Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Браво, Вивальди! Браво, оркестр!

19.06.2002
Все "Времена года" - в один вечер

Яркое художественное событие. Именно им стал концерт камерного оркестра Челябинской государственной академии культуры и искусств под управлением заслуженного артиста России Адика Абдурахманова, который прошел в зале камерной и органной музыки. В программе - произведения Антонио Вивальди: Вторая симфония соль-мажор для струнных и чембало и "Времена года" - все четыре трехчастных концерта. Солисты оркестра - студенты старших курсов академии. Чембало - преподаватель кафедры специального фортепиано Татьяна Килина.

Все "Времена года" - в один вечер

Яркое художественное событие. Именно им стал концерт камерного оркестра Челябинской государственной академии культуры и искусств под управлением заслуженного артиста России Адика Абдурахманова, который прошел в зале камерной и органной музыки. В программе - произведения Антонио Вивальди: Вторая симфония соль-мажор для струнных и чембало и "Времена года" - все четыре трехчастных концерта. Солисты оркестра - студенты старших курсов академии. Чембало - преподаватель кафедры специального фортепиано Татьяна Килина. Солистка - прима, известная своей крайне интересной, разнообразной и стабильной исполнительской деятельностью, выпускница кафедры оркестровых струнных инструментов академии по классу скрипки, а ныне один из ее ведущих преподавателей Татьяна Галкина.

Монографические программы, как мне кажется, всегда являются своеобразным экзаменом на зрелость. Здесь "не спрятаться" за разнообразием стилей, за специальным, "по руке" подобранным, репертуаром. Вместе с тем перед исполнителями стоит непростая задача: раскрыть многообразие в единстве, выявить не только самое характерное, но и множество нюансов, создающих "полноцветный" портрет художественной личности.

Обращение к Вивальди - своего рода знак времени. Сегодня это один из наиболее исполняемых композиторов прошлого, имя его является одинаково притягательным и для молодых, и для взрослых. "Времена года" - не менее знаковое произведение среди сочинений Вивальди. Его легко можно найти в программах любого камерного оркестра, его переложения органично включаются в репертуар баянистов (хотя, истины ради, нужно заметить, что чаще звучат отдельные концерты цикла, либо даже части концертов). Почему? Прежде всего благодаря яркой интонационной образности и мощной ритмической энергетике. Но это слова, имеющие мало общего с той богатейшей, прихотливейшей палитрой художественных решений и рожденных ими технических средств, которыми переполнена прекрасная музыка "Времен года". Фантазия "рыжего аббата" неистощима, и мы не в состоянии привыкнуть ни к рожденным словно в потоке непринужденной импровизации красивейшим, трепетным, исполненным чистоты темам, не успеваем своевременно среагировать на ворвавшееся подобно урагану ритмическое оркестровое остинато, мгновенно "расшифровать" поразившие ухо изобретательные подражания голосам природы. Мы сидим, неизменно пораженные колдовской силой этой могучей музыки, не в состоянии с ней расстаться, вбирая в себя ее здоровую силу и высоту духа, понимая умом безмерность и необычайную легкость таланта ее создателя.

Но необходимо именно так ее играть. Нужно подняться до ее темперамента и множества зашифрованных смыслов, понять ее диалектику и внутреннюю обусловленность, ее драматизм, жанровую природу, юмор. И рука взялась за перо именно потому, что музыканты и их руководитель оказались на высоте этого понимания и чувствования, полюбили и вжились в эту музыку, вложили в ее исполнение свой интеллект, молодую энергию, душевное тепло.

Симфония - типичная для Вивальди компактная трехчастная композиция, основанная на ярко выраженном контрасте частей. В исполнении оркестра обратили на себя внимание чистота интонирования, выразительная артикуляция оркестровых групп, удерживающая внимание слушателей на разнообразии интонационного материала. А. Абдурахманов, игравший много старинной музыки, как никто чувствует природу стиля композитора, тонко воплощает пластическую мягкость динамических переходов внутри разделов формы: захватывающую магию неожиданных сопоставлений "пружинистых", активных оркестровых тутти и лирических, подчас изысканных и утонченных сольных "высказываний". Захватывают ансамблевая органичность оркестровой игры, точная реакция оркестра на жест дирижера, способность "предслышания", временное восприятие музыкальной драматургии музыкантами. Это качество, воспитанное в процессе учебных занятий, - одно из ценных в ансамблевой игре.

Однако подлинной героиней концерта, бесспорно, стала Татьяна Галкина. Более шести лет она с оркестром, с кафедрой: сначала в качестве студентки, затем преподавателя. Имеет опыт исполнительской деятельности с разными камерными коллективами: много новой музыки освоила в трио: Денис Северинов, Елена Северинова, Татьяна Галкина; играла в составе разных студенческих квартетов. Все это принесло неоценимый для музыканта опыт, который в сочетании с природными способностями дал такой прекрасный результат. Во-первых, у Татьяны очень красивый и чистый звук, теплый и трепетный. Можно было бы и не называть других достоинств, ибо подлинная красота звучания - это явление далеко не повсеместное в искусстве. Во-вторых, природный вкус, чувство меры, позволяющие достигать очень насыщенного лирического наполнения, не переходящего в слащавость, чувствительность, "раздирание" души. Поэтому ее игра в кульминационные моменты достигает колоссального эмоционального воздействия. В-третьих, осмысленность, выразительность фразировки, благодаря которой музыкальная речь становится предельно понятной и выразительной. Наконец, техника. В ее игре есть смелость, риск, но, опять-таки, в той мере, в какой этого требует конкретное произведение. Поэтому после трогательных соло во второй части "Весны", акварельных, изящных диалогов скрипок в первой части этого же концерта, декламационной хрупкости и изломанности второй части "Лета", ирреальной картины сновидений в "Осени" захватывающе-интригующе звучат в исполнении Т. Галкиной головокружительные пассажи, стремительные арпеджио, бесчисленные тремоло и двойные ноты крайних частей концертов. Но самое ценное, как мне кажется, именно в понимании природы концертной формы Вивальди, где скрипка - уже солирующий инструмент, но еще не противопоставленный оркестру, а только приподнявшийся над ним. Этот феномен жанра Татьяна Галкина словно ощущает интуитивно. Поэтому так органично и энергетически полновесно ее подключение к оркестровым эпизодам, и так же непосредственно и естественно она позволяет любоваться красотой звучания своей скрипки, этой подлинной королевы оркестра.

Хочется сказать слова благодарности и солистам: Ольге Нохриной, Ольге Первунецких, Татьяне Килиной, внесшим свой творческий вклад в успех программы. Особо - об А. Смирнове. Александр Юрьевич Смирнов не только известный в городе солист (виолончель), ансамблист, но и не менее известный педагог, руководитель, создавший кафедру оркестровых струнных инструментов в академии, способствующий ее авторитету, воспитавший музыкантов, которые уже достойно включены в музыкальную жизнь нашего города.

Слушатели выразили благодарность молодым музыкантам не только переполненным залом, горячими и продолжительными аплодисментами, цветами и криками "браво". Несмотря на то, что оркестр играл "на бис", музыкантов буквально не хотели отпускать со сцены. Действительно, хотелось удержать эту атмосферу, эту музыку, этот коллектив, подаривший нам минуты подлинного счастья.

Татьяна СИНЕЦКАЯ

Комментарии
Комментариев пока нет