами российского балета, которые у нас часто гастролируют. И: всегда в ее пользу. В театре Таню любят, потому что она дружелюбная и добрая. Ее пермский педагог Людмила Павловна Сахарова, провожая в Челябинск другую свою ученицу, Лену Сусанову, которую я пригласил в наш театр, сказала: "Моя Предеина Леночку без внимания не оставит".

Ирина Семенова, концертмейстер:

-- Она общительная, любознательная. Очень любит музыку, надеется когда-нибудь поставить отдельный хореографический номер с камерным оркестром. "Где бы найти балетмейстера, который его поставит?" - мечтает Таня. Иногда можно услышать мнение, что Предеина "холодная" танцовщица. Это несправедливо. Быть темпераментным на сцене - не значит рвать зубами кулисы. У Тани высокая профессиональная культура, она свои эмоции держит глубоко внутри. Может, именно поэтому убедительно создает такие разные, несхожие между собой образы. Когда в театре началась серия балетных бенефисов, она мысленно начала готовиться к своему, сочиняла что-то такое, чего никто от нее не ждет. И сказала мне вроде бы в шутку: "Может, мне Таранду пригласить?" Она тогда с ним не была еще знакома. Но как в воду глядела: действительно, вскоре в наш театр приехал Таранда и стал с ней работать.

Наталья Заварзина, солистка Челябинской оперы:

-- Мы, певцы, свои чувства передаем тембром, а артисты балета - пластикой. Это сложнее. Такой колоссальный труд! Я даже им сочувствую: травмы, болезни, проблемы. Но когда я вижу Таню на сцене, обо всем забываю. Она царит, парит в своих красивых движениях. Такая обаятельная, женственная. А недавно я узнала, что она еще и поет, с концертмейстером французские песни разучивает. Мы с ней однажды дуэтом пели, так, для себя. Она, правда, стесняется. Говорит: "Понимаю, что у меня нет голоса, но так хочется петь!"

"Все девочки мечтают о балете"

Так ответила Таня на мой вопрос, почему она выбрала балет. А ее мама, Любовь Константиновна Предеина, рассказала:

-- Как только Таня научилась ходить, я заметила, что походка у нее странная: ступни ставит выворотно. Я ее даже ругала: "Танечка, ты, как Чарли Чаплин, ходишь. Ступай прямо". Тогда не знала я еще, что это балетная походка. Позже поняла: да у меня же дочь родилась балериной!

Любовь Константиновна девочкой тоже мечтала о сцене, но в семье было шестеро детей. Гимнастические фигуры на школьных утренниках - вот и весь балет. Ее несбывшиеся мечты унаследовала дочка. Танюша с двух лет начала бегать на цыпочках, и все ее игры были связаны с балетом. В пятилетнем возрасте мама отдала дочку во дворец спорта "Юность" в секцию фигурного катания. Таней восхищались: "Ой, какая девочка изумительная! Ну просто балеринка маленькая!" Она крохотной была, а глаза огромные, выразительные. Ее называли Дюймовочкой. Когда Таня стала первоклассницей, педагог по фигурному катанию Нина Курносенко сказала: "Ей бы в хореографию. Проситесь в 10-ю школу искусств". Туда без экзаменов не брали, но Танин шпагат быстро решил проблему. Там она проучилась до третьего класса. Потом один из педагогов посоветовал Предеиным везти дочку в Пермское хореографическое училище. Челябинская "дюймовочка" и там всех обворожила. Известный педагог Сахарова выбрала ее одну из многих.

-- Мечта о балете была такая сильная, что я ничего не боялась, - вспоминает Таня. - Когда попала в училище, сразу повзрослела. Жили в интернате. Враз научились все делать: стирать, убирать, причесываться. Я даже могла чинить электроприборы. Помню, как жарили яичницу на утюге. Все время хотелось есть, потому что питание у балерин ограниченное. Запрет еще больше усиливал чувство голода. Была у нас "тропа" от училища до гастронома. Покупали украдкой сладкие сухарики, мороженое.

