Новости

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Подрядчика для ремонта крыши определит аукцион.

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

На базе местного НИИ травматологии и ортопедии планируется открыть еще один нано-центр.

Найден таксист, который превратил своего пассажира в Шрека.

В Омской области неизвестный своим автомобилем травмировал женщину.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Атлантида китайского православия

26.06.2002
Челябинец Игорь Кирсанов был рожден и крещен в Харбине

Нина ЧИСТОСЕРДОВА
Челябинск

У Игоря Кирсанова фантастическая судьба. Отец его, белый офицер, эмигрировал в Китай, а сын, родившийся там, многие годы рвался в Союз. Он мог сделать блестящую карьеру, работая у военного коменданта Мукдена, а затем в советском торгпредстве в Китае. Он ездил в Корею, Вьетнам - знал языки этих стран, в совершенстве владел китайским и японским. Но в 26 лет бросил все, чтобы вернуться на Родину - поехал в Кустанай, поднимать целину.

Челябинец Игорь Кирсанов был рожден и крещен в Харбине

Нина ЧИСТОСЕРДОВА

Челябинск

У Игоря Кирсанова фантастическая судьба. Отец его, белый офицер, эмигрировал в Китай, а сын, родившийся там, многие годы рвался в Союз. Он мог сделать блестящую карьеру, работая у военного коменданта Мукдена, а затем в советском торгпредстве в Китае. Он ездил в Корею, Вьетнам - знал языки этих стран, в совершенстве владел китайским и японским. Но в 26 лет бросил все, чтобы вернуться на Родину - поехал в Кустанай, поднимать целину.

Жизнь пришлось начинать с чистого листа, и он стал строителем, пройдя путь от мастера до начальника монтажного управления "Востокхимзащиты". Долгие годы китайский язык был для Игоря Васильевича только хобби: выписывал китайские газеты, журналы. И лишь выйдя на пенсию в 1992 году, Кирсанов нежданно вернулся к нему, став гувэном (высшим советником) Гонконгской торгово-экономической компании. С его именем связана первая китайская выставка в Челябинске, он стал первым преподавателем китайского языка на Южном Урале. Он - активный член ассоциации "Харбин", объединяющей в Челябинске русских репатриантов из Китая.

В редакцию же Игорь Кирсанов пришел с очень больной для него темой - трагическая судьба православия в Китае, которое не выдержало соперничества с католичеством. Об этом наш сегодняшний разговор.

-- Я православный старого толка. Был крещен по месту рождения в Харбинской епархии поселка Модягоу причтом Свято-Алексеевской церкви. Видите, вот "Выпись из метрической книги о родившихся за 1928 год", ее бережно хранила все эти годы мама. В ней указано и православное вероисповедание родителей, и имена крестных, все это скреплено подписями и печатью. Последний раз я посетил свою церковь в 1954 году перед отъездом в Союз. Порадовался, какую красавицу из красного кирпича возвели на месте старого деревянного храма, где теперь размещалась Харбинская духовная семинария. Любовался на прощание белокаменным убранством отделки, стройной колокольней - ее построили на средства прихожан в 1935 году.

Лишь 40 лет спустя волею судьбы я оказался в Харбине. Объездил все памятные места детства, юности, разыскал и родную церковь. Тяжелое, гнетущее зрелище представляло ее заколоченное обветшалое здание. Все вокруг было запущено, впритык к храму застроено какими-то хибарами, сараюшками, в которых хрюкали свиньи. Почти такая же участь постигла и другой православный храм, построенный на мемориальном военном кладбище в городе Мукдене. Эта красавица церковь когда-то не сходила с открыток, была одним из символов Китая. Теперь и она стояла в запустении, оставленная прихожанами.

-- Но ведь коренные конфессии Китая - даосизм, буддизм, ислам. Православие в этой восточной стране появилось вместе с русскими и для них?

-- Нет, это не так. Православной церкви Китая почти 300 лет. Первая Русская духовная миссия была создана в Пекине Петром I еще в 1715 году. Перед ней была поставлена задача: изучение страны и проповедование православия. При ней была открыта типография, где печатали книги на китайском и русском языках, была своя солидная библиотека, издавался журнал "Китайский благовестник". Число китайцев, принимающих православие, неуклонно росло. К 40-м годам ХХ века только в Харбине было 22 православные церкви. А полвека спустя остался единственный в стране Свято-Покровский храм, настоятелем которого был китаец отец Григорий (Чжу). Он скончался в 2000 году и был похоронен "мирским чином" : во всем Китае не нашлось ни одного православного священника, который бы отпел его. Его кончина подвела последнюю черту в атлантиде православия в Китае при полном равнодушии и Московской патриархии, и китайских властей.

-- Что же такое могло случиться всего за 50 лет?

-- Да годы-то были какие, после 1917-го! Православная церковь была оторвана от Зарубежного Синода (Белград, Сербия) и не имела никаких связей с Россией, где духовенство само переживало трагические времена большевизма. Последней каплей стал арест популярнейшего в Китае митрополита Нестора, назначенного в июне 1946 года самим Московским патриархом Алексием I главой Восточно-Азиатского экзархата с широким кругом полномочий. Митрополит Нестор, вызванный на Собор Священного Синода, был арестован китайскими властями по поручению НКВД и депортирован в СССР. Результат - восемь лет лагерей.

Надо сказать, что к тому времени китайская православная церковь во многом была переориентирована на русскую паству - это было связано с огромным притоком русских на строительство КВЖД, а потом и с исходом белой эмиграции из России. Люди эти, потрясенные вероломной историей с Нестором, обратились к Зарубежной церкви. В 1949 году Шанхайское епископство со своей паствой и клиром покинуло Китай, оставив православных китайцев практически на произвол судьбы.

