Новости

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Причиной смертельного происшествия стало взорвавшееся колесо.

Смертельное ДТП произошло около 08:00 утра на 220-м километре трассы.

32-летний хулиган несколько раз ударил полицейского руками и ногами, когда дебошира усаживали в патрульный автомобиль.

Стражи порядка просят граждан помочь в розыске автомобиля, украденного с дороги у с. Кичигино.

Эпидпорог по гриппу и ОРВИ по-прежнему превышен в ряде районов Челябинской области.

Президент России может прилететь в Челябинск уже осенью.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

В чем ценность Антона Гришанина?

26.09.2009
Новый художественный руководитель Челябинского академического театра оперы и балета имени Глинки видит большие радости в малых делах

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

17 сентября на заседании правительства области была утверждена кандидатура нового худрука театра им. Глинки. Шесть лет Антон Гришанин работает в этом коллективе, два года он - главный дирижер. В этом качестве он уже сумел завоевать авторитет и признание как среди музыкантов и артистов театра, так и у публики. Теперь перед ним задача сложнее - вернуть театру Глинки доброе имя после четырех лет перманентных скандалов.

Новый художественный руководитель Челябинского академического театра оперы и балета имени Глинки видит большие радости в малых делах

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

17 сентября на заседании правительства области была утверждена кандидатура нового худрука театра им. Глинки. Шесть лет Антон Гришанин работает в этом коллективе, два года он - главный дирижер. В этом качестве он уже сумел завоевать авторитет и признание как среди музыкантов и артистов театра, так и у публики. Теперь перед ним задача сложнее - вернуть театру Глинки доброе имя после четырех лет перманентных скандалов. В 33-летнего Гришанина верят и артисты театра, и губернатор, и культурное сообщество.

Надорвавшийся театр

-- Антон Евгеньевич, вам предлагали художественное руководство после известной истории с питерским режиссером Алексеем Степанюком почти год назад. Он прервал работу в нашем театре из-за неподобающего поведения прежнего худрука Дениса Северинова. Почему вы сразу не согласились?

-- Образно выражаясь, тогда была предложена перемена мест, от которых сумма слагаемых не менялась. Денис Северинов оставался бы генеральным директором. Увы, это не изменило бы ситуацию. Проблема состояла не только в их взаимоотношениях с Алексеем Степанюком. Театр существовал в весьма странном режиме. При недофинансировании и растущих долгах мы стремились любой ценой осуществлять постановки, делать какие-то проекты, проводить фестивали. Я сторонник того, чтобы в такой ситуации повременить с громкими событиями, накопить сначала сил. Имеющиеся средства можно было бы использовать более разумно. Я так понимаю, что Денис Александрович исходил из того, что чем больше премьер, тем больше зрительский интерес. Но для театра такая практика оказалась на тот момент неподъемной. Закончилось тем, что в конце сезона состоялось собрание коллектива театра и Северинову было выражено недоверие. К тому времени решение об уходе Денисом Александровичем уже было принято самостоятельно.

-- Вместе с прежним худруком ушла и прежняя схема руководства, когда и творческие, и финансовые вопросы решал один человек:

-- Художественному руководителю заниматься одновременно и хозяйственными вопросами физически невозможно. Сейчас эти функции разделены между мною и директором театра Юрием Леончиком. Думаю, это оптимальная схема.

-- А право финансовой подписи у вас?

-- По уставу театра отвечать за все будет первое лицо, то есть худрук, но г-ну Леончику принадлежит право второй подписи. Функции между нами уже распределены.

-- Как происходил подбор человека на место директора?

-- Было предложено несколько кандидатур, и с моей стороны тоже. После ряда согласований остановились на Юрии Анатольевиче. Его кандидатура согласована на уровне вице-губернатора Евгения Редина.

-- С вице-губернатором понятно, а вам-то насколько комфортно будет работать с новым директором?

-- Мы уже сотрудничаем около месяца. Надеюсь, наше сотрудничество принесет положительный результат.

Откуда долги?

-- С чего вы начали свою работу на новой должности?

-- Когда я стал и.о. художественного руководителя, то остался один на один со всеми проблемами. Было время поразмыслить. Вникал в финансовые документы. Картина получалась грустная.

-- Много оказалось долгов?

-- Порядка 19 миллионов рублей. Это реклама, договоры с постановщиком, квартирные обязательства.

-- Откуда появился дефицит?

-- Имело место частичное недополучение театром средств. В частности, из-за нынешней системы финансирования. Грубо говоря, нужно сначала представить готовый "продукт", и только потом под него пойдут деньги. Очевидно, что театру очень трудно работать в таких условиях. Кроме того, сама процедура получения денег сильно бюрократизирована. Отчасти я понимаю Дениса Александровича. Я хочу его немножко даже защитить. Ему приходилось брать в долг, деньги задерживались, задолженность копилась.

Собрав все цифры, пришел к выводу, что театр в одиночку не сможет выкарабкаться. Написал письмо губернатору с просьбой помочь. К нашему счастью, он откликнулся. После чего состоялась встреча. Разговор получился конструктивный и обнадеживающий. Решение стать худруком было принято мной во многом по итогам разговора с Петром Ивановичем.

-- Что губернатор обещал?

-- Во-первых, появилась надежда решить, наконец, проблему жилья для артистов. Долгожданный дом на 100 квартир в следующем июле должен быть сдан. Это само по себе сильно разгрузит театр, тратящий немалые деньги на компенсацию аренды жилья, причем при отсутствии официально такой статьи расходов. Вопрос о строительстве дома сейчас на личном контроле у Петра Ивановича. Во-вторых, были найдены и пути решения проблемы долгов. Сейчас в театре работает ревизионная комиссия, которая проверяет договоры, заключенные прежним руководством театра. Решение будет в ближайшее время.

-- А есть уверенность, что театр вновь не станет должником при всей драматичности текущего кризисного момента?

-- В наших силах, чтобы ситуация не повторилась. Пока откажемся от дорогостоящих проектов. Чтобы труппа работала, будем ставить оперы в концертном исполнении. В Мариинке, например, бюджет которой позволяет делать все, в год до десятка опер ставится в концертном исполнении.

-- Подготовленная публика вас поймет, а те, кто придет в театр впервые?

-- Мы сейчас ищем какие-то ходы. К примеру, в опере "Царская невеста", которую мы готовим к выпуску, некоторые мизансцены все-таки будут присутствовать. Подобные спектакли можно было бы назвать сценическим концертным действием.

Я не сталинист, но:

-- История, разворачивающаяся сейчас вокруг "Манекена", ведь очень показательна для нашего времени. Казалось бы, при всех достоинствах и заслугах этого театра ему не нужно доказывать свое право на существование. Но сейчас "Манекен" может просто исчезнуть, потому что его значимость неочевидна для тех конкретных людей, которые управляют городом.

-- Я не сталинист. Но почему начался расцвет Большого театра? Потому что Сталин любил бывать в Большом. А вот более приемлемый пример. Французский президент Саркози в кризис увеличил объем финансирования культуры на порядок. Театр по природе своей убыточен. Если власть понимает важность культуры и культурна сама - театры не исчезнут. Но, на мой взгляд, проблему решат законы о меценатстве. "Метрополитен-оперу" не содержит правительство США, в Германии театров на гособеспечении раз-два и обчелся.

-- Богатые люди на Западе, дающие деньги на культуру, - это, как правило, представители династий, им деды и отцы передавали "культурный сигнал". В конце концов, там есть подобная традиция в обществе.

-- Пока у нас нет законов, дающих меценатам существенные льготы, мы можем лишь предполагать, как может быть в России. В любом случае надежда на государство слабая. Есть президентские гранты, но их на все театры не хватит. Спасибо Петру Ивановичу, он выделяет нам грант. Что касается наших богатых людей, то в их отношении к культуре и театру, возможно, виноват сам театр. И такое бывает. Пришел ребенок на спектакль, а там такое, что на всю жизнь ему охоту отбили. Но очень важно, чтобы человек именно в детстве хоть раз появился в театре. Шансы, что ребенок вырастет культурно развитым человеком, увеличиваются многократно.

Классика контрабандой?

-- Можно ли сказать, что у вашего театра есть детская политика?

-- Да, для нас это именно политика. Мы стараемся привлечь детей в театр и придумываем для этого разные проекты, в том числе совместно с либреттистом Константином Рубинским. Любопытен последний - "Ученик чародея" на музыку Поля Дюка. Мы выводим симфонический оркестр на сцену, включаем одноименный диснеевский мультик и рассказываем ребятам сюжет, какому персонажу принадлежит та или иная музыкальная тема. Так ребенок учится воспринимать симфоническую музыку. Другой детский проект у нас сделан по "Шахерезаде" Римского-Корсакова:

-- Другой ваш популярный проект - "Симфонические метаморфозы", где оркестр исполняет музыку из репертуара "АББА", "Битлз", оркестра Поля Мориа, а также из голливудских фильмов.