Она часто писала маме письма, а Любовь Константиновна слезами над ними обливалась, скучая по единственной дочери. Уговорила мужа поменять челябинскую квартиру на жилье в Перми, чтобы быть рядом с Таней:

-- Когда я тяжело заболела и попала в больницу, тринадцатилетняя Таня готовила мне еду. Однажды торт принесла, сама испекла! Она, кстати, и сейчас печет великолепные торты. Какие-то замысловатые блюда умеет готовить, например фаршированные кальмары. У моей мамы частный дом, огород. Таня любит бывать у бабушки. С таким удовольствием грядки поливает, сорняки выполет. Курочек, кошек, кроликов обожает кормить. Все делает быстро, ловко, все ей удается.

После окончания хореографического училища Татьяну пригласили в пермский театр, потом она работала в свердловском театре. После этого получила предложение танцевать в Москве в Кремлевском балете, где и познакомилась с Екатериной Максимовой. Предеиной пророчили большой успех, она побывала на гастролях за рубежом. Но ее личная жизнь не складывалась. Таня категорически отказывается вспоминать тот трагический для нее период. Известно лишь, что она с десятимесячным сыном Кирюшей сбежала из Москвы в Челябинск к маме с бабушкой. Через пару дней отправилась позаниматься в оперный театр - не хотела терять форму. Там ее узнали: вспомнилась школа искусств. И началась ее карьера на челябинской сцене.

"Мы ждем от нее сюрпризов"

-- Предеина была в довольно сложной творческой форме, - вспоминает Александр Мунтагиров. - С ней работала педагог Галина Михайловна Борейко. Как партнеры ей помогали мы с Евгением Поповым. Зная, что у Тани большие материальные проблемы, я ей предложил поехать на фестиваль Рудольфа Нуреева. У нее глаза округлились, когда я сказал, что она будет танцевать в "Лебедином озере", да еще и сможет денег заработать. Когда возвращались в Челябинск, вижу: стоит Предеина на перроне с пластиковым пакетом, через него просвечивают пачки денег. "Ты что, с ума сошла!"- "Так мне зарплату выдали мелкими купюрами". Это только Предеина может - деньги в прозрачный пакет положить. Она вообще к быту мало приспособлена.

-- Предеина - счастливый человек?

-- Думаю, и счастливый, и несчастный одновременно. Нам-то, конечно, повезло, что она у нас работает. А между тем прекрасно могла устроиться в Большом театре. Жаль, что она не всегда в себе уверена, самоедка по характеру. Может, еще и потому, что в прежней жизни были сложные ситуации. Потом челябинский театр сумел ее бережно восстановить, она здесь приобрела своего зрителя. Произошло второе рождение балерины. И тогда ее заметили. Она станцевала с Цискаридзе, ее стал приглашать на гастроли Таранда. Но ей нравится в Челябинске. Здесь ее сын, мама... Балет - это особый мир и особое состояние. Если у тебя сегодня спектакль, ты думаешь только о нем. Что ел, сколько спал, на какой тахте - роскошной или дешевой - это не главное. Важно состояние мышц, души и твой настрой донести образ до зрителя. Как у всех настоящих актеров, у Тани обострено чувство ответственности. Если что-то не получилось, значит, будет бессонная ночь, угрызения, переживания. А если все прошло гладко, то переполняют радостные эмоции, и тоже через край. Опять мука, пусть и сладкая. Когда хорошо прошел спектакль, скажи артисту, что надо тут же еще один станцевать, - ради Бога, нет проблем, на таком он подъеме. И язык не повернется спросить: "А сколько мне за это заплатят?" Татьяна относится к таким балеринам, она очень творческий человек.

-- Чего ей, по-вашему, не хватает?

