Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Вольный полет Тимура Дидишвили

18.08.2000
Завтра замечательному театральному художнику и живописцу исполняется 60 лет

Владимир СПЕШКОВ
Челябинск

"Я вообще в лес хочу уйти", - так Тимур Давидович ответил на мой вопрос о том, как он собирается праздновать круглую дату. Непосредственно в день юбилея этот коварный замысел, быть может, и удастся: театральные люди в отпусках и разъездах, коллеги-художники на дачах. Но уж осенью-то торжеств не избежать. Планируется нечто вроде юбилейного бенефиса художника (скорее всего, он пройдет в Челябинском камерном театре, где в последние годы Тимур Дидишвили сделал несколько интересных спектаклей, самый интересный, пожалуй, чеховская "Свадьба" в постановке Виктории Мещаниновой). А после Русский музей в Санкт-Петербурге планирует открыть персональную выставку Тимура Дидишвили, который уже несколько лет живет меж двух городов: Челябинском и северной столицей.

Завтра замечательному театральному художнику и живописцу исполняется 60 лет

Владимир СПЕШКОВ

Челябинск

"Я вообще в лес хочу уйти", - так Тимур Давидович ответил на мой вопрос о том, как он собирается праздновать круглую дату. Непосредственно в день юбилея этот коварный замысел, быть может, и удастся: театральные люди в отпусках и разъездах, коллеги-художники на дачах. Но уж осенью-то торжеств не избежать. Планируется нечто вроде юбилейного бенефиса художника (скорее всего, он пройдет в Челябинском камерном театре, где в последние годы Тимур Дидишвили сделал несколько интересных спектаклей, самый интересный, пожалуй, чеховская "Свадьба" в постановке Виктории Мещаниновой). А после Русский музей в Санкт-Петербурге планирует открыть персональную выставку Тимура Дидишвили, который уже несколько лет живет меж двух городов: Челябинском и северной столицей.

Но это все дела будущие, рассказ о которых впереди. А в предъюбилейные дни уместно вспомнить прошлое. Тимур Дидишвили родился в Западной Грузии, в деревне Октомбери, что недалеко от Зугдиди. Деревянный дом, большой двор, дубовые деревья помнит до сих пор. Учеба рисунку и живописи у Николоза Табукашидзе, работа в Сухумском театре драмы декоратором, учеба в Тбилисской академии художеств.

1966-й - резкий поворот судьбы, уезжает (по совету Ираклия Андроникова) в Магадан. Первый спектакль ("Черный тюльпан" И. Штрауса в музыкально-драматическом театре, где Дидишвили впоследствии станет главным художником), дружба с писателем Юрием Рытхэу и поэтом Игорем Кохановским, знакомство с легендой русской эстрады ссыльным певцом Вадимом Козиным.

С 1972-го - Новосибирск, главный художник ТЮЗа. Выставки в Праге и Хельсинки, дружба с художниками Николаем Грицюком и Эдуардом Гороховским.

С 1982-го - Челябинская драма, главный художник. Новое здание театра открыл спектакль "Любовь Яровая" режиссера Наума Орлова и художника Тимура Дидишвили. "Образ спектакля - вздыбленная жизнь, вздыбленное время. На сцене не было ничего цельного - развалины дома, полуразрушенная часовня, коллаж из разных предметов быта, висящий над сценой. И самое главное - непрерывно движущееся кольцо. Причем Дидишвили не любит круга и почти никогда им не пользуется. Но в данном случае он преодолел свою нелюбовь, потому что кольцо многое в спектакле определяло. Оно - как река времени, которая как бы смывала персонажей. Они уходили в историческое небытие. В каждой сцене вращающееся кольцо уносило человека или группу персонажей в никуда. Появлялись другие - и они исчезли, смывались временем. Оформление Дидишвили во многом определяло звучание спектакля", - так вспоминает ту "Любовь Яровую" Наум Орлов.

Потом были десятки других постановок и - живопись, страсть не меньшая, чем театр. Об этом хорошо написала коллега Тимура, столичный сцено-граф и живописец Татьяна Сельвинская: "Только-только познакомившись с Тимуром, я уже знала, что он - живописец. Позже, открывая выставку в Новосибирске, он пригласил меня. Поездка почему-то не состоялась. Но я видела слайды с картин, которые чрезвычайно меня заинтриговали. Однако составить ясное представление о Диди-станковисте по слайдам не удалось. Это произошло в Москве. Выставка произведений в московском Доме кино. Живопись поразила меня. Более того. Она раскрыла мне художника совсем иным, чем представляла себе раньше. Более тонким, глубоким: Прежде всего, при большом разнообразии (как и его театр) выставка цельная. Сдержанная, богатая живопись. Свободный (автор себе не изменяет) мазок свободной фантазии. В живописи более театрален, чем на сцене. И дело не в сюжете (восхитительный цикл "Маленький театр тряпичных актеров", "Поцелуй Дездемоны" : ) Дело в композиционном решении, в образном строе картин, к театру даже отношения не имеющих ("Мобиле", "Сон детства", "Шествие" : ) И снова соединение русского и грузинского. А впрочем - здесь вся мировая культура. В живописи Тимур эпик и лирик одновременно. Маленькие полотна, а масштабны необычно. Масштабность замысла и его воплощения. Вот разглядываю крошечные репродукции в буклете (увы, они не передают истинной прелести картин с их черно-коричневой, сверкающей, благородной красотой, изысканностью колорита). И не знай я, каковы на самом деле размеры полотен, могла бы предположить, что они огромны. Это признак высокого искусства. И снова - свобода. Освободившись от театра и режиссуры, наполнив легкие чистым, свежим воздухом, Тимур вырвался в открытые просторы изобразительного искусства со своим, набранным все в том же осточертевшем театре миром, где и продолжает свой вольный полет".

Уже несколько лет "вольный полет" Тимура Дидишвили продолжается вне стен и сцены Челябинской академической драмы. Из репертуара ушли и почти все его лучшие спектакли. Остались легенды. О "Любови Яровой" и "Самоубийце", "Царствии земном" и морозовской "Чайке", "Короле Лире" и "Виндзорских насмешницах" : Кстати, нет ничего долговечнее старых театральных легенд. А художник Тимур Дидишвили продолжает творить новые. n

Комментарии
Комментариев пока нет