Новости

По словам сына актера, Караченцов попал в аварию в Щелковском районе Подмосковья.

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Возвратится ли скульптура в храм?

14.10.2009
Стараниями скульптора Александра Лохтачева и его учеников из златоустовской мастерской "ЛиК" в мирской обиход  входит православная скульптура. Возможно ли ее возвращение в храм?

Наталья УФИМЦЕВА

Златоуст

В апреле 1997 года с благословения Святейшего Патриарха Алексия II в Златоусте, в мастерских "ЛиК", по рисункам и фотографиям была воссоздана дарохранительница для обретшего новую жизнь храма Христа Спасителя. По конструкции это светящееся золочением и устремленное вверх пылающими куполами изделие имеет два яруса. В нижней части - ковчег и ведущие к нему с четырех сторон ступени. Верхний ярус - храм, как будто парящий на колоннах.

Стараниями скульптора Александра Лохтачева и его учеников из златоустовской мастерской "ЛиК" в мирской обиход входит православная скульптура. Возможно ли ее возвращение в храм?

Наталья УФИМЦЕВА

Златоуст

В апреле 1997 года с благословения Святейшего Патриарха Алексия II в Златоусте, в мастерских "ЛиК", по рисункам и фотографиям была воссоздана дарохранительница для обретшего новую жизнь храма Христа Спасителя. По конструкции это светящееся золочением и устремленное вверх пылающими куполами изделие имеет два яруса. В нижней части - ковчег и ведущие к нему с четырех сторон ступени. Верхний ярус - храм, как будто парящий на колоннах. Между колоннами располагаются золоченые скульптурные изображения двух ангелов. Скульптуры есть и на нижнем ярусе - сидящие на парапетах лестниц евангелисты. В патриархии были восхищены работой златоустовских ювелиров. Правда, были замечания к скульптурам. Через некоторое время руководитель мастерских Александр Лохтачев удалил съемные фигуры с дарохранительниц, чтобы видоизменить их. Латунь - на серебро, реализм - на канон. Какое-то время копия этого изделия выставлялась без скульптур (в том числе в новом областном музее в Челябинске). Возможно, эта запинка стала толчком для нового направления в работе мастерских. Последовали раздумья и искания. Сегодня в златоустовских мастерских "ЛиК", по выражению их руководителя Александра Лохтачева, осуществляют целевую программу по созданию литой православной скульптуры. На мысли о том, какой она должна быть, мастера навело созерцание иконы.

Непокорные фигуры

Как рассказали ученики Александра Лохтачева, однажды их учитель был болен. В его комнате висел календарь с репродукцией иконы избранных святых XV века: Параскевы Пятницы, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Василия Великого. Теперь этот календарь открыт все на той же странице в кабинете Александра Ивановича.

Чтобы понять, какие задачи стояли перед скульптором, попытаемся представить прообраз и антипод. Для Лохтачева воспевающее красоту тела искусство Возрождения, которое ввело в обиход академический стиль в изображении библейских персонажей, и есть антипод. В православной скульптуре он старается отразить духовность иконописных ликов. У Андрея Рублева он скопировал пропорции (которые тот перенял у "русского" византийца Феофана Грека): фигуры вытянуты в высоту, свечеобразны. Покатость плеч, утончающая фигуры, символизирует покорность высшей силе и в то же время плодотворящее женское начало. Складки одеяний и жесты рук задуманы так, что взгляд, следуя по линиям, концентрируется на лице персонажа.

Поза подчеркивает отречение от почестей и благ земных. Об этом свидетельствуют и биографии христианских проповедников, живших в IV веке. Их роднит одно: едва став архиепископами, они вскоре либо добровольно покидали высокие посты, либо становились жертвами интриг (Иоанн Златоуст) и заканчивали жизнь праведными скитальцами. Правда, фигуры святителей у Лохтачева кажутся непокорными, не по-рублевски горделивыми. У них нет того глубокого иконописного наклона. Можно один к одному оживить рисунок, но полученное изваяние будет резать глаз. У объемного изображения, в отличие от плоского, свои законы равновесия.

Предназначение

Во время работы в скульптурных мастерских звучат песнопения, записи проповедей, мастера-изготовители читают жития святых, проникаясь образами, над которыми работают. Ангелоподобны, изящны, утонченны ученицы мастера, среди которых Яна Шаравина, Ольга Зубкова, Ирина Абрамова. Когда я спросила Яну о том, сколько стоят их изделия, та ответила:

-- Мы не интересуемся ценой, чтобы не появились мысли о соблазне.

Святители с иконы XV века, за исключением Параскевы Пятницы, стараниями мастера и учениц обрели воплощение в объеме. Они небольшого размера (до 40 сантиметров в высоту), в качестве домашней скульптуры часто бывают востребованы. Иоанн Златоуст отправился в Москву в Союз писателей, где приобрел статус ежегодной премии Народного собора за духовную, проповедническую деятельность. Первая статуэтка была вручена Святейшему Патриарху Алексию II при его жизни.

