Новости

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Целовать лягушку надо всерьез"

21.08.2002
Статья о настоящем человеке

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Нигде человек не кажется таким маленьким, как в его собственной автобиографии. Три-четыре строчки, и ни слова о главном. Сергей Леготин к "автобиографической справке" на полторы страницы присовокупил еще и схему психологического развития своей личности. 38 лет своей жизни он разделил на четыре части - детство, социализация, андеграунд и мифография. Делая пояснения к схеме, он говорит, что с высоты своего нынешнего положения весь его путь выглядит очень логичным.

Статья о настоящем человеке

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Нигде человек не кажется таким маленьким, как в его собственной автобиографии. Три-четыре строчки, и ни слова о главном. Сергей Леготин к "автобиографической справке" на полторы страницы присовокупил еще и схему психологического развития своей личности. 38 лет своей жизни он разделил на четыре части - детство, социализация, андеграунд и мифография. Делая пояснения к схеме, он говорит, что с высоты своего нынешнего положения весь его путь выглядит очень логичным. Хотя мало кто из сторонних наблюдателей с этим согласится, ибо вот уже 10 лет как Леготин живет странной, на первый взгляд, жизнью.

Восстание следователя

А поначалу все было вполне узнаваемо. Детство в "пьяном дворе", учеба в "заунывно-казусной школе N 23 имени Луценко", хореографический кружок при Дворце пионеров, служба в армии, Свердловский юридический институт. Став следователем, Леготин как никто другой увидел несовершенство жизни и, вероятно, тогда и понял, что бороться с ним исключительно репрессивными методами - сизифов труд. Да и вообще, если хочешь в этом мире что-то изменить, начни с себя.

Очевидная, в общем-то, мысль. Только не у многих хватает мужества это сделать, тем более по-настоящему. Леготину помог знак судьбы. Он вспоминает, что в один не очень прекрасный день некая сила подхватила его и понесла, не понять зачем, в оружейную комнату, где хранилось табельное оружие. Позже начальство представило это едва ли не как восстание, самого Леготина из органов уволили, по счастью, замяв дело.

То, что уместилось в его биографии с окончания школы и до этого момента, на схеме выглядит как белое пятно. Оно помимо трудовой книжки, ежемесячной зарплаты, социального статуса поглотило еще жену с ребенком и много менее значимых, но ценимых обычными людьми моментов. Между тем только осуществив "принципиальный разрыв с социумом", Сергей понял, что настоящая, осмысленная жизнь его только начинается.

Не быть скотиной

Еще работая в Свердловске, Леготин был знаком со многими известными деятелями рок-движения. А по возвращении в свой родной Челябинск стал одним из заметных представителей местного андеграунда. Или, говоря другими словами, контркультуры.

Она, в отличие от культуры традиционной, не только нарушала всякие табу, расширяла привычные жанры, но давала иную модель существования. "Чем плоха официозная культура? - спрашивает Сергей и сам отвечает: - Она настолько заслоняет личность от нее самой, что в итоге человек живет полнейшей скотиной". Контркультуру же нередко утрируют до нигилизма и тотального стеба. "Андеграунд действительно зиждется на игре, - говорит Леготин. - Но это игра не на публику, а глубоко погруженная в жизнь".

Своеобразным штабом, дворцом контркультуры в Челябинске был скромный киоск звукозаписи. Его владелец Валерий Аскеров имел обширные связи в столицах, поэтому все самое новое и актуальное, что появлялось в российском андеграунде в первой половине 90-х, можно было найти здесь. В этом киоске работал одно время и наш герой, главным образом для того, чтобы иметь возможность общаться с интересными людьми. Они могли сочинять песни, как это делал "Резиновый дедушка" Юрий Богатенков, или выпускать самиздатовский журнал, как Игорь Степанов, но главное, они посвящали этому жизнь.

Сергей Леготин тоже издавал свой журнал. Он назывался "Уголовное дело N". Сначала в нем выходили рецензии на рок-концерты, но вскоре стали появляться материалы этнографического, как их определял сам автор, содержания. Например, в последних номерах "Дела" Леготин много внимания уделял фольклору городских детей. Фиксировал игры, в которые играли во дворах, записывал "страшилки" и "обзывалки", изучал детские альбомы и песенники. Этот уникальный материал был частично опубликован "Челябинским рабочим" два года назад. Теперь, когда дети играют в компьютерные игры и смотрят японские мультфильмы, наблюдения и документы, собранные Леготиным, удивительно сочно характеризуют реальную жизнь советских людей, каковыми являлись и ученики младших классов средних школ.

Кружок "Народная польза"

Вспыхнувший интерес к науке подвиг Леготина к созданию Летучего кружка этнографии "Народная польза". Нигде не зарегистрированный, никем не оплачиваемый, кружок состоял из двух людей - Сергея Леготина и профессионального психолога Татьяны Тэсслер. Он проводил культпросветовские по форме и альтернативные по сути акции. Например, собирал и архивировал примитивное творчество: стихотворные объявления проституток в местных газетах, таблички, с которыми выходили на улицы челябинские нищие. Изучал психические реакции с помощью загадок и тестов во время пьянок. Измерял "творческую подвижность" людей, оставшихся в "официозе".

С течением времени члены "Народной пользы" стали фокусировать свое внимание на психологических феноменах. Леготин справедливо считает, что изначально важна личность, которая стоит в центре и делает историю в самом широком смысле. Наука о душе, помимо прочего, давала и богатую методологию. Поворотным моментом в жизни Сергея Леготина стало открытие им научного наследия знаменитого швейцарского психолога Карла Густава Юнга. Теперь он понял, что "восстание", положившее конец его социальной жизни, было вполне реальным. Восстало бессознательное содержание, долгое время придавленное сознательными установками.

Символическая жизнь

Чтобы не пересказывать "Аналитическую психологию" Юнга, скажем, что для нашего героя важна в ней идея судьбы. Или, по-научному, - личного мифа. В перипетиях своей жизни Леготин смог увидеть логику собственного мифа, который бывший следователь теперь строит осознанно и называет мифографией.

Проблема большинства людей состоит в том, что они не могут найти "золотую середину" между сознательным и бессознательным в себе. Отсюда недовольство жизнью, личные трагедии и даже социальные проблемы. Когда превалирует сознание, человек калечит свою природу, становится социальной машиной, невротиком. Если наоборот, может стать преступником или психопатом, "деструктивным животным".

Каждый свой день Леготин начинает с анализа сновидений. Он говорит, что сейчас живет символической жизнью. Именно символами бессознательное подсказывает ему, как жить дальше, что ему на самом деле нужно, а что навязывается извне. Для Леготина принципиальна настоящесть его деятельности. "Психология - это единственное, на что мне можно тратить жизнь, - убежден он. - Потому что она и есть жизнь".

Это отнюдь не пустозвонство. Среднестатистический практикующий психолог выступает, как правило, в роли "жилетки", в которую человек может поплакать за деньги. Многие полагают также, что психология есть набор знаний и умений, которым учат в университетах или вовсе на специальных курсах. Леготин считает это большим заблуждением. "Психология для меня - это не изучение психе (греч. psyche - душа. - А.В.), а изучение в психе. Иными словами, чтобы понять душу человека, нужно самому забраться в психическую жизнь и получить переживания по этому поводу. Поиграть в жизнь настоящую, когда ты и умереть можешь".

Являясь самым большим в Челябинске знатоком аналитической психологии, Леготин тем не менее ничего не делает, чтобы целенаправленно зарабатывать на своем знании. Для другого человека такая категоричность стала бы проблемой - жить-то на что-то нужно. Но Сергей решил ее с пугающим спокойствием: "Что ж, если мне нечего будет есть, произойдет эволюционный отбор".

Кому достанется царевна?

Эволюционный отбор - вещь, конечно, суровая. Но не бессмысленно жестокая. Поэтому Сергей Леготин вновь полон идей. Последнее открытие - "либидозная мочалка". Обычное средство гигиены превратилось у него в инструмент психосоматического баланса и способно решать всякие личные проблемы. Выбор предмета вовсе не случаен, и ничего смешного в этом нет. Мочалка, с одной стороны, - пугающий элемент детского фольклора, а значит, имеет корни в коллективном бессознательном. А с другой стороны, мало найдется вещей в прямом смысле столь близких к человеку. Таким образом, мочалка становится идеальным предметом, на который индивид может проецировать внутренние конфликты.

Другой любопытный проект Леготина связан с маленькой декоративной лягушкой, живущей в его домашнем аквариуме. "Сейчас у меня этап разбирательства со своей анимой, то есть женской природой, существующей внутри любого мужчины. Если ты влюбляешься, это значит, что найдена связь между твоей анимой и персонифицированной женщиной".

Когда лягушка подрастет, Сергей станет ее целовать. Если кто подзабыл, лягушки в сказках именно этого и просят от царевичей. "Буду целовать, чтобы превратить ее в принцессу, - обещает Леготин. - Главное тут - делать это всерьез! Целование в данном случае - ритуал жертвенности. За ним синхронистично последуют события однородовые, и обязательно найдется царевна, которая подставится для поцелуя:"

Над "сумасшедшим" Леготиным, конечно, посмеиваются. Но смех этот, как правило, нервный. n

Комментарии
Комментариев пока нет