Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Кадетская мама

20.10.2009
Преподаватель кыштымской школы N 4 Лариса Скороходова считает: дети должны отличаться друг от друга разнообразием интересов,  а не родительскими возможностями

Виктор РИСКИН

Кыштым

:Один из еще теплых октябрьских дней был объявлен праздником здоровья. Маршрут проложен и определен - подъем на гору Сугомак. К утру у ворот четвертой школы выстроились ученики. А напротив - вереница машин с озабоченными родителями: до горы надо было еще добраться. "Идем пешком!" - скомандовала Лариса Борисовна.

Преподаватель кыштымской школы N 4 Лариса Скороходова считает: дети должны отличаться друг от друга разнообразием интересов, а не родительскими возможностями

Виктор РИСКИН

Кыштым

:Один из еще теплых октябрьских дней был объявлен праздником здоровья. Маршрут проложен и определен - подъем на гору Сугомак. К утру у ворот четвертой школы выстроились ученики. А напротив - вереница машин с озабоченными родителями: до горы надо было еще добраться. "Идем пешком!" - скомандовала Лариса Борисовна. Так и двинулись: впереди - колонна пятиклашек, позади - кавалькада из отечественных авто и иномарок. Разве что походные вещички в салоны побросали.

Где эта школа?

Учительницу биологии и классного руководителя пятиклассников Ларису Скороходову можно упрекнуть в упрямстве и своеволии: стоит ли целый час тащиться до крутой высокой горы, когда есть возможность к ней подъехать? Ведь детям еще и на вершину предстоит подниматься. Зачем их перегружать?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, в какой школе работает Лариса Скороходова. Когда ее, уроженку Кыштыма, после окончания в 1996 году педагогического университета распредели в школу N 4, она, к своему стыду, не знала, где находится это учебное заведение.

-- Я всегда считала Кыштым городом, - рассказывает Лариса Борисовна. - А уж школы по определению должны находиться в городских кварталах. Однако мы с мужем изрядно поплутали по частному сектору, прежде чем нашли школу N 4, когда отправились в нее в первый раз. Это теперь она стала для меня родным домом, в котором я работаю уже 12 лет.

Четвертая школа носит статус основной. То есть девятый класс в ней является выпускным. Расположена школа в районе Егозинки, на окраине Кыштыма. Тем не менее популярность ее высока. Здесь учатся не только дети с окрестных улиц, но и из города, где имеются куда более известные учебные заведения. Причина проста: в четвертой есть кадетские классы, известные на всю область.

Если ребенок с подсказки родителей и по собственному разумению имеет цель поступить в будущем в военное училище, то начинать надо отсюда. Да и без военной перспективы есть смысл пройти "курс молодого бойца" : кадетская форма плюс строгие команды очень способствуют укреплению дисциплины. Что немаловажно для иных наших чересчур свободолюбивых детишек.

Теперь понятно, почему у ворот школы появляются автомобили разных марок. Не этим ли фактом руководствовалась Лариса Борисовна, когда сказала как отрезала: "Идем пешком"? Пусть взрослые меряются друг с другом доходами. Дети же должны (по крайней мере, в пределах школы) находиться в равных условиях. А если чем и отличаться, то только разнообразием интересов, никак не родительскими возможностями.

Правильность принятого Скороходовой решения полностью подтвердилась на Сугомаке. Пеший поход и последующий подъем сплотили ребят. Более опытные подсказывали товарищам удобную тропку, мальчишки протягивали руки девочкам. Нашлось применение и родителям. Им предложили затеряться среди кустов и чужих компаний, чтобы потом уже в роли разведчиков ребята с восторгом отыскивали неумело маскирующихся пап и мам.

Как всякий учитель, Скороходова считает свои предметы (а она преподает биологию и географию) самыми важными науками. И желает, естественно, иметь последователей. С особой гордостью признается, что четверо ребят из ее первого выпуска поступили в педуниверситет, а одна выпускница решила стать преподавателем биологии.

Но с еще большей гордостью Лариса Борисовна говорит о том, что никто из двух ее выпусков не оказался за бортом жизни, не стал ни выпивохой, ни бездельником. Все или уже работают, или еще учатся. И пусть не на самых престижных должностях, но всегда при деле, которое, по крайней мере для себя, считают важным и ответственным.

Дети - круглый год

Понятно, что Скороходова за учебный год очень устает. А знаете, как она отдыхает летом? В походах или за любимой книгой? Как бы не так: воспитателем в лагере "Волна". Да еще порой две смены кряду! Признаться, когда она это сказала, мне показалось, что я ослышался. Тем более что беседовали мы в классе, в который то и дело забегали мальчишки и девчонки в кадетской форме. Что-то искали в своих портфелях, обменивались репликами насчет сбегать в столовую за очередной булочкой и прочими важными для них мелочами. У меня голова за эти полтора часа слегка закружилась. А каково педагогу изо дня в день, из месяца в месяц наблюдать эту неиссякаемую радость юной жизни?! Да еще все лето посвящать такому счастью!

-- В лагере у меня в отряде не только наши ребята, - словно извиняясь, говорит Лариса, - есть из других школ города, даже из Челябинска и Екатеринбурга. Нормально общаемся.

Со "столичными" детьми у Скороходовой действительно проблем нет. Они как-то сразу понимают, кто здесь хозяин. И статус провинциальной воспитательницы никак не соответствует образу улыбчивого, но строгого наставника. В отряде действует табу на ругань и выяснение отношений. Нарушил - не пойдешь купаться! Суровое наказание. Но как быть, когда в отряд попадают неадекватные дети?

-- Были у нас и детдомовские ребята, - кивает головой Лариса Борисовна. - Действительно, проблемные. Это понятно: в своей среде они привыкли вести себя по иным правилам. Вот и в отряде проявляют агрессивность на уровне злобы. Нецензурно выражаться я их все-таки отучила. А вот выплескивать свои эмоции в крике они не сразу отвыкли. Однажды на такой крик я буквально влетела в палату... Девочка 11 лет билась в истерике. Орала на всех нечто несусветное. Сразу стало понятно: ответным криком тут не поможешь. Она просто была не в себе. Ну как бы вы на моем месте поступили?

Поколебавшись, я предположил: в таком случае очень помогает... башкой об стенку.

-- Ну что вы! Я просто схватила ее в охапку и прижала к себе. И держала так до тех пор, пока она не успокоилась. Поймите, детдомовские ребята с рождения лишены детства. И встреча с благополучными ровесниками только усиливает их обиду на несправедливо обошедшуюся с ними жизнь.

Разумеется, Скороходова в данном случае поступила не как профессиональный наставник или воспитатель. Она обняла эту орущую несчастную малышку не по методике ведущих педагогов-мыслителей вроде Макаренко и Сухомлинского. Она поступила, как нормальная женщина, которая прежде всего - мать. Для которой боль и жалость на первом месте, а все методики далеко на последнем. То есть интуитивно она поступила правильно. А вот дальше действовала уже как зрелый педагог.

-- Я провела потом воспитательную работу, - рассказывает Лариса Борисовна, - но не с этой девочкой, а с остальными. Сказала ребятам: у вас есть родители. Они вас любят, ласкают, дарят подарки. А у нее нет никого. Она маленькая и не может понять, почему так несправедливо устроена жизнь. Вот и выплескивает свои обиды. Поэтому будьте к ней добры и внимательны. Наверное, мои слова подействовали: до конца смены больше никаких эксцессов не было.

Проверка на человечность

Но самой Скороходовой тоже случалось обижаться на детей. Причем на своих, и крепко. Дети, даже самые примерные, по своей сути махровые эгоисты. Им только дай. А вот алаверды не всегда дождешься. Подобное испытала однажды и Лариса Борисовна.

-- Организовала я как-то дискотеку. Все нормально, детки веселились. Вышла я из класса в учительскую проверить тетрадки. Часам к девяти вечера веселье закончилось, ребята разошлись по домам. И хоть бы кто-то заглянул в учительскую, дверь которой была открыта. Хоть бы кто-то сказал: "Спасибо!" или "До свидания!" В общем, на другой день пришли мои дети в класс: "Здрасьте, Лариса Борисовна!" Я не стала отвечать на их приветствие. Они сели в недоумении. Ну тут я и выдала: и про свои хлопоты по организации вечера, и про забытую семью, и про пятилетнего сына Володьку, который в тот вечер уснул без мамы. А у самой слезы ручьем. Вскочила, выбежала из класса. Спустя пару минут ко мне явилась делегация. Ребята были взволнованы, принесли мне извинения.

Наверное, здесь надо винить самого педагога. В какой-то момент он стал для детей кем-то вроде обслуги. И все, что от него исходит, воспринимается как должное. Можно поблагодарить, а можно и промолчать. Поэтому опять-таки правильно, пусть и по наитию, поступила Лариса Борисовна, продемонстрировав своим пятиклашкам, что она прежде всего живой человек. Нуждающийся в ответной любви, внимании и участии.

И еще один урок ежедневно исподволь преподает Лариса Борисовна: о человеке следует судить не только по тому, чего он лично достиг для себя, но и сколько отдал другим. Эту формулу воспитанники Скороходовой блестяще расшифровали на прошлогоднем городском конкурсе "Самая классная классная". Детям-участникам выдали таблички с надписью "Жить для себя или жить для других?" Их надо было положить на символические весы: что перевесит. Ребята из других школ в буквальном смысле разрывались: делили листки пополам и клали поровну по обеим чашам. А все воспитанники Ларисы Скороходовой часть вопроса с утверждением "Жить для других!" положили на одну чашу весов.

Директор школы N 4 Михаил Чирков:

-- Кадровый вопрос - самый острый в стране. Налицо дефицит ответственных и инициативных людей во всех сферах деятельности. А Лариса Борисовна - как раз такой редкий по нынешним временам человек. Если ей поручишь дело, то оно будет исполнено в лучшем виде. Если конкурс, то она так к нему готовится, что у нас практически всегда призовое место. Хотя нашим детям по понятным причинам сложнее участвовать в различных олимпиадах. И это уже показатель мастерства, а с ним и стабильности результатов. А сколько внеклассных мероприятий она проводит со своими подопечными! На Сугомак уже сходили. Теперь договорилась с колонией, чтобы пятиклассников пустили на стрельбище... Я ей дал пятый кадетский класс, где половина ребят из других школ. Ее задача - сплотить их, сделать из разнородной массы единое целое. И я просто уверен в этом человеке: она справится.

Комментарии
Комментариев пока нет