Новости

По словам сына актера, Караченцов попал в аварию в Щелковском районе Подмосковья.

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

От похвал я проваливаюсь

11.12.2009
Актеру Челябинского театра драмы Николаю Ларионову сегодня исполняется 70 лет, 50 из которых он отдал сцене

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Сегодня его поздравляют коллеги, друзья и почитатели. Накануне я спросила Николая Геннадьевича о его бенефисе, который состоится в театре драмы 17 декабря. Он взволнованно сказал:

--  Никогда бенефисов не делал, но решил, что один раз можно. Перескочить бы этот день побыстрее. Такая уж у меня натура - не люблю показушничать.

Актеру Челябинского театра драмы Николаю Ларионову сегодня исполняется 70 лет, 50 из которых он отдал сцене

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Сегодня его поздравляют коллеги, друзья и почитатели. Накануне я спросила Николая Геннадьевича о его бенефисе, который состоится в театре драмы 17 декабря. Он взволнованно сказал:

-- Никогда бенефисов не делал, но решил, что один раз можно. Перескочить бы этот день побыстрее. Такая уж у меня натура - не люблю показушничать.

Напрасно он так, ему есть чем гордиться. Николай Ларионов - заслуженный артист РФ, ведущий артист Челябинского театра драмы. В его репертуаре более 70 ролей. Он постоянно пробует себя в разных жанрах, ищет новые выразительные средства. Владеет умением проникать в сложный психологический мир персонажей, играя разноплановые роли. Созданные им образы ярки, эксцентричны. Ларионов музыкален, обладает прекрасным баритоном.

-- Вы за этим столом учите роли? - спрашиваю Николая Геннадьевича в начале интервью, застав его в гримерке.

-- Здесь только повторяю. А учу главным образом на сцене. Текст надо ногами "выходить" - таков мой способ. Вот монолог надо сначала заучить, хотя и он на сцене произносится не статично, а в движении. Правда, в современных пьесах, в отличие от классики, монологов почти нет. Жаль, они здорово воспитывают актера. Надо выразить все чувства героя, нюансы его характера, пребывая в состоянии публичного одиночества. Это нетрудно, с опытом, как говорится, уже в привычку входит. Хотя я и сейчас всегда волнуюсь перед выходом на сцену, особенно на премьере. Но актеру даже необходим этот трепет.

-- А если кто-то из зрителей шумно себя ведет?

-- Приходится собираться. Не пререкаться же с публикой. Но обычно зрители у нас сердечные. Мы же много ездим по области, и даже в маленьких селах народ принимает нас чутко. Довольно часто ко мне люди подходят на улице или в трамвае, чтобы сказать добрые слова. Приятно, но возникает ощущение неловкости. Я ведь кто? Обыкновенный артист. Когда сильно хвалят, я: проваливаюсь.

-- То есть?

-- У Аркадиной в чеховской "Чайке" есть фраза про Тригорина: "Не говорите ему лестные слова, он от них проваливается".

-- Ваша стеснительность не мешает работе? Ведь актеры и без того люди зависимые.

-- Верно, я работаю в условиях, которые не сам создаю, а мне их предлагают. Первичное искусство - драматургия, вторичное - режиссура, актерство - это уже третья стадия. Но всегда можно прийти к некоему согласию. А если не удается и я чувствую, что режиссерская позиция в отношении моего героя не сходится с материалом пьесы, то слушаю его, а делаю по-своему. Грешен, есть у меня такая уловка. Ведь много уж лет провел на сцене, весной исполнится полвека.

-- Бывали ли периоды невостребованности?

-- Они у всех, к сожалению, бывают. Горько вспоминать, какое при этом дурное настроение, чувство ненужности. В репертуаре начала 70-х годов не было для меня подходящей роли. Потом, правда, появилось очень много работы. А в 90-х снова пришлось посидеть без работы. А работать хочется всегда, иначе для чего я пришел в театр?

-- В такие моменты вас наверняка спасала другая стезя. Ваш голос, его особинку, помнит не одно поколение челябинцев.

-- Я счастлив, что в течение 10 лет каждое утро будил горожан, работая по совместительству диктором на радио. Это другой опыт. Дикая собранность нужна, когда выходишь в эфир. Утренние известия, важные политические сообщения читались с листа - не дай бог оговориться. Строгие были времена, подцензурные: После утреннего эфира я спешил в театр на репетицию. Потом снова бежал на радио, если нужно было записать очерк или рассказ, провести "Уральский меридиан" и другие программы. И опять в театр, на спектакль. Так каждый день. Молод был, никакая работа не в тягость. Еще ведь все парады праздничные озвучивал. 7 ноября, 9 Мая по площади Революции шли колонны с транспарантами, а мы из машины вели репортаж. Нас слышали и те, кто шел мимо, и радиослушатели, и телезрители. Вся область. Иногда зайдешь в магазин, а продавец говорит: "Откуда мне ваш голос знаком? А-а, вы по радио выступаете".

Я много делал песенных программ на стихи Есенина, Симонова. Петь начал в отрочестве. Учился в Уфимском коммунально-строительном техникуме, жил у бабушки и дедушки. На стене висела гитара моего дяди. Он показал мне пару аккордов. Стал и я пробовать, мелодии подбирал, ибо Бог меня слухом не обделил.

-- А на сцене как оказались?

-- Случайно. Я мечтал стать летчиком, даже в аэроклубе в детстве занимался. Семья наша жила в Закарпатской области, четверо детей, я старший. После седьмого класса обучение в школе было платным, а денег у нас не было. Меня отправили в Уфу. Я подался в авиационный техникум, но провалил экзамен. А в строительном техникуме был недобор, меня взяли. Преподаватель литературы вела драмкружок, и поскольку я стихи на уроках хорошо декламировал, она меня и заприметила. Пьесу поставили. Помню, я по сцене на коньках ходил. Зрители-однокашники были в восторге. В общем, увлекся сценой. На последнем курсе перешел в народный театр, им руководил уфимский актер Михаил Леонидович Кондратьев - мой первый учитель в актерской профессии.

По распределению уехал в Йошкар-Олу, работал в строительном тресте. По вечерам занимался в народном театре при ДК, руководили им актеры из Марий-ского русского театра. Там не хватало молодежи, меня пригласили, я с радостью согласился. Профессию изучал в большей степени на практике. Сильно хотел учиться. Но в Йошкар-Оле никакой школы-студии не было. Мои друзья, актер-ская супружеская пара, позвали меня в Москву на театральную биржу, куда съезжались актеры со всей провинции. Там знакомились, находили новые места. Мои коллеги устроились в Уссурийск, что на Дальнем Востоке, и я с ними поехал, стал там работать в театре. Как-то к нам приехал главный режиссер ТЮЗа Игорь Лиозин из Владивостока, он поставил "Сержанта милиции", эта пьеса по всей стране ставилась. Мне досталась одна из главных ролей - роль хулигана Толика. А потом Игорь Михайлович позвал меня к себе в ТЮЗ. Я согласился с условием, что буду учиться в студии при театре драмы. Первый курс сдал экстерном и сразу на второй. Совмещать было трудно, но все успевал, а ролей было много. Лиозин - мой второй учитель, педагог от Бога.

-- Кого интереснее играть - современников или персонажей прошлого?

-- Все интересно, все хочется, но не все дается. Для этого нужен репертуар соответствующий. Играю то, что дают.

-- А если предлагаемая роль вас не устраивает?

-- Такого не было, мне всегда везло. Думаю, можно из любой роли слепить образ, насколько хватает способностей. А сыграл я много, и все роли до единой мне дороги. В молодости у меня было амплуа "герой-простак". Из последних работ дорожу ролью Караулова из "Чужого ребенка". Только что сдали премьеру "Божьи одуванчики", очень приятная там у меня работа.

-- Снимались ли в кино?

-- Был небольшой опыт, в эпизоде фильма "Меня ждут на земле" Одесской киностудии играл начальника аэропорта. А на Челябинском телевидении некогда Леонид Леонидович Оболенский создал кинокомплекс, там снимали игровые фильмы. Позже его Владлен Воронин возглавил, бывший наш актер. Он снял короткометражный фильм "Перекресток", я сыграл молодого шофера. Еще снимался в телевизионных спектаклях, особенно помнится "Святой и грешный".

-- А теперь ваша жизнь только на театре сосредоточена?

-- Не только. Я активный член общественного клуба "Шляпа", где интересные люди собираются. Полезно для отдохновения и обогащения души. Музицирую там. А с концертами уже давно не выступаю. В свободное время люблю мастерить. Радиотехникой с отрочества увлекался. Году в 1955-м впервые сам собрал радиоприемник. Когда через наушники услышал передачи местного радио, моей радости не было предела. Другое хобби - автомобили. Дядька мой был водителем, он запечатлел меня, пятнадцатилетнего, на фоне "Победы". Машины мне снились. В 1972 году удалось скопить и приобрести "Москвич-401", подержанный, правда. Начал с ним возиться, полностью перебрал, лет семь отъездил на нем. Потом сам собрал машину, у которой кузов был от "Москвича-412". Водил "Волгу-21". Теперь у нас с сыном на двоих "Лада-Калина".

-- Сколько лет вашим детям?

-- Сыну 32 года, дочери 47 лет. Оба подарили мне по внучке. Варя пошла в четвертый класс, а Илане пять лет. Дружим, особенно с младшей, так как живу я вместе с семьей сына.

-- Николай Геннадьевич, у вас есть любимые места в театре?

-- Чтобы поднабраться энергетики, время от времени иду в фойе зрительного зала. Там портреты наших стариков, кого уж нет, но в душе всегда есть место памяти. Некоторых не знал, они еще до меня служили в театре. Но многих хорошо помню: Владимир Коноплянский, Петр Кулешов, Владимир Милосердов, дядя Толя Ярский, он администратором был у нас, и, конечно, Наум Юрьевич Орлов. От памяти никуда не деться. Все было, было, было:

-- Почему так грустно? Ведь все еще будет, будет, будет!

-- Надо надеяться. Должно быть. Надежда умирает последней.

Комментарии
Комментариев пока нет