Пекинское и харбинское духовенство воссоединилось с Московской патриархией, которая потребовала от епископа Виктора в 1950 году создать китайскую православную церковь с архипастырями-китайцами и местной паствой. В пресвитеры были рукоположены десять китайцев и двое, Федор Ду и Василий Шуан, - в епископы.

-- А дальше началась "культурная революция"?

-- Чудовищное насилие над совестью верующих, поругание святынь. Вандализм "хунвэйбинов" стал причиной окончательного падения православия в Китае. Московская патриархия распорядилась о передаче всей церковной недвижимости китайскому правительству. Это - 73 прекрасных храма, не считая часовен, монастыри, духовные семинарии, земельные участки. Последний русский архиерей выехал из Китая в мае 1956 года. Грех за все это лежит на совести православных иерархов и на всех нас, послушной, безликой и безвольной пастве. Этого мы, видно, заслуживаем...

-- Но при чем же здесь верующие, Игорь Васильевич? Исторические катаклизмы уничтожили православие в Китае.

-- А вот католичество не смогли, хотя католикам в Китае приходилось даже хуже, чем православному духовенству. В годы войны костелы закрывали, миссионеров интернировали, но католики упорно продолжали свою деятельность среди аборигенов, умело приспосабливаясь, разрушая недоверие властей ко всему иностранному по схеме, выработанной столетиями. Появляясь в районе, они не просто строили храм, как мы, православные, но сразу открывали при нем бесплатную больницу, приют для сирот, а потом и школу. Так привлекали они к себе коренных китайцев, ведя богослужение на китайском языке, потом воспитывали местных служителей культа.

Католики не только выжили, но и стали официально признанной конфессией Китая, которой руководит из Пекина "Китайская ассоциация патриотов-католиков", она имеет свой печатный орган "Католическая церковь в Китае". Руководитель Комитета по делам религий при Госсовете КНР говорит о пяти традиционных конфессиях Китая: буддизме, даосизме, конфуцианстве, исламе и католицизме. О православии он даже не упоминает.

Но больше всего меня потрясло еще одно возвращение в родную церковь уже в 2001 году. Свято-Алексеевский храм вновь виден издалека во всей своей красе. Но не успел я обрадоваться, как обнаружил на православных куполах католические кресты. Оказывается, брошенные православием (в том числе и мной) храмы прибрали к рукам католики, убрав иконостас, установили орган и огромный крест распятия. Я вошел внутрь: торжественная обстановка, служба на китайском языке, множество молящихся всех возрастов.

Чувствуя себя униженным, оскорбленным, я пошел прочь от родных некогда стен. Вокруг храма распускались цветы, были разбиты аккуратные газоны, вместо прежних сараев был возведен красивый забор. Смотрел на все это и невольно думал: что лучше - православная церковь, превращенная в склад, мастерские, колонию, или христианская церковь, но другого направления? Конечно, горько, стыдно, но пусть лучше уж будет так.

-- "Еретическая" мысль для православного человека.

-- А вы не обратили внимания, что в православной печати почти не встречается слово "миссионерство", что буквально означает - деятельность, направленная на распространение религии среди населения с иным вероисповеданием или мировоззрением. А ведь именно с этой целью почти 300 лет тому назад была направлена в Китай первая русская духовная миссия. Оказывается, это не случайно. Осуждая позицию Ватикана, создающего католические епархии в России, Патриарх Алексий II говорит: "Наши епархии создаются для окормления русскоязычной православной диаспоры, то есть для чад русской церкви, находящихся вдали от Родины, а не для ведения миссионерской деятельности среди местного населения..." Вот почему православная церковь потерпела фиаско в Китае.

В последний свой приезд я видел, как католики работают с молодежью, организуя кружки изучения иностранных языков, хорового духовного пения, игры на музыкальных инструментах. Они привлекают китайцев к благотворительности, собирая средства для гуманитарной помощи, организуя сандружины в деревнях. Те же миссионерские схемы используют протестанты всех мастей и у нас в Челябинске. Только православие "окормляет существующую паству". Но разве Христос не был миссионером и не этому же учил своих учеников? Сами слова "мессия" (спаситель, ниспосланный с неба) и "миссия" (посылать) идентичны с понятием "миссионерство". При такой позиции наших иерархов невольно возникает вопрос: "А не постигнет ли РПЦ за рубежом печальная судьба китайского православия?"

Не касаясь других конфессий, стал думать: а почему в христианской религии аж 33 различных течения и уклона, не могущих многие годы (и даже столетия) прийти к согласию и фанатично считающих каждая себя "самой правильной, самой истинной"?

Неужели это в интересах верующих? Неужели это служит мирному сосуществованию людей на Земле? Почему церковные иерархи разжигают в своей пастве нетерпимость к верующим другого течения христианства? Различия ведь бывают ничтожные, а амбиций горы! Где терпимость, снисходительность (толерантность)? Почему православная церковь крайне негативно относится к экуменистическому движению, к идее единой общехристианской церкви? Почему нет стремления к ликвидации вековых расколов? Ведь Бог - един! Суть христианских заповедей заключается в умении любить, прощать и быть терпимыми, а мы?

Вопросов больше, чем ответов, на душе так и нет покоя, а кругом идет не совсем чистая борьба за паству, и на духовные проблемы людей просто не хватает времени тем, кто должен окормлять их. Может, кто-нибудь ответит на эти вопросы, так сказать, "в интересах всех"? Или это - утопия? n

Комментарии
Комментариев пока нет