-- Предеина не до конца реализовала себя. От природы она очень красивая. Как говорится, только встань на сцене и уже все любоваться будут. Такая породистая, аристократичная, благородная. Но она устала слушать эти эпитеты в свой адрес. Потому что их ставят на первое место, а она уже мастер, и ей хочется услышать другое: "Ах, какая особенная у тебя Жизель!" или "Какая ты необыкновенная Одетта!" Она к этому стремится. Тем более, что у нее большой творческий потенциал. Таня очень требовательна к партнерам, поскольку сама всегда очень ответственно готовится к спектаклям. Ей хочется, чтобы уже на первой репетиции образ "оживал", возникали необходимые для роли чувства: заглянула в глаза партнеру, взяла его за руку - и дрожь пошла. Предеина - классическая балерина с большой буквы, она была бы хороша в "Баядерке". Но этот спектакль она еще не танцевала. Думаю, сейчас главная задача Татьяны - раскрыть все свои возможности. Я ее убеждаю: "Таня, не бойся, бери балетмейстера современного, в "классике" ты уже достигла высот, ищи другие краски". Если она перейдет эту грань, у нее начнется новый этап. Надеюсь, это произойдет уже на ее творческом вечере. Мы ждем от нее сюрпризов. Не зря же она ездила в Москву репетировать с Максимовой, а в Питер - с Тарандой. Это должно быть очень интересно. Кстати, после вечера у нее день рождения. Таня шутит: "Ох, какой "подарок" я себе делаю. Вряд ли 10 июня я вообще смогу подняться, буду лежать без сил".

-- Скажите, а есть ее за что поругать?

-- Я ее и так с утра до вечера "ругаю". После каждого спектакля у нас разбор. Для Предеиной это привычно. Бывает, меня задергают, я не успею к ней подойти, так она уже волнуется: "Что, я уже совсем облажалась, что ли? Мунтагиров почему-то мне ничего не сказал!" У нас профессия жестокая. Бывает, мы вообще не хвалим. Надо мужественно все выслушать. Иногда вижу, что ее просто трясет от моих замечаний, убить себя готова. Смотришь: в следующий раз исправила. Татьяна сама замечает свои недостатки. Иногда себя ругает вслух: "Вот уродка". А я возьму да шутя поддакну: "Конечно, уродка". Она опять в слезы: "Ну вот, теперь и вы сказали, что я уродка". - "Во-первых, не я, а ты это сказала:" И начинается у нас "разбор полетов". Сейчас я ее убеждаю, что нужно молодых партнеров воспитывать, как когда-то воспитывали ее. Она доказала, что может это, на примере своего партнера Андрея Субботина. Потом, ей надо больше выходить к людям, участвовать в пресс-конференциях. Она этого не любит. Хотя умеет прекрасно общаться, смогла бы даже передачу какую-то вести. Она умница!

-- Вот опять вы ее хвалите:

-- У нас такая профессия, что много отрицательной энергетики. Выбивают из колеи разные проблемы: то обувь сценическая вовремя не пришла, то костюмы не готовы. Не бывает, чтобы танцовщик сказал: "Как у меня все хорошо: и выспался, и мяса поесть себе позволил". Нет, что-нибудь да не так: прожектор светит в глаза, дирижер загнал, кто-то толкнул: Масса непредсказуемых ситуаций. Поэтому надо и хвалить, чтобы было больше положительных эмоций. А то однажды мне Николай Федорович Кублицкий, директор театра, сказал: "Что у вас за работа! Артисты так здорово станцевали, устали, костюмы еще снять не успели, а вы приходите и начинаете долбать. Долбаете и долбаете". А это у нас называется "замечания по свежим следам". Профессия жестокая, жуткая! Все время идет преодоление характера. Сколько раз я слышал от Предеиной: "Все, не могу, больше ничего не надо!" - "Танечка, ладно, пусть, будем сидеть в болоте и потихонечку квакать". Когда она успокоится, я ей скажу: "Ну, надевай юбку, возвращаемся в свое болото". И все встает на свои места.

