Новости

Шокирующий инцидент произошел 24 февраля в Верещагино.

Пострадавший пятилетний ребенок госпитализирован.

О молодом человеке, лежащем на снегу около железнодорожного моста через Каму сообщили свидетели ЧП.

64-летняя женщина организовала кредитно-потребительское общество, устроенное по принципу МММ.

Пострадавших госпитализировали в медучреждения.

Наряды ДПС будут приближены к нерегулируемым пешеходным переходам.

На ярмарке можно будет купить оригинальные поделки или сделать их своими руками.

Приведут в порядок дворовые территории, подъезды, козырьки, кровли и тротуары.

По словам сына актера, Караченцов попал в аварию в Щелковском районе Подмосковья.

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Начальник главного управления образования и науки нашей области Владимир Садырин:

29.08.2002
"Плохо, когда школа, словно маятник..."

Накануне нового учебного года "Челябинский рабочий" провел прямую линию с первым руководителем всей системы образования: школ, профессиональных училищ, техникумов, вузов и даже детских садов - Владимиром Витальевичем Садыриным. Объявляя ее, мы никогда не знаем, что из этого выйдет.

"Плохо, когда школа, словно маятник..."

Накануне нового учебного года "Челябинский рабочий" провел прямую линию с первым руководителем всей системы образования: школ, профессиональных училищ, техникумов, вузов и даже детских садов - Владимиром Витальевичем Садыриным. Объявляя ее, мы никогда не знаем, что из этого выйдет. Неожиданностью для нас стал диалог по личным проблемам и заботам житейского характера. Люди говорили о том, что их ребенка не берут в школу, нет учебников, общежития, что "заблудилась в каких-то краях стипендия" и т.д. и т.п. Наверное, это нормально, что человеку при тех сложных обстоятельствах, в каких он оказался сегодня, не до философствования. Он погружен в себя. Его мысли заняты тем, как поднять и выучить ребенка, как выжить. Часть разговора с монологами Владимира Витальевича в промежутках между телефонными звонками мы публикуем сегодня.

-- У меня ребенок идет в первый класс. Говорили, что учебники будут бесплатные, а в школе требуют по 550 рублей.

-- Назовите номер школы и район...

-- Можно без фамилии? А то у меня неприятности будут. Школа N 121 Советского района.

-- Я могу только предположить, что у вашей школы изменились планы. В конце прошлого года мы собрали заявки на учебники. И закупили их. Но ваша школа, как видно, передумала и решила работать по другим учебникам. Выбор программ сегодня большой. Но, конечно, школа должна была сначала спросить согласие родителей. Почему она не сделала этого? Я разберусь и вам отвечу. Запишите мой рабочий телефон...

-- И еще один вопрос. Сколько лет будет мой ребенок учиться в школе: одиннадцать или двенадцать?

-- Скорее всего, одиннадцать, поскольку вопрос о 12-летке пока не решен. А вот то, что он будет учиться в начальной школе четыре года, это я вам говорю абсолютно точно.

Монолог между звонками

Наши родители, к сожалению, очень часто ничего не знают о своих правах. "Не платите!" - говорю одной из родительниц. Потом она мне радостно сообщает: "Целый год не плачу и ничего!" Правда, она работает в прокуратуре.

Проблема в том, что мы до сих пор не установили правила игры. Что считать госстандартом? Умение считать и писать? Тогда за все остальное - плати. Пока же в вопросах оплаты - полная отсебятина. Слава Богу, проект государственного стандарта подготовили. И в конце года его должны принять. Тогда появится ясность, за что должны родители платить, а за что - нет.

-- Я - родительница из г. Копейска. Речь о школе N 2. Моя девочка после сдачи ЕГЭ не получила сертификат по математике. Какой нам нанесли моральный ущерб - словами не передать. А как материально наказали! С сертификатом моя дочь могла бы на бюджетное место поступить. А теперь ей придется учиться на платном отделении.

-- Назовите фамилию и имя девочки...

-- Ирина Клочкова. Я ездила в гороно. Меня отправили в облоно. Но я туда пока не могу выбраться.

-- Извините, но вы же не в Бредах и не в Аше живете! Неужели так трудно было приехать? Ведь дочь-то у вас один раз в жизни школу заканчивает! Я сам следил практически за каждым выпускником, которому сертификат выдали с опозданием. У нас таких ребят оказалось 487 человек. И мы все эти сертификаты из Москвы вытребовали. Где же вы были раньше? Ведь надо же за свои права и вам тоже как-то биться. Если в гороно так халатно отнеслись к вашей жалобе, то мы кого надо накажем.

-- Я звоню по поручению учителей-ветеранов школы N 44 г. Челябинска. Это прекрасная школа, замечательный коллектив, но про нас там забыли. Нас как будто бы никогда и не было в этой школе. А ведь мы проработали в ней по 30-40 лет. Ни в День учителя, ни 8-го Марта, ни в Новый год о нас никто не вспоминает. Как будто нас уже и на свете нет. Нам очень неуютно от такого отношения, понимаете?

-- Вас-то я понимаю. А вот в администрации вашей школы, наверное, думают, что они никогда не будут пенсионерами. Но мы поправим этих людей. У меня сегодня утром только что была встреча с председателем совета ветеранов нашего областного управления. Мы неплохо сотрудничаем с этой организацией, помогаем ей по мере наших скромных возможностей. Ну, а перед вами я вынужден извиниться за своих коллег. Желаю вам всего доброго. И будьте здоровы!

-- Здравствуйте! Это товарищ Садырин? Я тут прочитала в газете, что можно с вами поговорить...

-- Да, с удовольствием это сделаю!

-- Я о качестве преподавания в школе N 63 г. Челябинска. У нас по английскому языку в течение учебного года поменялось уже пять преподавателей. Много ли знаний получат ребята при такой текучке, как вы думаете?

-- Думаю, что немного.

-- А в чем причина, что они приходят-уходят и не только преподаватели английского языка, но и другие тоже?

-- Наверное, в низкой оценке учительского труда и в ничтожно малом вознаграждении. У нас сегодня не хватает около 300 учителей иностранного языка. Приходят люди на один-два месяца. И, поработав за 800 рублей, уходят в коммерческие структуры. Напомню, что проездной билет в Челябинске стоит 400 рублей. К сожалению, то повышение заработной платы в 1,9 раза, которое правительство выполнило, молодежь не устраивает. Поэтому мы думаем сейчас о льготах, которыми могли бы заинтересовать молодые кадры.

-- А правильно ли это, что под одной крышей находятся обычная школа и гимназия? Одни дети ходят только в первую смену, а другие - только во вторую.

-- Во-первых, неправильно присваивать себе звание гимназии. Школа N 63 не является ею. В Челябинске одна только школа прошла аккредитацию как гимназия - это школа N 80. Ваше право через районное управление образование потребовать проверки учебного процесса с тем, чтобы учебу детей в первую и вторую смену чередовали.

-- У меня к вам еще один вопрос, хотя я понимаю, что отнимаю у вас много времени...

-- Я вас внимательно слушаю...

-- Почему за безобразное поведение детей не спрашивают с родителей? Ребенку небезопасно во вторую смену в туалет зайти. Драки на переменах такие жестокие, что уму непостижимо. Хоть бы на родительский комитет хулиганов вызывали вместе с мамами и папами...

-- Мы их вызовем, а они не придут. И что тогда? Ничего. При отсутствии соответствующего закона наказать никого мы не можем. Вы правы в том, что сегодня многие родители не занимаются воспитанием своих детей. Только что прошло селекторное совещание Министерства образования, на котором сказали, что появился проект закона, где будет ужесточена ответственность родителей. Вот когда он вступит в силу, ситуация, думаю, в корне изменится.

-- Вот было бы хорошо. Спасибо, порадовали!

-- Владимир Витальевич, вас беспокоят учителя из Октябрьского района с высшей категорией, супруги Паначевы.

Наша дочь поступила нынче в ЮУрГУ на факультет валеологии на коммерческую основу. Мы просили здесь у себя районо и администрацию посодействовать с местом по губернаторскому набору. Но по какой-то причине не получилось. Теперь нашей дочери отказали в общежитии, в льготном проездном билете. Вам наше полунищенское положение хорошо, конечно, известно. Мы сделаем все возможное, чтобы наша дочь училась. Но не могли бы вы нам чем-нибудь помочь?

-- Я бы очень хотел, чтобы вы, подписывая договор, сначала внимательно изучили условия, которые вам предлагает вуз. А то потом возникает немало проблем. Но, тем не менее, я попробую вам помочь.

-- Ой, спасибо вам большое!

Монолог между звонками

Вот таковы наши люди. И чисто по-русски поступают, рассчитывая на авось. В Америке или в Англии там все на десять раз просчитают. Во что мне это обойдется? Нет, столько мне не потянуть. Лучше я выберу, скажем, техникум. А нашим лишь бы в вуз протолкнуть и всем сообщить, что их ребенок стал студентом. А дальше-то что? Ну, продадут машину, корову. Наскребут денег за первый курс. Но плату ведь нужно вносить ежегодно. Причем раз от раза она растет. Потом идут ко мне со слезами: "Помогите!" А чем я могу помочь при новых порядках? Вузы теперь юридически самостоятельные лица и живут согласно своим уставам. Времена изменились, а люди психологически все еще не перестроились. И убеждать их пока бесполезно.

-- Здравствуйте! Помогите нам защитить интересы 400 детей, которые занимались хоккеем на ледовой площадке завода "Сигнал". Завод отказывается содержать Дворец спорта, а город наших детей не берет. Ребята могут оказаться на улице...

-- Думаю, что этого не произойдет. Кстати, ваш звонок о ледовой площадке уже третий сегодня. Завтра я обговорю эту проблему в спорткомитете. А послезавтра встречусь с главой города Челябинска Вячеславом Михайловичем Тарасовым. Зная его заинтересованность в вопросе физического воспитания детей, думаю, что он нам поможет.

-- Спасибо!

-- Пока не за что. Скажете спасибо, когда вопрос решим.

-- Владимир Витальевич, вам звонит Ирина Владимировна - мама первоклассницы. 16 августа мы принесли документы в школу N 147, а нам сказали, что прием детей по месту жительства уже закончен. Говорят, что возьмут только в том случае, если кто-либо из первоклассников не придет. Я поняла так, что с нас вымогают деньги.

-- Они не правы. Назовите, пожалуйста, имя и фамилию ребенка.

-- Валерия Колесникова.

-- Давайте поступим так. Я пошлю туда инспектора. Если там мы обнаружим хотя бы одного ребенка, которого приняли по контракту, а вам отказали, то они возьмут вашу девочку. Я обещаю вам это.

-- Скажите, пожалуйста, где можно сдать экзамены экстерном? Меня интересуют школы в Курчатовском районе...

-- Экстерном можно сдать экзамены, в принципе, в любой школе.

-- Ну вот, а мне отказывают. Мальчик - сын у меня- работает, ему шестнадцать лет, учится самостоятельно. Ему сейчас нужно сдать экзамены за восьмой класс.

-- Напишите на мое имя заявление, изложив в нем суть вашей проблемы. Мы вам поможем.

-- Большое вам спасибо. До свидания!

-- Мой ребенок окончил 9-й класс. В июне, когда мы пошли сдавать документы в школу, нам отказали в приеме на том основании, что мальчик учился недостаточно хорошо. Имеют ли право нам отказать в приеме?

-- Вообще-то по закону не имеют.

-- Ну, и как нам быть?

-- Школу назовите и фамилию вашего сына.

-- 21-я, г. Челябинск. Рыжий Андрей. Старший наш сын учится сейчас в институте, и нам сложно оплачивать учебу еще и Андрея, поэтому мы хотели бы, чтобы он два года проучился в школе.

-- Это ваше законное право. Мы поправим директора школы, сначала попросим, а потом и потребуем, если нас не услышат.

-- Лучше уж попросите. Скандала не хотелось бы...

Монолог между звонками

Многие учителя не умеют работать с такими ребятами, как Андрей. Им проще накричать на такого ученика, выгнать его из школы. Знаете, где пристраиваются такие ребята, как правило? В ПТУ. Приезжаю в Магнитогорск в 121-е училище, где готовят поваров. А там почти 30 процентов учащихся - мальчишки. Чего они вдруг к вам пришли, спрашиваю? Не мужское вроде бы дело кашеварить. А мне объясняют, что в школе эти ребята не нужны. Там их все унижают: от сверстников до педагогов. А к нам, мол, придут, мы их и приласкаем. Что ни сделает парень, знай нахваливаем: "Ах, какой вкусный салат у тебя!", "А щи получились, ну объеденье просто". Вот вам и разгадка на вопрос, почему ребята идут учиться на повара...

-- Здравствуйте, вам звонят из Октябрьского района...

-- Уж не Паначева ли?

-- Нет, это Бурмистрова, сельская учительница. Мой сын поступил в ЮУрГУ на архитектурно-строительный факультет, а место в общежитии ему не дали. Мы весь город объехали и вернулись ни с чем. Цены такие, что никаких денег не хватит. Не знаю, как начну новый учебный год.

-- Приезжайте ко мне. Я попробую вам помочь с общежитием.

-- Здравствуйте, Владимир Витальевич, звонит мама ребенка-пятиклассника. Хочу задать вам вопрос на перспективу. В частности, услышать вашу оценку обилию экспериментальных программ, которые заполонили нашу школу. Не видите ли вы в них причину того, что наши челябинские школы имеют столь бледный вид в сравнении даже с сельскими школами? Судя по рейтингу по результатам ЕГЭ.

-- Ну, не такой уж и бледный вид они имеют. Из ста лучших школ все-таки - 28 в Челябинске. А это 30 процентов, что, согласитесь, нормально.

Что касается экспериментов. Они проводятся всего лишь в двух сотнях школ из 1292. Мы стали очень осторожно относиться к подбору школ и учителей, которым доверяем эксперименты. Если нет лингафонного кабинета и учителя, то бессмысленно вводить такой предмет, как английский язык, со второго класса. В общем, не всякий эксперимент приветствуем. Так, например, отказались от закрытия сельских малокомплектных школ, что предлагали нам сделать.

Но я поддерживаю единый экзамен. Согласитесь, что при коррумпированности нынешнего общества ЕГЭ - это пока безальтернативная форма государственной оценки знаний ученика. И поскольку его введение неизбежно, значит, мы должны наработать опыт.

Что касается учебников, то тут я с вами согласен. У нас нет золотой середины. Мы из одной крайности бросаемся в другую. Недаром нас называют страной маятника. Когда-то мы занимались по одному учебнику, без вариантов. Сегодня у нас свыше 1200 разных учебников. Учитель выбирает те учебники, которые ему нравятся. Но разве это критерий? Для кого школа - для учителей или для детей? Тут мы опять перегнули палку.

Будет еще один эксперимент, но всего для 10 школ: эксперимент с электронными учебниками. Я думаю, что это хорошо, потому что сегодня без компьютера уже учеба не мыслится. Поэтому, если не принимать участие в таком эксперименте, то мы можем катастрофически отстать.

Монолог между звонками

Самый сложный эксперимент для нас - это профильная школа.

Она у нас как бы уже и есть: физико-математический, гуманитарный лицей и т.д. Но это все - элитная школа. А Министерство образования считает, что все средние школы должны быть профильными. К 15-16 годам молодой человек должен определиться, кем он будет дальше. Ну, а как быть с теми, кто не выбрал будущую профессию? Или передумал и сделал другой выбор? Это, во-первых.

Во-вторых, нет еще ни учебников, ни программ. Но самое уязвимое место здесь - сельская школа. Если в этом году в России в сельской школе училось в среднем 8 выпускников, то о какой профильности школы мы можем говорить?

Поэтому тут с экспериментом тоже нельзя спешить. Надо сначала попробовать в ряде школ и посмотреть, что из этого получится?

P.S. Пока материал готовился к печати, половина названных проблем была решена.

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Комментарии
Комментариев пока нет