Новости

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Непонятно откуда, непонятно из чего

09.10.2009
Челябинскому художнику Александру Данилову - 50 лет

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

У Александра Данилова, в общем, счастливая творческая судьба. Любая выставка или проект обречены на одобрительное внимание публики и искусствоведов, причем неважно - адепты они contemporary art или традиционалисты, здесь о нем говорят или в Екатеринбурге, Москве и Париже:

"Подводные мины"

В каком-то смысле Данилов  - идеальный кандидат на роль деликатного учителя для тех, кто хочет понять, в чем смысл поисков современного искусства, не получив порцию шока. Вероятно, кроме собственно таланта есть в нем человечность, которой так не хватает столицам, нынешнему искусству и миру вообще. Эта естественная человечность не позволяет нашему художнику, прикрываясь "продвинутостью" и "посвященностью", делать что-то пугающее.

Показательна его юбилейная выставка, которая проходит сейчас в галерее студии "Диван".

Челябинскому художнику Александру Данилову - 50 лет

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

У Александра Данилова, в общем, счастливая творческая судьба. Любая выставка или проект обречены на одобрительное внимание публики и искусствоведов, причем неважно - адепты они contemporary art или традиционалисты, здесь о нем говорят или в Екатеринбурге, Москве и Париже:

"Подводные мины"

В каком-то смысле Данилов - идеальный кандидат на роль деликатного учителя для тех, кто хочет понять, в чем смысл поисков современного искусства, не получив порцию шока. Вероятно, кроме собственно таланта есть в нем человечность, которой так не хватает столицам, нынешнему искусству и миру вообще. Эта естественная человечность не позволяет нашему художнику, прикрываясь "продвинутостью" и "посвященностью", делать что-то пугающее.

Показательна его юбилейная выставка, которая проходит сейчас в галерее студии "Диван". Для первого юбилея большого художника эта выставка слишком камерная, даже факультативная. Здесь нет знаменитых "рукодельных" книг, принесших Данилову известность в России и выставлявшихся в лучших заграничных залах (что-то даже, кажется, было куплено Национальной библиотекой Франции). Нет в экспозиции его размашистой графики на рисовой бумаге, которая в начале 2000-х превратила Выставочный зал союза художников в некое карнавальное пространство. Нет видео, лэнд-арта, фотографий, комиксов, объектов и инсталляций - Данилов ведь освоил весь арсенал современного художника. И каждое проявление его таланта было неожиданным, но всегда узнаваемым:

На юбилей его жена и куратор семейной галереи Лидия достала старое, видимо, любимое. В 1991-м и 1992-м, когда все в стране бушевало и рушилось, а в моде был соц-арт, играющий с пустыми коконами идеологических символов, Данилов сделал полтора десятка удивительно изящных пастельных листов. Очень эстетские такие работы, с тонким цветом, почти декоративные. В абстрактных композициях угадывались ангелы, какие-то иероглифы и экзотические знаки и символы, иногда почти орнаменты. Вот только названия заставляли порой вздрогнуть - цикл "Подводные мины" например. Данилов ведь тоже в ту пору вместе со всеми жил, выживал и переживал:

Образцовый горожанин

Знающие Александра не дадут слукавить: он - воплощенная флегматичность. Задашь ему дежурный вопрос - о красоте, скажем, - получишь ответ очень не сразу. Вот и название его студии "Диван" появилось, думаю, как большой привет Обломову. Многие его расторопные коллеги по современному искусству в предыдущие годы бурного интереса к современному художничеству оставили свои города и подались в Москву, к Гельману, а далее на всякие биеннале, чтобы показывать диковатую и потешную Россию:

Данилов не то чтобы большой патриот своей малой родины. Он беззлобно ворчит на то, что "многое уходит в песок", что "особенной-то востребованности нет". Это все так, увы, и по сию пору. Но для меня Данилов - настоящий челябинский горожанин, в каком-то афинском смысле. Таких людей, на самом деле, у нас мало. Большинство просто физически находятся в большом городе, но живут вне его культуры, природы и правил. Горожанин - особый навык, многим в первом поколении недоступный. Александр - другой. Его отец Юрий Петрович был известным архитектором: Дворец пионеров, теплотехнический институт, многие заметные здания и сооружения придуманы им. Будущий художник рос в городе, построенном его отцом и друзьями отца, молодыми архитекторами из Ленинграда и Москвы: Так вот, это место, не самое удобное современному художнику, все же остается для Данилова центром мира.

Открытый мир

Вне этого мира, этой целостности Александр Данилов жить уже не может. Дело не только в дизайнерских заказах извне, которые позволяют художнику устраивать быт. Его внук, сын дочери Полины и трагически погибшего в США первого зятя - знаменитого хоккеиста Дмитрия Тертышного, житель Филадельфии. 9-летний Саша тоже играет в хоккей и у него очень неплохо получается. Между прочим, Сашин сосед по школьной парте Дима - внук Александра Солженицына, сын Игната Солженицына, пианиста и дирижера Камерного оркестра Филадельфии. Есть у Данилова теперь и маленькая внучка с экзотическим именем Лидия Анастасия Мой: новый его зять Майкл - американец японского происхождения:

Думаю, этот простор мира открылся "нашему Обломову" не случайно. Важно ведь иметь свободу души. Рыночные времена дали многим мастеровитым художникам соблазн оценить себя прямо сейчас, конкретно, исходя из текущего курса цен на ремесло. Иным настоящее творчество кажется чудачеством, тогда как только этот в прямом смысле образ жизни дает возможность проявить себя максимально возможным способом. Совпасть с миром, воспринять его энергетику. Понять, наконец, как оно все устроено.

А устройство мира зашифровано в красоте. Если-таки разговорить Данилова (а точнее, не торопить), он скажет, в чем находит совершенство. В русской иконе, в церкви Покрова на Нерли, в соборе Василия Блаженного. "Я изучал этот храм, стал вычерчивать и оказалось, что он как шахматная доска сделан: квадрат, насыщенный орнаментом, квадрат спокойный. Это какой-то постмодерн эпохи русского Возрождения!" Но так же прекрасно и ценно для Данилова то, что сделало для человечества изобразительное искусство недавнего столетия, находившее красивое в том, что таковым быть вроде и не должно.

Из чего сделан мир?

-- Мне много кто нравится из ХХ века, - говорит Александр Данилов. - Кандинский, Малевич, Филонов, Лихтенштайн, Руашенберг, Ротко. Это иная красота, связанная с новым представлением о мире. Абстракция появилась, когда открыли атом и материальный мир оказался несколько другим. А сейчас новые исследования микромира меня вообще потрясают. В нем целые вселенные! Все эти нано могут изменить жизнь человека неузнаваемо. Какие-то мельчайшие частицы вживляются в организм, омолаживают его и, возможно, сделают его бессмертным! Но самое удивительное - когда это визуализируется. И получается, что весь мир - фактически пустота! Материя состоит из ядер, в которых электроны находятся на гигантском расстоянии друг от друга. Между ними - ничего нет. Материальный мир находится в расщепленном состоянии, как на картине Кандинского. Все находится во взаимосвязи - и никак не соприкасается. Не здесь ли объяснение поведения людей, которые вроде бы стремятся друг к другу - вот и средства связи так хорошо продаются, и Интернет дает колоссальные возможности для общения, - но все это не сближает индивидуумов: А зная, например, о теории информационных полей, находишь объяснение одному известному феномену. Все творческие люди могут подтвердить, что многое чаще всего приходит исподволь. Рождается непонятно откуда, непонятно из чего. Этим интересно искусство. Дизайн - заданность. А искусство - чистое выражение каждого художника, сугубо индивидуальное и берущееся из космоса. Ну а если все взаимосвязано, то это находит какие-то влияния, отражения во всем мире. Вот почему, я думаю, искусство в чистом виде в любом случае останется, какими бы ни были средства выражения - холст или компьютер:

Я спросил у Александра, а не хочется ли ему в 50 лет уже какой-то солидности?

-- Нет. Я себя чувствую на 35: Ощущения гармоничные. Есть опыт, знаешь что делать, возможности есть, здоровье еще слава Богу. Понимаешь, что конечно, кардинально нового уже не сделаешь. Хотя:

Данилов при всей его внешней медлительности художник спонтанного нрава. Вот, говорит, недавно чуть с ума не сошел от компьютера, бросил все и уехал на Аргази "делать лэнд-арт" - составлять живые гербарии своих чувств. Сейчас у него новое увлечение - газеты. По-своему красивая уходящая натура - "New York Times" и "Wall Street Journal" - вот-вот станет добычей современного художника. Что он с ней делает - скоро, думаю, узнаем. А напротив компьютера стоит, как официант в белом, чистый грунтованный холст:

Комментарии
Комментариев пока нет