-- И при этом, я надеюсь, нам удается оставаться в лоне высокой культуры. Кстати, в первом отделении я стараюсь играть сугубо классические хиты, мировые шедевры, например Первый концерт Чайковского, увертюры, адажио из известных опер и балетов.

-- То есть классическую культуру приходится "проносить контрабандой"?

-- А знаете, люди часто говорят примерно так: мы пришли на "Битлз", но то, что вы сыграли в первом отделении, нам понравилось даже больше!

-- Но до рэпа-то вряд ли дело дойдет?

-- Может, когда-нибудь и совместим рэп и классическую музыку.

В ожидании "Лоэнгрина"

-- На ваш взгляд, каким должен быть театр оперы и балета в Челябинске?

-- В нашем индустриальном городе оперный театр как полигон для экспериментов сейчас неуместен. Нам надо делать акцент на традиционный репертуар.

-- Традиционный для обычного театра оперы и балета, каким мы его знаем с советских времен? Чайковский, Верди, Глинка? А, например, Вагнер?

-- В Европе еще вопрос, кто "классичнее" : Вагнер или Верди! Но если серьезно, то слово "традиционный" я понимаю в самом высоком культурном смысле. Оперы Вагнера никогда не шли в Челябинске. Именно поэтому я взял для постановки его "Лоэнгрина" - интересно посмотреть, как публика будет реагировать. Эта музыка красива, грандиозна, мировой шедевр!

-- Что еще в ближайших планах?

-- В театре, который носит имя Михаила Глинки, должна быть хоть одна его опера. К концу года, думаю, возобновим "Руслана и Людмилу". У нас есть замечательный контратенор Артем Крутько, хотим поставить "Орфея и Эвридику", чтобы продемонстрировать его уникальный голос. Но и от поисков нельзя отказываться. У нас был опыт с Валерией Бесединой и Константином Уральским - оригинальный балет "Гойя". Думаю, такие точечные выходы на эксперименты - и в опере, и в балете - у нас будут.

Радости маленькие и большие

-- Кстати, балетное лицо театра Глинки будет и впредь определять Константин Уральский, смещения которого требовала группа артистов балета?

-- В обозримом будущем - да. Константин Семенович - достойный человек. Когда в творческий коллектив приходит новый руководитель, это не всем нравится. Но жизнь идет. За этот год в балете появилось 15 новых артистов. Вскоре к нам должна приехать ведущая пара из Алма-Атинского академического театра оперы и балета - Алексей Сафронов и Екатерина Хомкина, наши зрители их уже знают.

-- Одна из проблем, доставшихся вам в наследство, - социальная пропасть между руководством театра и труппой. Как вы намерены ее решать?

-- В чем ценность Гришанина? Мое назначение само по себе уже способ ликвидировать эту пропасть. Я как дирижер соприкасаюсь непосредственно и с оркестром, и с вокалистами, и с балетом. Пропасть, думаю, исчезнет сама собой в процессе творческой работы. С Денисом Александровичем было сложнее: он сидел в кабинете, общался с народом через руководителей цехов. В этом смысле дирижер-худрук - это более естественно для оперного театра.

-- Что вы для себя будете считать первым серьезным результатом вашей работы?

-- Если пресса вновь заговорит о театре исключительно в творческом смысле, это уже станет небольшой победой.

-- А стратегически? "Золотая маска"? Престижные гастроли?

-- Сейчас ведутся переговоры, чтобы балет вывезти на гастроли - в Китай и Италию. Давно не ездили, это пошло бы на пользу. Ведется работа, чтобы балетный спектакль "Золотой век" в постановке руководителя балета Большого театра Юрия Бурлаки показать на "Золотой маске". Но если быть предельно честным перед собой, у меня пока нет ответа на ваш вопрос. Загадывать сложно. Даже если постановочные планы сохраним, если труппа будет пополняться, а каждый спектакль будет приносить творческое удовлетворение, для меня это уже будет большой радостью.

Комментарии
Комментариев пока нет