Новости

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Упертый

03.08.2002
Челябинский скульптор Виктор Митрошин всю жизнь надеется только на себя

По чистой случайности этот материал выходит  в день рождения моего героя. Сегодня, как выяснилось, ему исполняется 47 лет. Кто-то  в этом возрасте уже начинает подводить итоги, задумываться  о пенсии. Скульптор Митрошин, наоборот, считает, что только вступает  в пору настоящего расцвета. Фигура крупная  во всех отношениях, он так  и пышет молодостью, здоровьем.

Челябинский скульптор Виктор Митрошин всю жизнь надеется только на себя

По чистой случайности этот материал выходит в день рождения моего героя. Сегодня, как выяснилось, ему исполняется 47 лет. Кто-то в этом возрасте уже начинает подводить итоги, задумываться о пенсии. Скульптор Митрошин, наоборот, считает, что только вступает в пору настоящего расцвета. Фигура крупная во всех отношениях, он так и пышет молодостью, здоровьем. В его профессии нет возрастных ограничений.

- Я сейчас такой потенциал ощущаю, - сказал мне Митрошин, - готов работать с утра до ночи. И не устаю. А утомишься - можно прилечь и продолжать работать. Мои ассистенты меня подкалывают в этот момент: "Ой-ой, шеф творит". А я всегда в таких случаях отвечаю, что не условия важны. Пока не осознаешь смысла своей работы, глина в твоих руках будет просто глиной, а воск - воском, пустым материалом. Нужно душой "увидеть" результат. И еще представить, как моя идея будет выглядеть, когда отольется в металле. Не дай бог ошибиться: потом не исправить.

Виктор говорил со мной, а сам продолжал миниатюрным стеком лепить крохотные пальчики (каждый ноготочек виден!) восковой девушке, которая вскоре засияет в полированной бронзе и станет призом нового международного конкурса "Евразийская красавица". У самого автора не пальцы, а пальчищи, не руки, а ручищи. Даже близкие люди не могут привыкнуть к его способности столь легко переходить от монументальной скульптуры, где камень рубится буром, к тончайшим ювелирным изделиям. Тринадцатилетняя дочь Марина изумляется: "Папа, как ты своими громадными руками лепишь такие крохотные цветочки?" - "Доча, лепить-то нужно не пальцами, а головой".

Как это нередко бывает, наш земляк Виктор Митрошин больше знаменит за пределами Челябинска. Его персональные выставки прошли с грандиозным успехом не только в Москве и Санкт-Петербурге (хотя многие авторы из провинции и об этом не мечтают), но и в Вене, Хельсинки, Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Сейчас Митрошин снимает квартиру-мастерскую в Москве. Понадобится - снимет и в Париже, с которым у него тесные творческие связи. Но своим домом он считает родной Челябинск и переезжать отсюда не собирается. Человек мощный физически и широкий по натуре, он мыслит глобально: "Художник принадлежит миру. Он должен работать там, где ему хорошо работается". (Пишу эти строки и мысленно твержу ему: "Виктор Федорович, ну а где, как не в Челябинске, тебе лучше всего работается!")

Он утверждает, что не стремился завоевывать мир, не ставил цели поразить кого-то: "Я всегда хотел и по-прежнему хочу удивлять прежде всего самого себя". Но получилось так, что удивил и заставил говорить о себе в превосходных степенях многих сильных мира сего. Его работы есть в домах президента Владимира Путина, вице-премьера Виктора Христенко, Майи Плисецкой и Родиона Щедрина, знаменитого французского кутюрье Пьера Кардена, Никиты Михалкова, покойного Махмуда Эсамбаева, Георгия Жженова, композитора Эдуарда Артемьева, Бориса Ельцина, президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Его работы хотели бы приобрести состоятельные люди из Англии, Франции, Бенилюкса, других стран. Был случай, когда княгиня Гагарина (род Рюриковичей), побывав на лондонской выставке Митрошина, возжелала купить скульптуру "Богиня солнца". Мы, мол, за ценой не постоим. Но автор не согласился: "Это мой личный символ, а символами не торгуют". Жена российского посла, присутствовавшая при той сцене, попросила у Виктора его фотографию: "Я буду тебя всем показывать и рассказывать, что русский художник отбрил Рюриковичей". Но княгиня все же настояла, чтобы когда-нибудь заказать Митрошину полюбившуюся ей скульптуру. Сделала ему заказ и самая богатая дама Франции, парижанка с русскими корнями мадам Ворсенон. Он был приглашен в ее дом, ужинал вместе в Карденом, Плисецкой, Щедриным и другими великосветскими людьми.

