Новости

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Динозавры кормят людей

16.07.2002
Музей может зарабатывать. Надо только посмотреть, что у нас есть такого,  чего нет у других

Областное управление культуры возобновило проект, связанный с непрерывным образованием работников культуры и искусства. Именно благодаря этому у музейных работников области появился шанс расширить свои познания в редкой области музейного менеджмента. О том, что это за наука и в какой степени она позволяет современным музеям вписаться в непростые реалии рыночной экономики, уральским музейщикам рассказала старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук Елена Соболева. Обучение проходило на базе курсов повышения квалификации Челябинской академии культуры.

Музей может зарабатывать. Надо только посмотреть, что у нас есть такого, чего нет у других

Областное управление культуры возобновило проект, связанный с непрерывным образованием работников культуры и искусства. Именно благодаря этому у музейных работников области появился шанс расширить свои познания в редкой области музейного менеджмента. О том, что это за наука и в какой степени она позволяет современным музеям вписаться в непростые реалии рыночной экономики, уральским музейщикам рассказала старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук Елена Соболева. Обучение проходило на базе курсов повышения квалификации Челябинской академии культуры.

-- Поясните пожалуйста, что же такое музейный менеджмент?

-- В разгар реформ мы оказались в положении, когда необходимо было доказывать окружаюшим, что музеи нужны и полезны, хотя они не приносят видимой, осязаемой продукции, - рассказывает Елена Станиславовна.- Каждый музей выживал по-своему, кому-то везло меньше, кому-то больше. Например, для нашего музея в силу его популярности этот процесс был не столь болезнен. Мы сохранили коллекцию, аудиторию и, используя традиции академической науки, довольно быстро разработали соответствующую стратегию и тактику. Кроме того, в Петербург стали приезжать коллеги из других стран, делились с нами секретами выживаемости, параллельно у отечественных музейных работников складывался собственный опыт. И, между прочим, оказалось, что он более приемлем для российских условий, чем зарубежный. Скоро это осознали и представители Запада, и сейчас не только мы у них учимся, но и они у нас.

-- Новый опыт заключается в том, что музеи зарабатывают деньги?

-- Музеи ищут свое место в обществе. Потому что сейчас жизнь идет таким странным маршрутом, что еще неизвестно, кто кого вытаскивает, и в условиях кризиса порой именно культура вытаскивает промышленность, а не наоборот. Иностранцы любят говорить о примерах таких фабричных городов, как Тампере или Глазго. Промышленность не работает, а цехи превращены в музейные центры, куда едет огромное количество туристов. Культура становится градообразующим фактором. Или взять город Котельнич. Население там 40 тысяч человек, промышленности нет. Два года назад семь энтузиастов создали в городе палеонтологический музей. Он перешел на маркетинговую систему работы, и теперь на каждый вложенный рубль там получают три. Создатели палеонтологического музея затеяли систему культурного туризма - раскопки динозавров, их изучение, показ, в итоге музей тоже стал градообразующим предприятием. Цель моего приезда в Челябинск - дать вашим музейным работникам представление о теории музейного менеджмента, подкрепив это конкретными примерами из своего профессионального опыта. Я хочу убедить моих слушателей в том, что поставленной цели можно добиваться и сегодня, когда нет административно-командной системы и нет возможности мотивировать кого-то деньгами.

-- Что вы можете порекомендовать нашим музеям?

-- Открыть пошире глаза. Поставить себя на место приезжего и посмотреть, что у вас есть такого, чего нет у других. Людей интересует самобытность. Найдите свою нишу, специфику. Сделайте хороший маркетинговый план. Это может быть как промышленный туризм, так и ядерная экзотика. Вообще ужасы народ любит, это я вам как работник Кунсткамеры говорю. Хотя мы на своих экспонатах денег не зарабатываем, то, что везут к вам в банках с формалином якобы из нашего музея, на самом деле к нам никакого отношения не имеет. Ни один антропологический экспонат не покинул музейные стены.

-- Тогда что же представляет собой настоящая Кунсткамера?

-- Слово "Кунсткамера" с голландского переводится как "комната искусств", "комната ремесел". Петр I создавал свою "комнату", чтобы просвещать народ, и активно собирал предметы, связанные с историей российской науки. К уже имеющимся экспонатам прибавлялись новые из области этнографии, антропологии, археологии. Последние 20 лет отделы археологии и антропологии закрыты на ремонт. А потребность людей в знании собственного тела, понятии нормы и отклонений настолько выросла, что этим воспользовались ловкие люди и организовали серию выездных выставок от имени Кунсткамеры. Повторяю: к нашему музею они не имеют никакого отношения.