"Театр - ее остров"

Я помню, как Екатерина Сергеевна Максимова, отзываясь о профессиональной уникальности своей ученицы, называла ее личностью и говорила: "У Предеиной "говорящие" ступни". А вот разговорчивой саму Таню не назовешь. Она не из тех людей, кто любит распахнуть душу и рассказать о себе, любимом, все-все-все. Скупа, осторожна в высказываниях. Терпеть не может жаловаться ни по какому поводу. Разве только близким поплачется на бытовые неудобства: мол, дома горячая вода в кране тонкой струйкой бежит. А балерине, как лебедю, нужно много-много воды! Со своим партнером по сцене и по жизни Андреем Субботиным они живут в маленькой квартирке, которую снимает театр. Спать, между прочим, приходится на полу. Возможно, это полезно для балерины, но она все же прима!

Может, у нее есть какая-то тайная мечта? О дорогой шубе, о "Мерседесе", об экзотических островах?

-- Ой, что вы! - восклицает Любовь Константиновна Предеина. - Квартиры нормальной нет, какие острова! Да она даже и о квартире не мечтает. Ей некогда об этом думать. Иногда и поесть некогда. Приходят с Андреем, как волки, голодные. Что дам, то и едят: каша - так каша, щи - так щи. Деликатесы сама готовит, но лишь по праздникам. За одеждой модной она тоже не гоняется. У нее хороший вкус, она может элегантно одеваться, но любит простоту, чтоб было свободно, тепло, комфортно. А вот "гардероб" для сцены подбирает тщательно. На свои деньги покупает себе сценические костюмы и балетные туфли заказывает сама. Ей четыре пары надо на один спектакль. Другие могут в рваных туфлях танцевать, а Таня не будет. Вот, наверное, театр и есть ее остров. Сцена, гастроли... Мы с Кирюшей ее нечасто видим.

Таниному сыну восемь лет. Он знает все мамины спектакли и очень ею гордится.

-- Кирилл никогда не засыпал во время представления, не бесился, а сидел и внимательно смотрел, - рассказывает мама Таня. - У него самого хорошие балетные данные. Он занимался в нашей театральной студии, и ему это очень нравится.

-- Из партий, которые вы танцуете, есть любимая?

-- Я сейчас танцую много спектаклей, и все для меня любимые. Естественно, все они разные по характеру и по подготовке. Но важно в любой роли достичь гармонии души и тела. Чтобы совпали порыв эмоций и техника. По отдельности они ничего не значат.

-- Долго вы шли к пониманию этого?

-- Я и сейчас иду. Одни партии технически тяжелые, но проще по состоянию души. Другие - наоборот. Как бы технично ты ни "отдолбил" 32 фуэте - этого на сцене недостаточно. Такое, может, в концерте пройдет, когда па-де-де исполняешь, а в спектакле нужно донести образ, на костяк техники нанизать роль.

-- Кто для вас Максимова: путеводная звезда?

-- Наставник. Счастье, что она со мной работает. Этого могло и не быть. Когда я работала в Кремлевском балете, Екатерина Сергеевна там начинала первые шаги педагогической деятельности. Несколько лет назад я попросила ее позаниматься со мной, она согласилась. С тех пор наша творческая дружба продолжается. Она удивительный человек. Отдала всю себя профессии. Знаменитая артистка! Но никогда не скажет о себе, как говорит Плисецкая: "Я - Майя!" Екатерина Сергеевна закрыта, скромна. Ученицы знают ее безмерную доброту, ее искреннюю улыбку, ее внимание. Причем заботиться она умеет не только на словах. Вот сейчас она приехала за несколько дней до моего творческого вечера, чтобы мне помочь. Когда я что-то новое готовила, "Анюту" например, никто лучше ее не мог рассказать и показать, как лучше выразить задуманное. В партиях, которые я давно уже танцую, она помогает найти столько новых нюансов, жестов! Для меня они становятся личными премьерами.

А что же в очередной раз скажет великая балерина о своей любимой ученице? Чем удивит нас послезавтра Татьяна Предеина? То, что удивит, сомнений нет.

Лидия САДЧИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет