Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Цена замены задней панели на iPhone 4 - вызвать частного мастера.
Поклейка обоев рабочие: лучшие цены по ссылке.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Классика и вольный стиль

25.07.2002
Каковы перспективы вузов в условиях реформы образования?

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

Труба зовет!
В нашей области появились уже три классических университета - Челябинский, Южно-Уральский и Магнитогорский государственные университеты. А старожилы еще не забыли те времена, когда не было ни одного. Зачем нам столько? И случайно ли это движение в сторону классических университетов? Сначала все вузы переименовали в университеты или академии с указанием специализации: агротехнический, педагогический и т.д. А теперь, правда, не очень торопливо (этому есть свое объяснение), вузы унифицируют.

Каковы перспективы вузов в условиях реформы образования?

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Труба зовет!

В нашей области появились уже три классических университета - Челябинский, Южно-Уральский и Магнитогорский государственные университеты. А старожилы еще не забыли те времена, когда не было ни одного. Зачем нам столько? И случайно ли это движение в сторону классических университетов? Сначала все вузы переименовали в университеты или академии с указанием специализации: агротехнический, педагогический и т.д. А теперь, правда, не очень торопливо (этому есть свое объяснение), вузы унифицируют.

-- Нет ли у вас ощущения, что и вас подталкивают к тому, чтобы вы получили статус классического университета? - спрашиваю у ректора Челябинского государственного педагогического университета В.В. Латюшина.

-- Не то слово! Просто грубо толкают. Не случайно ведь процедуру получения статуса "классический" упростили до предела, - отвечает Виталий Викторович. - Но мы пока упираемся.

Каким образом? Пять направлений, которые не имеют отношения к педагогике, существуют в ЧГПУ как бы номинально. Они составляют всего лишь пятую часть в объеме подготовки специалистов. И появились только по той причине, что условия аккредитации того требовали. Все остальное отдали любимому "дитяти" - педагогике. Но в министерстве "хитрость" раскусили. И настаивают на своем: развивайте направления университетского профиля! Вопреки тому, что вузу-то это не надо.

Нужны гуманитарии

Как же все изменилось буквально за одно десятилетие! В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия, когда вузы переименовывали в университеты, ректоры об этом сообщали с нескрываемой радостью. Говорили о новых программах, пополнении научных кадров, потенциальных возможностях своих коллективов, перспективах роста. Рост - это замечательно. Но зачем надо было отказываться от профильных вузов в пользу универсальных? Настоящего ответа, казалось, не знал никто. Но люди честно пытались его отыскать. Одна из версий звучала так. Рынок, в условиях которого оказалась наша страна, требовал специалистов гуманитарного направления. А любой университет, как известно, отличается от института своей гуманитарной средой. К тому же ничто так не формирует общую культуру, как изучение гуманитарных дисциплин. А общая культура - это и профессионализм, и компетентность, и ответственность, и утраченное чувство гражданственности. Переварив полученную информацию, вузы дружно бросились на штурм гуманитарного образования! Штурмовали с энтузиазмом, поскольку появилась у вузов своя меркантильная цель - создать привлекательный имидж. Потребность в нем возникла особенно остро в период перестройки. В условиях, когда государство, по сути, заморозило централизованное финансирование, началось бурное развитие платных образовательных услуг, а вместе с ним и борьба за абитуриента. Слово "университет" ласкало ухо куда сильнее, чем просто "институт". Имидж был нужен вузу в качестве приманки. Тешила самолюбие и надежда на то, что когда экономическая ситуация в стране стабилизируется, финансирование наладится наилучшим образом. Ведь элитные вузы в бывшем СССР обеспечивали на уровень выше, чем все остальные.

Почему же сегодня вузы пугает перспектива стать "классическим" образовательным учреждением? И, назвавшись университетом, они не хотят подобно груздю лезть в кузов?

Каждый Ерошка с ложкой

До перестройки структура высшего образования строилась по отраслевому принципу. Свои вузы имели Министерство сельского хозяйства, Министерство образования, Министерство культуры и т.д. Этот принцип сохранился и сегодня. Получая статус "классического", вуз переходит под юрисдикцию Министерства образования России. А теперь представьте: море университетов, и каждый просит денег из бюджета. Сможет ли Министерство образования финансировать всех? Да оно только и мечтает о том, чтобы сбросить со своих плеч часть финансового бремени. Недаром школы объявило муниципальной собственностью. Сегодня оно вернуло их себе. А теперь прибирает к рукам и университеты. Зачем? Не для того ли, чтобы упорядочить структуру высшего образования? Сделать ее более компактной и экономной? А это значит, что мелкие вузы могут потерять свою юридическую самостоятельность, а то и вовсе прекратить свое существование. Эта перспектива маячит перед ними в течение всего перестроечного времени. Считается, что стране нужны крупные образовательные учреждения, которые имели бы значительный оборотный капитал, позволяющий им самостоятельно решать многие финансовые проблемы. И, прежде всего, своевременно отвечать на запросы рынка.

рынок требует

А рынок не дает времени для раскачки. Его настроение, как у ветреной девушки, меняется. То он требует бухгалтеров и финансистов, то экономистов и юристов, потом - психологов, сегодня, похоже, опять нацелился на инженеров. Чтобы открывать новые специальности, поддерживать на плаву уже существующие, и нужны крупные оборотные средства. Где их взять? Свое решение проблемы предложил вузам ректор ЮУрГУ Г.П. Вяткин еще в конце 80-х годов. Он тогда выступил за объединение по схеме "Один город - один вуз". В каких только грехах после этого его не обвинили! Его упрекали в непомерных личных амбициях, говорили о том, что он скрещивает ужа с ежом, что его идея "Один город - один вуз" так же плоха, как идея "Один город - одна баня". Объединение тогда в нашей области не состоялось. Зато его реализовали в Новгороде, Кургане, Саратове и Амурской области. Сегодня к объединению административным методом никто не принуждает. Но к нему могут привести экономические меры, введение ценных бумаг, так называемых ГИФО - государственных именных финансовых обязательств, которые будут вручать выпускникам школ в зависимости от их успеваемости. Понятно, что самые ценные ГИФО абитуриенты понесут в самые престижные вузы. Значит, их-то как раз и будет финансировать государство в первую очередь. А судьба не очень престижных вузов остается пока неясной, что и вызывает тревогу у педагогической общественности.

Сегодня на правительственном уровне снова заговорили об университетских округах и снова обсуждают идею университетских комплексов.

По мнению ректора ЧелГУ В.Д. Батухтина, университетский комплекс должен строиться по вертикальной схеме: дошкольное учреждение - школа - вуз - учебное подразделение повышения квалификации и переподготовки кадров. По такому пути идет значительная часть регионов. В нашей области приблизительно по такому пути построили университетский комплекс в Уральской государственной академии ветеринарной медицины в Троицке. По мнению его руководителей, он выгоден всем сторонам, заинтересованным в подготовке кадров.

Возможно, время подскажет какой-нибудь новый вариант, который "разрулит" назревающую проблему.

Комментарии
Комментариев пока нет