Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Роман с каменной красавицей

17.08.2002
Привязанность к Барселоне заменила Антонио Гауди даже женскую любовь

Лидия САДЧИКОВА
Барселона-Челябинск

Пламенная страсть
В красавицу Барселону нельзя не влюбиться. Много необычных городов я видела, но этот больше других запал в душу. Его иногда называют вторым Парижем. По-моему, зря. Барселона сама по себе.

Привязанность к Барселоне заменила Антонио Гауди даже женскую любовь

Лидия САДЧИКОВА

Барселона-Челябинск

Пламенная страсть

В красавицу Барселону нельзя не влюбиться. Много необычных городов я видела, но этот больше других запал в душу. Его иногда называют вторым Парижем. По-моему, зря. Барселона сама по себе. Первая в своей необычности. А еще ее называют городом Гауди, что сомнений не вызывает. Правда, на фоне многовековой истории "роман" с зодчим занимает вроде бы небольшой отрезок времени - 58 лет он творил здесь (почти всю свою жизнь). Но что может быть для женщины желаннее, чем рождение детей, зачатых от любимого? "Дети" Барселоны от Гауди - его архитектурные произведения. Они придали второму по величине городу Испании, столице провинции Каталония, облик солидной, но стильной, изысканной, несравненной матроны. Были ли в его жизни земные, реальные женщины? Биографы Гауди их не обнаружили. Удалось лишь установить романтический факт: в юности Антонио был влюблен, но девушка предпочла ему другого парня, и Гауди остался холостяком. Его женой стала архитектура. А Барселона - единственной возлюбленной.

Дон Антонио, по некоторым свидетельствам, всю жизнь, а особенно в старости, вел скромный образ жизни. Прохожие порой принимали его за нищего и норовили подать милостыню. Но он не обращал на это внимания. "Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям", - оправдывал он неприхотливость своего бытия. Но утверждал при этом, что каждый человек должен иметь Родину, а каждая семья - собственный дом. "Снимать дом - все равно что иммигрировать", - говаривал Гауди. Сам он много лет жил в маленьком, построенном, естественно, по его же проекту, особняке в парке Гюэлл (теперь там музей Гауди). Но в последний год жизни оборудовал себе жилье в соборе Святого Семейства (Саграда Фамилия), своем главном детище, чтобы руководить строительством безотрывно. Летом 1926 года на семьдесят четвертом году жизни Гауди не стало: он не заметил приближения трамвая, переходя пути в привычном для него состоянии отрешенности, и был сбит. Неузнанного, в бессознательном состоянии, в ветхой одежде его доставили в больницу Святого Креста - специальный приют для бедных. Вскоре он скончался. Останки его покоятся в склепе собора.

Данте архитектуры

Как ни странно, в мире о нем было мало кому известно до 1952 года, когда Испания широко отметила 100-летие со дня рождения Антонио Гауди-и-Корнета. Прежде это имя не упоминалось ни в одном учебнике по истории искусств, и даже специалистам оно ни о чем не говорило. Историческая оплошность? Следствие закрытости самого Гауди? Прогрессивные современники называли его постройки оазисами и драгоценными перлами в обрамлении безликой городской застройки, а самого мастера величали "Данте архитектуры". Зато скептики находили его проекты безумными, ведь они не вписывались в тогдашние представления о зодчестве. Другой гениальный архитектор двадцатого столетия, Ле Корбюзье, посетив Барселону, сказал о Гауди: "Это великий конструктор и строитель XX века". На выставке "Корни нашего века" в Париже в 1961 году был официально признан вклад Гауди в мировую архитектуру. Строитель, скульптор, художник, архитектор, он избегал подражательства, своевольно перемешивая все известные архитектурные стили мирового зодчества. Любопытно, что вначале эталоном совершенства он считал куриное яйцо. Чтобы подчеркнуть его природную прочность, носил в карманах брюк сырые яйца, которыми завтракал, о чем не догадывался его приятель, однажды заключивший Антонио в свои объятия. "Прочность куриных яиц не так уж надежна", - удивился Гауди.

Разумеется, не он один повлиял на облик города. Существуют еще и современная Барселона, готическая Барселона, район "Испанская деревня", в которой воплощены стили всех провинций этой страны, знаменитая Рамбла - пешеходная улица Старой Барселоны. Но Барселона Гауди - это нечто особое, ни с чем не сравнимое. Она яркая, раскрашенная, и кто-то из русских туристов нашел сравнение с дымковской игрушкой. Расцвет Гауди связан с началом каталонского Ренессанса. Богатые промышленники и купцы щедро жертвовали на перепланировку и реконструкцию Барселоны. Они заказывали здания знаменитым архитекторам, которые состязались друг с другом в изобретательности. Первый жилой дом Гауди построил для Мануэля Висенса, владельца кирпичной и керамической фабрик. Буйная фантазия зодчего как будто только и ждала этого заказа. "Каса Винсенс" - кирпичный особняк в мавританском стиле, инкрустированный многоцветными керамическими плитками, с круглыми башнями по углам - настоящий маленький дворец из "Тысячи и одной ночи". С трудом верится, что модерновые дома были придуманы и созданы Гауди в начале прошлого века: уж очень они "продвинутые". Кажется странным и то, что в этих сказочных теремах с как бы вздыбленными крышами, вспученными балконами, изогнутыми фасадами идет будничная жизнь: по сей день там живут люди. Гиды рассказывают туристам, что некоторые жильцы были недовольны округлостью форм своих квартир: в них невозможно было поместить традиционную прямоугольную мебель. Но иметь жилище в этих домах всегда считалось престижным. В "Каса Батльо", построенном для богатого семейства, Гауди изобрел даже дизайн меблировки. Сальвадор Дали писал об этом доме: "Огромная, диковинная, многоцветная, сверкающая и переливающаяся мозаика с искрящейся игрой красок, откуда проступают водные стихии". Изогнутость линий, кровля из черепицы, выложенной в виде чешуи, создают иллюзию трепещущего существа, напоминающего сказочного дракона.

Среди жилых домов Гауди особенно знаменит многоквартирный шестиэтажный дом в стиле модерн - "Каса Мила". В народе его прозвали "Педрерой", то есть каменной пещерой. Фасад как будто передает движения волн. "Исчезнут углы, - объяснял свой замысел Гауди. - Солнце проникнет сюда со всех четырех сторон, и возникнет образ рая". Ныне туда пускают посетителей, как в музей. Можно посмотреть одну из роскошных квартир на шестом этаже, а потом подняться на крышу со знаменитыми дымоходами и вентиляционными трубами, тоже ставшими символом Барселоны. Они замерли, словно таинственные монстры в капюшонах. Этой эксцентричной формой Гауди лет на сорок опередил самые смелые достижения сюрреализма. Предвидя поток посетителей, он превратил крышу в террасу и одновременно смотровую площадку. В подвале обустроил конюшни - прообраз будущего автомобильного гаража. Придуманный им принцип стал использоваться впоследствии в многоярусных парковках.

Саграда Фамилия

Собор Святого Семейства - шедевр его творчества. Не Гауди первым начинал это строительство, но когда его назначили руководить проектом, всецело посвятил ему оставшуюся жизнь. Из трех предусмотренных замыслом фасадов завершил лишь фасад Рождества. Какое совершенство! Порталы щедро украшены скульптурными группами, фигуры словно вибрируют, "живут", закрывая собой стены здания. Завороженная, я стояла как вкопанная возле сувенирной лавки (их тьма вокруг Саграды Фамилии) и любовалась этим великолепием, а хозяин пытался отвлечь мое внимание на свой товар. О, да, тут богатый выбор сувениров, творения Гауди растиражированы во всех видах, а особенно Саграды Фамилии. Ладно, уговорил. Покупаю тарелку с изображением собора и его же барельеф на магните. Но как "увезти" с собой весь собор? Хозяин лавки, словно понимая мои мысли, ненавязчиво предлагает посмотреть выбор дорогостоящих, богато иллюстрированных книг "Барселона - город Гауди". Я нахожу выпуск на русском языке. Да, это то, что надо: в издании запечатлены все архитектурные детища зодчего и крупно воспроизведены многие детали его строений. Теперь не проходит дня, чтобы я не заглянула в этот альбом. Волшебные мгновения!

Гауди обожествлял природу. У него церковные шпили превращены в снопы злаков и кукурузные початки. Оконные арки увенчаны корзинами с фруктами. С фасадов свисают гроздья винограда. Водосточные трубы извиваются в виде змей и рептилий; дымоходы похожи на улиток, решетки - на пальмовые листья. Гауди первым сумел добиться непрерывной текучести архитектурных форм, доступных лишь живой природе. В его проектах нет ни одной прямой линии, как нет ее в природе.

Фасад Рождества, четыре ажурных неоготических башни, взметнувшихся над городом, стали его главным символом. Барселона не мыслится без храма Святого Семейства Гауди, как Париж без Эйфелевой башни и Нью-Йорк без статуи Свободы. Об этом и мечтал Гауди, желая сделать главный город Каталонии католической столицей Испании. В последние 12 лет жизни он отказался от новых проектов и целиком сосредоточился на Храме. Он не надеялся завершить его при жизни, но тем самым обязывал будущих строителей продолжать работу. Оставил подробные чертежи, макеты, эскизы с требованием следовать им, не уклоняясь от замысла. Но строительство требовало огромных средств. На время гражданской войны его решено было законсервировать. Несколько раз Храм находился под угрозой уничтожения, мастерская Гауди была разорена. Неизвестно, как бы сложилась судьба собора, если бы не жители Барселоны. Они жертвовали и в фонд строительства свои кровные песеты, и сейчас в этот фонд продолжают поступать деньги, правда, теперь это уже евро или доллары. Гауди говорил: "Мое творение находится в руках Господа и зависит от воли народа". И не ошибся. В среднем строительство требует три миллиона долларов ежегодно. Нынче барселонские евреи пожертвовали уже пять миллионов. Но конца строительству не видно, специалисты предрекают еще минимум 65 лет. Точную дату не мог назвать и Гауди. Когда его спрашивали, когда же будет закончена Саграда Фамилия, он отвечал: "Мой заказчик не торопится". Кое-кто утверждает, что храм Святого Семейства вообще никогда не будет закончен и что тайный замысел Гауди заключался в том, чтоб сделать его строительство вечным. Сейчас над Храмом нависла стрела башенного крана, вовсю идет работа. Применяются самые передовые технологии и материалы, каких не знал Гауди. Компьютерный анализ подтверждает точность его расчетов, которые он проверял с помощью мешочков с песком, подвешиваемых к макету.

Парк Гюэлл

Идеи фантазера вряд ли бы воплотились, не появись в его жизни меценат - богатый промышленник, производитель хлопка дон Эусебио Гюэлл. Он стал финансировать постройки Гауди. С 1900 года зодчий создает одну из самых своих ошеломляющих работ - парк Гюэлл. Сюда, на вершину холма, прозванного Лысой горой, не так просто добраться. К подножию парка ведут два эскалатора. Но потом приходится пешком взбираться по крутой улице, а там начинается серпантин. Ерунда, любознательных людей ничем не отпугнуть. Толпы туристов со всего света совершают сюда паломничество. И не для того, чтобы отдохнуть на лоне природы, а как в музей. Необычный музей. Гауди, трудясь на протяжении 14 лет, так и не сумел воплотить всех своих замыслов. Но даже то, что он сделал, позволяет назвать парк чудом. Сказочные павильоны-терема у входа. Главный каскад со знаменитым мозаичным драконом, из пасти которого ниспадает вода одного из природных источников. Туристы верят, что она чудодейственная: пьют ее, охлаждают ею разгоряченные лица и руки. Зал ста колонн явно навеян архитектурой Древней Греции. Его "потолок", украшенный мозаичными коллажами-розетками, образует сверху большую площадку, окаймленную 200-метровой извивающейся скамейкой. Согласно легенде, для выбора наиболее удобной и анатомически верной формы Гауди просил своего рабочего садиться на гипсовую отливку и по полученному оттиску строил все сиденье. Стены парка представляют собой крытые коридоры, колонны которых напоминают пальмы. Много крытых переходов, очень причудливых, таинственных. Есть забавная каменная скамья в углублении стены, она построена так, что сюда не попадает ни единого дуновения ветра.

Парк полон сюрпризов и неожиданностей. Он синтетически сочетает архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство. Правительство Барселоны выкупило его, в 1969 году правительство Испании присвоило ему статус Национального памятника. Парк Гюэлл находится под тройным протекторатом, поскольку в 1984 году ЮНЕСКО объявило его Наследием Гуманизма.

Нынче 150 лет со дня рождения Мастера. Теперь уже не только Испания, но и весь цивилизованный мир воздает ему почести, которых он не удостоился при жизни. ЮНЕСКО объявило 2002 год годом великого Гауди. n

Комментарии
Комментариев пока нет