-- По-вашему, уроды в банках - второсортный с точки зрения культурологии материал?

-- Наш коллектив к уродам всегда относился с нежностью. В свое время коллекцию в две тысячи экспонатов (сейчас осталось 900) купил Петр I за два фрегата ценой 50 тысяч гульденов золотом. Это крупнейшая коллекция Европы, часть государственного музейного фонда, подлинная историческая ценность. Сегодня, помимо удовлетворения житейского любопытства, экспозиция классических уродств выполняет важную познавательную роль: человек видит, сколь разрушительны результаты употребления алкоголя, табака, последствия нездорового образа жизни. Я думаю, мы недостаточно используем интерес людей к этой теме, отсюда спекуляции на нашем имени, о которых я уже говорила.

-- Я знаю ситуацию, когда государственный музей взял на хранение работы, по поводу которых идет судебное разбирательство. Взял втихую - ради того, чтобы заработать деньги, выжить. Это приемлемый маркетинговый ход?

-- Закон о музейном фонде дает музеям право реставрировать и хранить предметы, принадлежащие частным коллекционерам и владельцам частных музеев. Теперь ведь есть разные формы собственности, и музеи имеют возможность договариваться между собой. Могут хранить коллекцию, если договорились, а насчет сомнительности происхождения - это надо доказать судом. Работа с художниками и коллекционерами - риск музея, в каждом конкретном случае нужно разбираться с адвокатами. Вообще, необходимость самостоятельно искать источники существования порождает столько дискуссионных ситуаций, что комитет по музейной этике Международного совета музеев не смог на своей последней сессии принять новый этический кодекс. Он находится в стадии доработки и, судя по всему, будет принят не раньше чем через два года.

-- Зарубежные музеи тоже сами зарабатывают деньги?

-- Они обязаны это делать. Их правительство начало резко уменьшать средства на их содержание уже с конца 70-х годов. Это и заставило музейных работников искать, думать. Лежать под дверями фондохранилища - не значит хранить. Большинство поменяло менедждмент и влилось в общий экономический процесс. К вопросу о музейной этике: никто из зарубежных коллег в открытую свои правительства не ругает, так, пошипят немного на кухне за чашкой кофе. А наши люди позволяют себе публично ругать своих лидеров. Мы во многом свободнее. Там работают жестче. Мой добрый знакомый, прекрасный специалист, которого взяли в музей Метрополитен США, очень скоро вынужден был оттуда уйти, потому что за установленный срок не смог реализовать проект, найти деньги, менеджера и таким образом поставить на качественно более высокую ступеньку работу своего отдела.

Музейная лексика постоянно обогащается новыми экономическими понятиями, терминологией. Сейчас у всех на слуху фундрайзинг или, в английском варианте, фандрейзинг. Это поиск и аккумулирование финансовых средств - совершенно новый для музеев вид деятельности, перспективное направление развития, в результате которого в крупнейших музеях мира появилась новая профессия грант-менеджера. Это люди, добывающие средства для реализации программ. На поиск эффективных программ сегодня направлены усилия многих учреждений культуры и науки, приходится крутиться, заполнять кучу всяких бланков, отправлять свои предложения в самые разные места, писать бизнес- планы, подбирать бригады единомышленников, которые пишут программы. Но в результате этой суеты можно решить многие проблемы своих музеев. К примеру, мне трижды удавалось выигрывать гранты и вести программы, а наш отдел реставрации умудрился даже получить грант Всемирного банка в честь 300-летия Петербурга. Не надо бояться рисковать, "высовываться", проиграешь один раз, выиграешь в другой. Это хорошая школа.

-- Работники музеев получают не больше других бюджетников, но не в пример учителям никогда не стоят в пикетах :

-- Во всем мире музейное дело - удел интеллигентных и состоятельных людей, работающих не ради куска хлеба, а потому что им это приятно и интересно. В принципе, это же движет и нашими представителями музеев. Но поскольку у нас уровень жизни неизмеримо ниже, я смотрю на своих коллег как на романтиков и героев:

Лидия ПАНФИЛОВА

Комментарии
Комментариев пока нет