Святая Варвара - защитница от нечаянной погибели. Как повествует житие, она закончила земной путь мученической смертью за христианские убеждения и за веру в единого Творца от рук своего отца-язычника. Александр Лохтачев вел переговоры об установлении памятника этой святой в шахтерском крае - Кемеров-ской области. В мастерских были созданы бронзовая статуэтка святой Варвары и пластилиновый макет памятника в метр ростом. С него была скопирована гипсовая модель, которую изготовители памятника могли бы увеличить до нужных размеров. Скульптура соответствовала канону, прообразами и в этом случае послужили иконописные изображения. Но конкурс провели без участия златоустовских мастеров. Зато изваяние святой Веры в скором времени может украсить "Золотой пляж" на озере Тургояк: модель памятника купил предприниматель Олег Сиротин.

Отчего в православных церквях нет скульптур?

Когда-то они были в них привычны. Объемные лики обживали православные храмы на Руси с переменным успехом, время от времени оттуда изгоняясь. В роли гонителя скульптур выступала, как правило, не духовная, а светская власть.

В 1722 году указом Петра I было решено оттачивать каноническую иконопись, а "резных икон и отливанных не делать и в церквах не употреблять, кроме распятий, и в домах не держать". Запрещалось также объемное изображение животных и "агнца вместо Христа Спасителя". Чем было вызвано столь радикальное монаршее решение?

На этот счет есть любопытная притча, записанная современником Петра. Во время войны с Карлом XII, в одном из польских костелов, русский монарх раскрыл обман слезотечения деревянной статуи Девы Марии. Слезы вытекали через небольшие отверстия в глазах из резервуара в голове скульптуры, заполненного водой. Откинув крышку гигантской статуи, царь обнаружил: рыбок, которые колебали воду и вызывали ее истечение.

Летописец говорит и о том, что Петр был встревожен тем, что в православных храмах наблюдается обожествление статуй. Сам же царь полагал, что сей "обычай вшол от иноверных, а наипаче от римлян и поляков, которым благочестивой нашей вере последовать не подобает". Таким образом, дискредитируя храмовую скульптуру, Петр Великий убил сразу двух зайцев. Монарх как бы низверг "идолов", стремясь, с одной стороны, укрепить власть монарха над церковью (что вылилось и в упразднение патриаршества) и, с другой, прочерчивая некий визуальный водораздел между православием и католичеством, возможно, надеялся тем самым умерить народный ропот по поводу насаждения "неметчины".

Не сотворив кумира

Для мусульманина, к примеру, идолопоклонство (многобожие) - смертный грех. Даже изображение лика на иконе представляется верующему магометанину кощунственным, а преклонение православного перед святым образом - актом греховным. Конфессии сосуществуют в дружеском сочленении народов, а богословы в это время себе на уме. Сегодня православные теософы говорят: мы не поклоняемся иконам, а почитаем их, "икона не изображает, она являет", в ней изложена духовная реальность, о которой она свидетельствует. Культ писаной православной иконы - исторически сложившаяся реальность. Хотя и икона, возникшая в Византии, прижилась в христианских храмах не сразу. В 726 году греческий император Лев III Исавриец запретил христианам повергаться перед иконами на землю, а затем и вовсе удалил их из церквей. Его политику поддержали и наследники престола. Историки объясняют это попыткой сблизиться с магометанами, теснившими христиан, и иудеями, но в результате реформаторы получили возмущение своего же народа. Со времен Седьмого Вселенского собора (с 787 года), на многие века утвердившего почитание святых икон, затихли споры о правомерности иконописи в христианстве. А иконы в православии бывали и деревянными резными, и отлитыми в металле, были рельефными, то есть "полукруглыми" скульптурами.

Есть и другие

Пожалуй, самая знаменитая христианская статуя - парящий над Рио-де-Жанейро Христос. Город крылатого коня впечатляет мир тем, что активнее других продвигает православную христианскую скульптуру в светские круги. На Красной Горке установлен памятник Иоанну Златоусту, выполненный скульптором Владимиром Жариковым. Прославленный златоустовец экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов расставил фигуры Николая Чудотворца вдоль государственной границы России. Скульптуры святых на улицах воспринимаются как памятники чтимым личностям. В доме и на границе - как обереги. Мир принял их.

Многие православные священники не против того, чтобы лицезреть объемные изваяния святых, в честь которых основаны приходы: хотя бы в пределах церковной ограды. Перешагнут ли изваяния святых пороги церквей? Стараниями художников мастерской "ЛиК" они уже приобрели канонический вид и готовы пройти так называемый "фейсконтроль". Поэтому вопрос отнюдь не риторический. Ответ на него, безусловно, повлияет не только на облик православного храма.

Добрый Пастырь

Эта православная скульптура стоит особняком от серии других. Она не похожа на объемный список с иконы. Образ Пастыря несет скорее философскую, чем назидательную нагрузку. Добрым Пастырем искусствоведы часто называют ипостась Христа в воплощении Андрея Рублева.

У Лохтачева мы видим человека в складчатой накидке, держащего на руках ягненка. Агнец свободно покоится на сгибе локтя, его не удерживают. Но руки Пастыря при этом скрещены в охранительном жесте. Мастер схватил момент трепета и готовности рук вскинуться и оградить от падения. От скульптуры невозможно оторвать взгляда в ожидании этого явно ощутимого движения, заложенного в статичном, думалось бы, расположении ладоней. Скульптура обрела жизнь вне зависимости от приятия в храме.

Комментарии
Комментариев пока нет