В Вене уральский мастер был представлен вице-канцлеру Австрии, который пришел на открытие его выставки. Там находился и Анатолий Собчак. Он посмотрел работы и сказал: "Вот это уровень, наши так не могут". А ему говорят: "Так это русский, из Челябинска". Их познакомили, они подружились. Собчак Митрошину понравился как человек слова. Позже он общался с ним в Париже. Летал в Питер на его похороны:

Известно, что король Испании - большой поклонник Плисецкой. Однажды он вручал ей диплом своей страны в знак выдающихся заслуг, при этом преклонил колено и поцеловал ручку. А на следующий день все газеты дали громадный снимок с надписью: "Король Испании на коленях перед королевой балета". Бронзовым портретом Майи работы Митрошина он восхищен, и скульптору намекнули, что, возможно, скоро ему предстоит делать третий экземпляр "Плисецкой". Сейчас их пока два - у автора и у героини. Кстати, побывав в мастерской Митрошина, я впервые увидела эту работу в оригинале, хотя ее снимок в свое время прошел по всем СМИ. Портрет оказался не миниатюрным, как я предполагала, а величиной почти с "натуральную" Майю Михайловну. И выглядит так же царственно.

-- Веришь, - говорит довольный произведенным впечатлением Виктор, - Пьер Карден, пять лет тому назад, увидев эту вещь на выставке в Париже, долго стоял с открытым ртом. Челябинский фотохудожник Саша Соколов так его и запечатлел. Потом поставил около скульптуры меня и Кардена, начал снимать.

Фотоальбомов, повествующих о вращении челябинского мастера в мире звезд, у Митрошина много. Утренний кофе у Панкратова-Черного, обед у Плисецкой и Щедрина, "рюмка чая" у Жженова.

-- Я никогда не думал, что буду дружить с людьми, которые представляются нам недосягаемыми. А оказалось, они обычные люди, с такими же проблемами, болезнями. Георгий Степанович Жженов, когда надо было лечь на обследование в Боткинскую больницу, попросил, чтобы я его отвез. Через три недели я приехал его забирать, он говорит: "Надо ж, как время летит". Ему ведь 85 уже. Но посидеть за рюмкой может. Сидим как-то. А он мне: "Витька, что-то я пьянеть стал". - "Так мы ведь уже вторую бутылку допиваем". - "А-а, ну тогда нормально". С Майей Михайловной отношения дружеские. Если долго не видимся, то созваниваемся. Упрекает: "Почему редко звонишь?" Если первым к телефону подходит Щедрин, он зовет: "Майя, иди, твой Митрошин". Он мне кучу дисков своих подарил. "Хочу, -говорит, - чтобы ты их слушал".

"Всеядность" Митрошина многих поражает. Неужели монументальная работа и ювелирная друг другу не мешают? Он говорит, что нет. Может и многотонную глыбу обтесать, и блоху подковать. Он обожает делать миниатюрные вещицы. Под микроскопом они выглядят как монумент, а стек смотрится словно лопата.

Если он не связан контрактом, может одну работу делать на протяжении многих лет, а параллельно еще десяток. Эта серия называется "для души". К ней относятся все его выставочные скульптуры из полированной бронзы: фигуры животных, которых хочется погладить, потому что они хоть и из металла, но выглядят теплыми; неземной красоты Дивы, которых, правда, автор лепит с земной красавицы. Выставочные оригиналы, а их уже под сто, навсегда остаются у автора, он не желает с ними расставаться.

-- Иногда всплывают какие-то идеи, а я думаю: "Да зачем мне это, не надо!" А позже оказывается - очень надо. И я понял: ничего случайного в жизни не бывает. Мне одна реплика нравится, я ее услышал на "Русском радио" : "Пока ты был недоволен жизнью, она прошла". И еще: "Не говори о себе плохо, оставь это другим". Надо торопиться работать, от этого только интереснее жить.

Другая часть его творчества - вещи заказные, которые надо делать быстро, к определенному сроку. К ним относятся скульптуры-призы, и, наверное, нет на Земле другого мастера, который бы так преуспел в этом жанре. Вот приз московского фестиваля "Белая планета клоунов", который проводит наш земляк Александр Фриш. Сейчас он заказал Виктору приз от России для международного циркового фестиваля в Монако. Вот приз кинофестиваля "Южные ночи" и еще "Морской конек", который вручается Александром Панкратовым-Черным, президентом фестиваля, выдающимся актерам. В прошлом году эту миссию выполнял сам автор. Виктору довелось вручить свою работу патриарху кино Владимиру Зельдину. Тот даже прослезился: "Это первый приз в моей жизни". Вот приз-"свеча" кинофестиваля "Созвездие", ею награждены такие суперзвезды кино, как Людмила Гурченко, Светлана Крючкова, Леонид Филатов, Георгий Жженов, Владимир Машков, Вера Глаголева, Наталья Гундарева и другие киносветила. Леонид Ярмольник однажды к Митрошину подбежал: "Я дома все призы раздвинул, твоя "свеча" в центре стоит - самая лучшая".

Стали престижными призы международного балетного конкурса "Майя" и международного конкурса молодых вокалистов под эгидой Елены Образцовой. Приз "Жеребенок" для московского конкурса молодых дарований, недавно появившийся "Золотой орел" - приз российской киноакадемии. Есть приз "За бережное отношение к культуре России", посмертно присужденный Раисе Горбачевой. "Заказным" работам Митрошин отдается с той же страстью, что и тем, которые "для души".

Когда Никита Михалков готовился к своему 50-летию, он заказал Митрошину приз студии "ТРИТЭ". Их вдвоем сфотографировали для обложки юбилейного журнала, причем приз держал Митрошин, и вообще он в этой фотокомпозиции как бы главенствовал. Друзья потом подтрунивали над Михалковым: "Никита, а ты-то что тут делаешь?" Этот приз - "За выдающийся вклад в развитие мирового искусства" - первым получил Марчелло Мастроянни. Покупал Михалков работы Митрошина и для своей домашней коллекции. Непростой он человек, Никита Сергеевич, аристократ. К нашему земляку сначала относился с прохладцей, как к исполнителю. Но после того, как увидел работу нашего земляка на даче Путина, "оттаял". На какой-то презентации подскочил и говорит: "Дай-ка я тебя обниму". А Митрошин отвечает: "Ну на, обними".

Виктор не из аристократии вышел, хотя и родители его, и деды имели неплохую родословную. А самому Виктору довелось в юности на заводе вкалывать. Он одно время даже был бригадиром комсомольско-молодежной бригады на ЧТЗ. Старший брат Борис вспоминает:

-- В конце семидесятых я служил на Дальнем Востоке. И однажды читаю в "Комсомолке" статью о том, что бригада челябинца Виктора Митрошина заняла первое место в молодежном конкурсе. Оказывается, чтобы перевыполнить план, Виктор вдвоем с напарником собрали за смену Т-130. Это ж просто рекорд! Я, правда, не очень удивился: Витька у нас с детства упертый. Всегда своего добивается. Лет с шести он начал лепить фигурки из пластилина, потом, когда ножиком научился пользоваться, стал диковинки разные вырезать из сучков. Он и рисовал недурно. Наследственное, видно, увлечение. Наш дядя, брат отца, окончил Абрамцевское художественное училище, писал неплохие картины, но не смог продолжать свое ремесло из-за аллергии на скипидар, которым разводятся масляные краски. Такая же, кстати, проблема и у Виктора. Хотя, я уверен, он мог бы писать прекрасные картины, будь посвободнее. Такую ерунду пишут некоторые современные "художники", у меня большое желание увидеть брата за холстом: пусть покажет, как надо!

Из Виктора, кстати, мог бы выйти и авиамоделист. В детстве моделирование самолетов было его страстью. Но поскольку в Челябинске не было подходящего учебного заведения, надо было куда-то устраиваться. Пошел шлифовщиком коленвалов. Это, кстати, высокая квалификация, требующая необычайной точности, а Вите еще 18 не было. Потом он подался в проектный институт, где занимались обустройством сельской местности. Делал макеты домов, деревьев - создавал в миниатюре сельские поселки. Один из его проектов попал на ВДНХ. Потом армия. После "учебки" в звании сержанта служил в Германии - первая заграничная "командировка" (зато сейчас он где только не побывал!) Демобилизовался и пошел на ЧТЗ - зарабатывать деньги для поступления в институт. Мечтал о Строгановке. Но тут в Челябинском художественном училище открыли скульптурное отделение. Директор училища Прокопьев сказал тогда: "Этого парня берем в первую очередь".

Окончил училище в 1981 году. Но чтобы получить статус скульптора, нужно было высшее образование. Виктор устроился в художественный фонд форматором, то есть художником-исполнителем. Стал работать у Вардкеса Авакяна, рубил мраморные глыбы, создавая нужные формы, которые мастер потом доводил до ума более тонкими инструментами.

