Новости

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Финны нас будоражат

19.06.2002
Дети "оставят свои пальчики" в ХХ веке

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

В областной картинной галерее снова показывают финскую графику. Первая выставка художников из Cтраны Суоми, которая прошла здесь зимой, была частью проекта "Шаг навстречу". Поездив по области, отметившись в Кургане и Новосибирске, финская выставка перед возвращением на родину снова попала в Челябинск. Но теперь она совершенно иная, потому что обогатилась работами челябинцев.
К полусотне работ финнов автор экспозиции Елена Шипицына присовокупила творчество Виктории Питиримовой и Любови Серовой, а также Андрея Шипицына и Галины Петросовой.

Дети "оставят свои пальчики" в ХХ веке

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

В областной картинной галерее снова показывают финскую графику. Первая выставка художников из Cтраны Суоми, которая прошла здесь зимой, была частью проекта "Шаг навстречу". Поездив по области, отметившись в Кургане и Новосибирске, финская выставка перед возвращением на родину снова попала в Челябинск. Но теперь она совершенно иная, потому что обогатилась работами челябинцев.

К полусотне работ финнов автор экспозиции Елена Шипицына присовокупила творчество Виктории Питиримовой и Любови Серовой, а также Андрея Шипицына и Галины Петросовой. Если первый дуэт хорошо известен публике по многочисленным сборным и персональным выставкам, то второй нынче дебютирует. И делает это с размахом.

Первое, что видят посетители - огромный рукодельный короб от папирос "Беломорканал", обрамленный, словно кружавчиками, советскими газетами с Лениным и Сталиным. Чрево "Беломора" его автор Андрей Шипицын открыл, и любопытный посетитель обнаруживает в нем остроумные фотопейзажи Галины Петросовой, сделанные при помощи любимой всеми пионерами камеры "Смена 8М".

Претенциозное это сооружение размером 2800 на 4800 мм называется "Дактилоскопия столетия". Ощущение - как если бы Илья Глазунов освоил приемы соц-арта. Наш "шаг навстречу" столь размашист и увесист, что делает развешанные по стенам знакомые по зимней выставке оттиски финских графиков слабо мерцающим фоном. Между тем не самые удачные проекты могут раскрывать потайные смыслы и тем быть полезными. Первая финская выставка была интересна скромным обаянием сугубо частных, внутрь себя направленных, взглядов. В нас же тлеет страсть к внешнему самоутверждению, которая вспыхивает, когда на горизонте появляется пресловутая заграница.

Впрочем, дальнейшее повествование о взаимодействии двух культур происходит более органично. Во втором зале Виктория Питиримова и Любовь Серова мягко обволакивают холодный финский неуют своей заботой. Причем иногда буквально, как, например, случилось с пейзажами Висы Норроса, стенд которого был "заштрихован" нитями и укутан мягкими бумажными "облаками".

Третий, последний, зал представил нам еще один вариант взаимоотношений. Здесь наши художницы пытаются примирить не социокультурные различия финского и российского народов, но внутренние противоречия искусства как такового. Рийта Ууситало своими "Амариллисами" демонстрирует движение к совершенству, а ее земляка Арто Нурро, напротив, вдохновляет красота дисгармонии. Что поделаешь? Вот тут-то на помощь приходят Вика и Люба. Они, как умные взрослые, собирают из кусочков символы веры (триптих "Хазарский словарь. Три книги" Питиримовой), из хаоса линий возникают знаки во всей их монументальной простоте ("Черное и белое" Серовой). В общем, гармония существует, и ничего невозможного нет.

Елена Шипицына называет свою выставку ребусом. И у нее есть свой ключик к нему. Ребус становится очень внятным текстом, весьма поучительным для публики. О том, например, как от зала к залу, десятилетия к десятилетию развивается и меняется само отношение к искусству графики.

Но у этой выставки есть и еще одно важное приобретение. Пространство солидного художественного музея вдруг завибрировало, ожило. Кажется, что уютнее всего здесь чувствуют себя дети, коих на открытии было довольно много. Они будто бы понимают, что все эти серьезные разговоры о разности культур и мировоззрений, о том, что нужно делать "шаги навстречу", есть какая-то шутка, которую взрослые придумали, чтобы скрыть свое желание повозиться со своими игрушками.

Кстати, такая возможность появится и у ребят. На специальных экскурсиях им будет разрешено поучаствовать в художественном "снятии пальчиков". Школьники смогут тут же, в галерее, научиться элементарным графическим приемам и попытаться улучшить "Беломорканал" собственными работами. Ожидается, что к концу работы выставки ХХ столетие станет веселее, а его "Дактилоскопия" - по-настоящему актуальным искусством. n

Комментарии
Комментариев пока нет