Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Последний

14.06.2002
Сегодня - 90 лет со дня рождения актера Петра Кулешова

...Народный артист России Петр Иванович Кулешов умер не на сцене, а в своей постели. Но без малейшего преувеличения можно сказать, что он играл до тех пор, пока жил.

Сегодня - 90 лет со дня рождения актера Петра Кулешова

...Народный артист России Петр Иванович Кулешов умер не на сцене, а в своей постели. Но без малейшего преувеличения можно сказать, что он играл до тех пор, пока жил. А жил, пока играл.

Жизнь оказалась длинной - 83 года. Вместившей все, что положено человеку и актеру его поколения, включая Великую Отечественную, которую Кулешов прошел военным фельдшером. В 1945-м, после демобилизации, сразу три московских театра предлагали актеру работать у них. Но он вернулся в Челябинскую драму, на сцену которой впервые вышел в 1938 году в спектакле по пьесе Горького "Последние".

Как народный артист и фронтовик-орденоносец Петр Иванович был отмечен всем, чем подобных людей отмечала эпоха. Был и почетным гражданином Челябинска, и депутатом, и парторгом театра, и председателем местного отделения Всероссийского театрального общества... Другой при таком списке должностей и наград "забронзовел" и заважничал бы. А он всегда оставался живым и веселым, человеком острого слова и актером острого сценического жеста, точной детали и интонации. Ему это было присуще не только на сцене. Открываю узкую книжицу, выпущенную к юбилею Челябинской драмы (не роскошный двухтомник, изданный к недавнему 80-летию, а скромный сборник, приуроченный к 60-летию). Темы для статей сборника, как видно, распределялись по разнарядке. Кулешову досталась та еще тема: образ Ленина на челябинской сцене. Откуда бы взяться живому слову? А он начинает с воспоминаний детства, с описания того дня, когда узнал о смерти великого вождя: "Зимние школьные каникулы уже позади, распорядок дня налажен, и потому я легко встал ровно в семь часов утра. Рванулся к окну, благо у самой постели, чтобы полюбоваться, как санным путем по Оке бегут крестьянские лошадки, запряженные в розвальни или дровни: на одних лежат березовые дрова, на других - мешки с зерном, а там - зеленое пушистое сено. Лошадки, словно со сказочных картин, фыркают, выпуская пар из разгоряченных ноздрей. И во что только люди не кутаются в январские морозы: кто - в армяк, кто накинул поверх шубы сермягу, а иной, побогаче, и медвежью шкуру, кто-то сделал из мешка капюшон и надел поверх шапки, щуплый старикашка завязал голову и плечи женскою шалью..."

Это же поздний Бунин какой-то (ну почти)! Та же эмоциональная память детства, тот же вкус к деталям. И чувство языка. Недаром в истории прошлого века Кулешов останется еще и лучшим челябинским чтецом, мастером художественного слова, воспитавшим целую плеяду учеников (самая замечательная из них, Майя Глебовна Дробинина, недавно стала германской жительницей). Я не раз наблюдал, как на каком-нибудь парадном концерте после громоподобных официозных виршей выходил Кулешов и читал, к примеру, басню. Или, что еще лучше, стишок для детей. И система ценностей выстраивалась так, как должно, всем становилось ясно, что такое искусство, что такое живая жизнь и каким бывает настоящий мастер сцены.

Думается, не "забронзоветь" ему помогло не только правильное (отчасти даже дореволюционное) детство, но и природа дара. Кулешов был комиком. О том, как попал на эту стезю, так рассказывал мне в интервью десятилетней давности: "Я приехал в Каширский театр, на летний сезон, в маленькую труппку. На мое счастье, в то лето актриса на амплуа молодой героини поссорилась с режиссером, уехала сама и увезла мужа - первого простака. Его роли перешли ко мне. Там я сыграл Бальзаминова в "Женитьбе Бальзаминова" Островского. И в Челябинск приехал как первый простак".

Как это не раз было с большими русскими актерами (самая близкая параллель - Игорь Ильинский из Малого театра), с годами первый комик стал трагиком и, не оставляя комедийного поприща, изумлял и в драматических образах.

Я не видел звездных ролей Петра Кулешова пятидесятых-шестидесятых годов: Присыпкина из "Клопа" Маяковского, сыгранного двести пятьдесят раз без дублера (роль вошла в историю русской сцены), Фому в спектакле "Село Степанчиково и его обитатели" Достоевского, Акима во "Власти тьмы" Толстого... Застал "поздние" роли Петра Ивановича: уморительно смешного фельдкуратора Каца из "Иосифа Швейка против Франца Иосифа" (этот первый челябинский спектакль режиссера Наума Орлова жил на сцене до тех пор, пока Кулешов мог играть свою роль), трагически беспомощного Кемского в "Фальшивой монете", Чира в "Любови Яровой", Счастливцева в "Лесе", Блюментроста в "Антихристе"... Все эти роли и даже (а точнее, в особенности) эпизоды были работами мастера, уроками профессионализма, верности сцене, жизни в искусстве. Жизни очень одинокой и, быть может, в житейском смысле не самой счастливой, но абсолютно состоявшейся.

Он был самым молодым, но равным в ряду "великих стариков", легендарных артистов Челябинской драмы: Павла Гарянова, Изабеллы Баратовой, Анастасии Лесковой, Евгения Агеева... И ушел со сцены и из жизни последним, оставив другому актерскому поколению пример бескорыстного служения профессии. В корыстное время это может показаться не самым лучшим примером, но в театральном деле все другие бесполезны.

Владимир СПЕШКОВ

Комментарии
Комментариев пока нет