Митрошину хотелось самостоятельности, хотя те семь лет он не считает напрасными. Он сделал вывод: если хочешь чего-то добиться, нужно надеяться только на себя. У него всегда были непростые отношения с некоторыми коллегами. Тем не нравились его удачливость, прямолинейность и самодостаточность. "Враги нужны, они стимулируют, не дают расслабиться", - думал Митрошин. И брался за работу, от которой другие отказывались, ибо перестройка еще не наступила, а "объекты соцкультбыта" оплачивались по остаточному принципу. Но ему было интересно попробовать себя в разных жанрах. Так возник в пионерском лагере "Звездный", что на озере Тургояк, барельеф на тему космоса, фонтан у ДК завода Орджоникидзе, который, увы, не по вине автора чаще всего не "фонтанирует". Много лет подряд он лепил ледяные новогодние городки на площади Революции: дракона с богатырями, верблюжий караван. А забавные фигурки "инопланетных" животных, разбросанные по Алому полю! К 250-летию Челябинска городские власти мыслили сделать здесь детскую "космическую" площадку, но не хватило средств. Вот животные и зажили самостоятельной жизнью.

Для Митрошина его создания действительно словно живые. Иногда с ними случаются удивительные истории. Особенно отличилась обезьяна Яшка - забавная скульптура из тонированной бронзы.

-- Как-то ко мне пришла экстрасенс, - поведал Виктор. - Огляделась и спрашивает: "Что тут у тебя за старец скрывается?" - "Какой старец?" Стал ящики выдвигать, из одного Яшку вытащил. "А-а, вот это кто -твой советчик", - изрекла экстрасенша. А по поводу скульптуры "Равновесие" утверждала, что это моя космическая антенна. Мы ведь на круглом шарике живем, шаг влево, шаг вправо - можно не устоять. А моя "антенна" меня как бы ведет по жизни. С Яшкой еще любопытная история была. В начале перестройки открылось одно из первых частных кафе "Гляссэ", и хозяин этого заведения купил у меня копию Яшки, выполненную из керамики. Она у него стояла на стойке и "приветствовала" публику. Потом я уехал в Финляндию. Возвращаюсь, прихожу в кафе. Хозяин сидит, и у него слезы капают: "Яшу украли". Я не понял: "Какого Яшу?" - "Обезьянку твою украли. Я глазом моргнуть не успел - пропал Яша". А скульптура Рыси стояла на постаменте из обсидиана, и этот постамент два раза разбивался. Обсидиан - противоположный мне камень, "мой" камень - яшма. Есть поговорка у японцев: "Лучше разбиться яшмой, чем жить черепицей". Так вот когда я "посадил" фигурку на яшму, она успокоилась.

Сейчас Митрошин занимается работой, в которой тоже есть место мистике. Несколько лет назад он победил в международном конкурсе на создание памятника известному деятелю культуры начала XX века Сергею Дягилеву, который предполагается поставить в Париже. В Челябинск на имя Митрошина пришло письмо от президента Франции - тот одобрил его проект, а мэр Парижа обещал оказывать поддержку. Но реализация застопорилась по бюрократическим причинам. Недавно Виктор ездил в Париж посмотреть зал в помещении ЮНЕСКО, где осенью будет проходить его персональная выставка. "Примерился" и к месту около "Гранд-опера", где будет стоять Дягилев.

-- Когда в Париже давали концерт в честь 125-летия Дягилева, я был в числе приглашенных, - рассказывает Виктор. - На сцене висел огромный портрет юбиляра, а я сидел в первом ряду, и мы смотрели друг на друга. Ощущение было мистическое, будто между нами установилась взаимосвязь. И я сказал себе: "Буду делать памятник" : Кстати, мне поступило предложение из Перми, где родился Дягилев: там тоже хотят ставить памятник своему знаменитому земляку. Будет время, съезжу в Пермь, погляжу, что к чему. А сейчас завершил восковой эскиз Дягилева, с которого будет отливаться его памятник. Самое интересное, что позировал мне Олег Боровков, мой литейщик. Таких литейщиков поискать, Олег - профессионал высшего класса, мы 15 лет вместе. Но я не подразумевал о его сходстве с Дягилевым, пока не столкнулся с этой темой, а перелопатил я немало архивных материалов. Когда надел на Олега костюм и цилиндр, сохранившиеся с 1914 года (мне их дали в Малом театре), то просто ошалел: вылитый Сергей Павлович!

Тем не менее Митрошин и свой город не забывает. И хочет, чтобы о нем здесь знали не меньше, чем в зарубежье. "Сфера любви" возле "КиноМАКСа" вызвала много споров. Однако всех гостей челябинцы ведут в первую очередь именно туда. Только что Митрошин закончил восковой эскиз памятника воинам-интернационалистам в виде орла с распростертыми крыльями. Его планируют воздвигнуть на бульваре Славы. Высота гранитной стелы - 12 метров, размах крыльев орла из кованой меди - четыре метра. Митрошин говорит, что теперь может памятники из гранита рубить, словно из сахара. Он вообще много чего может. И, конечно, свершит.

Лидия САДЧИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет