Новости

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Причиной смертельного происшествия стало взорвавшееся колесо.

Смертельное ДТП произошло около 08:00 утра на 220-м километре трассы.

32-летний хулиган несколько раз ударил полицейского руками и ногами, когда дебошира усаживали в патрульный автомобиль.

Стражи порядка просят граждан помочь в розыске автомобиля, украденного с дороги у с. Кичигино.

Эпидпорог по гриппу и ОРВИ по-прежнему превышен в ряде районов Челябинской области.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Поэзия для маминого голоса

19.07.2002
Сегодня у известной детской писательницы Нины Пикулевой юбилей

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Больше четверти века назад инженер Челябинского тракторного завода Нина Пикулева стала автором одного очень важного изобретения. Правда, оно никак не было связано с техникой. Зато, как всякое настоящее изобретение, способно и по сей день делать жизнь людей лучше. Нина Пикулева начала писать литературу для тех, кто не просто не умеет читать, а еще даже не начал говорить:
Писать стихи она, как и многие ее коллеги, начала в ранней юности и мечтала стать настоящим взрослым поэтом. Хотя родители хотели видеть Нину другим, серьезным человеком.

Сегодня у известной детской писательницы Нины Пикулевой юбилей

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Больше четверти века назад инженер Челябинского тракторного завода Нина Пикулева стала автором одного очень важного изобретения. Правда, оно никак не было связано с техникой. Зато, как всякое настоящее изобретение, способно и по сей день делать жизнь людей лучше. Нина Пикулева начала писать литературу для тех, кто не просто не умеет читать, а еще даже не начал говорить:

Писать стихи она, как и многие ее коллеги, начала в ранней юности и мечтала стать настоящим взрослым поэтом. Хотя родители хотели видеть Нину другим, серьезным человеком. Вот, например, имела бы девушка нужную в народном хозяйстве профессию. Чтобы не огорчать папу и маму, Нина и пошла изучать двигатели внутреннего сгорания на автотракторный факультет ЧПИ, а потом устроилась на ЧТЗ. Зато здесь была литературная студия, которой руководил внимательный Ефим Ховив. Он однажды и намекнул Нине, что ее широко открытые стихи как бы не совсем для взрослых.

А потом у Нины Васильевны родилась дочка и все стало на свои места.

-- В какой-то момент я испытала настоящий шок, - вспоминает она. - Этому маленькому человечку мне хочется отдать всю свою любовь, а я беспомощна, потому что мне нечего ему сказать. Ну, "Сороку-ворону" рассказала, "По кочкам", а что дальше-то?

И стала Нина Васильевна сочинять свои нехитрые присказки. Качает ли ребенка, пеленает или играет - все время что-то рассказывает в рифму. И так им обоим хорошо от этого!

Инстинктивно молодая мама и столь же молодой поэт поняла то, что давно знала народная педагогика и что сравнительно недавно подтвердили ученые. Оказывается, возраст до одного года - самый трудный для родителей. И очень часто последующие проблемы у детей связаны с упущенными в этот период возможностями развития. Да что там родители - даже многие опытные педагоги не знают, как проводить развивающие занятия с малышами, которые еще не умеют ходить!

-- Такое впечатление, что все принимают грудного младенца за какой-то чурбанчик. Как Папа Карло - взял полено и выстругал, - продолжает Пикулева. - Сейчас на прилавках книжных магазинов масса литературы, вроде "Энциклопедии молодой семьи". Там много полезных советов: как приготовиться к рождению ребенка, как правильно пеленать малыша, как кормить или купать. Все - хозяйственные советы. И тем удивительнее, как авторы этих книг старательно уходят от вопроса, о чем вести с разговор с малышом и будешь ли ты ему интересен?

С тех пор Нина Васильевна стала интересоваться этой проблемой, читать умные книжки. Из одной она узнала о страшном синдроме внезапной детской смерти. Когда грудных детей во время войны в целях безопасности разлучали с родителями на долгий срок, они просто отказывались жить. Не болели, не выпадали из люльки, а просто умирали без видимых причин. Ученые не сразу и догадались, что причиной тому - дефицит материнского тепла. Потому что именно мама способна дать малышу запас счастья, как это называет Нина Пикулева.

Собственно, то, чем занимается наша героиня, есть лишь инструмент для передачи этого запаса. Каждый родитель любит свое дитя, но не каждый может эту любовь конвертировать в форму, внятную самому ребенку. Чем сопровождать тактильные ласки? Добрым и нежным словом. Свою поэзию Нина Пикулева называет "материнской". У нее - особые жанры: пестушки, потешки, потягушки и прибаутки.

"Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся,

Вот уже растем,

растем,

растем:"

Это пример потягушки. Проговаривая их, молодая мама поглаживает своего малыша вдоль всего тела. Медики доказали, что когда мама прикасается к малышу, у него появляется уверенность в защищенности. Эта уверенность делает его здоровее. Или, как говорят врачи, повышает иммунитет. Тоже ведь давно известно: дети, которых любят, реже болеют и быстрее выздоравливают.

Пестушки и потягушки Нина Пикулева пишет и папам. Очевидно, что взаимоотношения пап и мам с ребенком различны. Отец и на руки берет своего кроху иначе. И ребенок от отца получает иную информацию. Папам "материнская" поэзия нужна даже больше, чем мамам. И для них у Нины Пикулевой есть отдельные стихи, которые сопровождаются советами и комментариями.

Вот папа пришел с работы домой, происходит обмен информацией с ребенком, приветствие. Ребенок радуется на своем непонятном языке. А папа ему отвечает:

"Это кто у нас сегодня

Разговорчивый такой,

Разговорчивый такой

И родной-родной?"

Я даю папе ключик, облегчаю задачу, как объясниться в любви к ребенку. Теперь он не подойдет к нему с "козой", за которой он скрывает свое неумение.

Кстати, из-за этих "непонятных" жанров, да еще с комментариями, стихи Нины Пикулевой долгое время смущали издателей. Они охотно брали колыбельные, очень любили ее загадки. Но пестушки да потягушки считали чем-то вовсе несерьезным. Ситуация стала меняться в середине 80-х годов, когда после семинара, проведенного Союзом писателей, творчество Нины Пикулевой высоко оценили тогдашние классики детской литературы. Самые благожелательные отзывы об этих нехитрых, казалось бы, стишках давали Анатолий Алексин, Ирина Токмакова. Добрые слова написал ей на память Сергей Михалков. А Вадим Левин, отмечая, как легко в этом жанре скатиться в банальное сюсюканье, прямо говорил, что Пикулевой всегда удается оставаться на высоте поэзии.

Для Нины Васильевны, кстати, литературный аспект столь же важен, как и воспитательный. И подоплека здесь не только в писательском честолюбии. Каждое стихотворение должно литься, как музыка, быть идеальным с фонетической точки зрения. Попадание в жанр бывает настолько точным, что очень часто у читателя возникает ощущение уже слышанного в далеком детстве. И это, на самом деле, лучшая рекомендация.

В последние два года у Нины Пикулевой в местных, а чаще в столичных издательствах вышло более десятка книг. Требуют еще писать. Последнее письмо из московского издательства "Стрекоза" и вовсе елей: "Мы вас так долго искали".

Сегодня Нина Пикулева - признанный мастер в ею самой открытой нише литературы для грудничков. Весной этого года в Москве челябинской писательнице вручили премию имени Льва Толстого за вклад в развитие детской литературы. На сцене Пикулеву поздравлял Сергей Михалков, на чьих книжках воспитывалась, кстати, она сама.

Уже этого было бы достаточно, чтобы считать себя реализовавшимся человеком. Но есть у Нины Пикулевой подозрение, что стихами можно воспитывать не только сосунков. В этом - суть идеи центра поэтической педагогики. Физически его еще нет, но Нина Пикулева в некоторых счастливых челябинских школах ведет свои уникальные уроки. К младшим она несет свою Бабу Ёжку. Нина Васильевна эту экзотическую даму давно реабилитировала. На самом деле это не злая старуха, а "тайный агент мамы". Она молода, элегантна, говорит со школьниками на современном сленге. А на занятия к ученикам 11-х классов Нина Васильевна приносит большого розового пупса, которого подростки сначала пугаются, а потом с большим удовольствием играют с ним. Сверхидея здесь проста и одновременно глобальна. Переходя со ступени на ступень, ребята познают мир, учатся жить в согласии с собой и с другими, чтобы в какой-то момент оказаться готовыми стать хорошими родителями.

Комментарии
Комментариев пока нет