Новости

Выпавший ночью снег создал восьмибалльные заторы на дорогах областного центра.

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Это я играю или сам баян?

04.02.2010
30 лет Василий Устьянцев сочиняет музыку для  Челябинского государственного ансамбля танца "Урал"

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

В давние времена в деревнях, собираясь на гулянье, говорили: "Давайте песню играть". И ну петь да плясать до упаду, а у гармониста пальцы словно летают по кнопкам. Эти гены "зримой песни" Василий Петрович впитал с детства.

--  Я с трех лет не расстаюсь с гармошкой, - рассказывает он. - Матушка вспоминала, что если в округе свадьбу гуляли либо праздник отмечали, шли к ней просители: "Мария Егоровна, отпусти Васеньку".

30 лет Василий Устьянцев сочиняет музыку для Челябинского государственного ансамбля танца "Урал"

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

В давние времена в деревнях, собираясь на гулянье, говорили: "Давайте песню играть". И ну петь да плясать до упаду, а у гармониста пальцы словно летают по кнопкам. Эти гены "зримой песни" Василий Петрович впитал с детства.

-- Я с трех лет не расстаюсь с гармошкой, - рассказывает он. - Матушка вспоминала, что если в округе свадьбу гуляли либо праздник отмечали, шли к ней просители: "Мария Егоровна, отпусти Васеньку". Я на порожке сяду - сам махонький, гармонь большая. Народ слушает, умиляется. Несут громадный кулек конфет или печенья в благодарность.

О нотах я представления не имел. Играл, как слышал и понимал. Наблюдал, как люди ходят или пляшут. Каждый со своей манерой, особинкой. И ты звучанием гармони изображаешь его характер.

Баян тогда был большой редкостью. Года в четыре меня старший брат Александр взял погостить к себе в общежитие ремесленного училища. Я как в другой мир попал: положили меня на отдельной койке, на белые простыни. Раным-ранешенько проснулся и вижу чудо: баян на кровати стоит. Я к нему. Ой, как кнопок много! Ребята проснулись, но тихо лежат, не мешают. Это мне брат рассказывал, да и сам помню, точно кадры из фильма. Поднять баян не по силам. Правой рукой подобрал "Во поле береза стояла", а левой меха наверх тянул.

-- А музыкальное образование где получили?

-- После восьмилетки поступил в Свердловское музыкальное училище имени Чайковского. Педагоги там блестящие. Но душа моя куда-то рвалась. Два с половиной курса от-учился и в Уральский хор подался. Было мне тогда 18 лет. Объездил с хором полстраны. В конце 70-х позвонил мне сам Михаил Семенович Годенко, легендарный балетмейстер и художественный руководитель ансамбля танца Сибири. Он спросил: "Нет ли желания с нами поработать?" Я знал: такой чести мало кто удостаивается. С ходу дал согласие и рванул в столицу, где меня уже ждали. Каюсь, втихаря прихватил баян Уральского хора (своего-то не было тогда). Однако успевал и со своим коллективом гастролировать, и с ансамблем Годенко. Бывало, они оба пересекались на одной концертной площадке. С одним отыграю, провожу и тут же с другим работаю. Молод был, на все меня хватало.

Потом случайно узнал, что в Челябинске создают ансамбль танца "Урал". Меня тогдашний руководитель Виктор Копылов прослушал и говорит: "Ты, видать, родился с гармошкой в руках". Ну так ведь у меня в родне многие на ней играли. Старшего брата Александра любители народной музыки наверняка знают по телепрограмме Первого канала "Играй, гармонь любимая". И меня туда не раз звали. С Геной Заволокиным дружил. Бывало, встречались, играли для себя. Но на съемки времени не хватало. У меня в "Урале" работы невпроворот. Да еще вызовы присылают то из Оренбургского, то из Уральского хора, просят помочь музыкой.

-- Что значит - помочь?

-- Написать музыкальную вещь для конкретной постановки.

-- Давно вы сочинительством занимаетесь?

-- Начал еще в Уральском хоре. Сел как-то на постановке - тын-тын-тын. И сразу получилось. Начисто. В "Урале" постоянно стал этим заниматься. У Бориса Соколкина такой стиль работы был: не начинает ставить танец, пока не услышит музыку. Бывало, сядет рядом: "Ну-ка, Василий, поперебирай кнопки". Музыка вызывала у него идеи, рождалось видение номера. Другие хореографы, наоборот, сначала озвучат сюжет, объяснят характер танца, его стиль, жанр: игровой он, сюжетный или чисто фольклорный. Еще мне важно видеть танцора, его исполнительскую манеру. На каждого человека можно написать отдельный вариант мелодии. Даже движение пальцев и особенности походки имеют значение. Когда "картинку" танца представлю, и сочинять ничего не надо - музыка сама идет.

Для музыканта, как и для танцора, важно, чтобы на сцене у него глаза горели, душа пылала. Порой ловлю себя на мысли: это я играю или сам баян? Кстати, в детстве я тоже танцевал. Ходил в кружок при Доме пионеров. Тот маленький опыт помог мне понять суть танцев и как совмещать музыку и хореографию.

Сколько бы ни сочинил наигрышей, все рождались сразу и переделывать ничего не приходилось. Играю всегда по памяти. Разок сыграл - и запомнил. Ноты для себя не люблю расписывать, только для оркестра, да и то в основном для струнной группы. Со вторым баянистом отдельно сажусь, когда уже номер готов, и без нот показываю, как надо играть, чтобы живее звучало.

Мне не нравится, когда меня называют композитором. Композитор - это Бах, Рахманинов или Прокофьев. Ну а я просто оформитель танцев, автор музыки.

-- Сколько же вы мелодий сочинили?

-- Не считал. Никогда и не думал учет вести. И записи хранить все никак не соберусь. У оркестрантов-то наших есть фонограммы, и мы с женой Олей (Ольга Устьянцева - солистка и ведущая концертов ансамбля "Урал". - Л.С.) решили, что надо бы домашний архив завести. Особенно после того, как сотрудник филармонии Надежда Петрова нашла в картотеке песню "Золотаюшка", которая написана мною вместе с челябинским композитором Михаилом Смирновым еще в 1969 году и очень тогда была любима в народе.

-- Какой из номеров "Урала" вам самому больше всего нравится?

-- "Чугунная цепочка", она еще второе название имеет - "Каслин-ское литье". Особая вещь. Это я для жены сочинил, глядя, как она танцует. Помню, на репетиции сижу, играю, а постановщик Григорий Гальперин заводит-разводит танцоров, вяжет из них цепочку. Номер блестящий получился. Все, как задумывал балетмейстер, по-другому и не представишь. Этим и ценится. Я бы сказал, это танец всех времен и народов. Он всегда публику в восторг приводит. Кое-кто из зрителей даже слезу уронит, настолько за душу трогает. Слава богу, что восстановили его, не остался он лишь в истории.

-- "Урал" много гастролирует. Бывают ли на концертах нештатные ситуации?

-- Только по не зависящим от нас причинам: микрофоны откажут или свет погаснет. Как-то работали в Краснодарском крае. Во Дворце культуры, где шел концерт, внезапно отключили электричество. Исполнялся девичий номер, совсем новый, танцоры его еще не обкатали. Как выступать на ощупь, в темноте? Повисла пауза. Не сообразишь, что делать. Но девчонки не остановились, продолжали двигаться. Я с таким ощущением заиграл, словно в бой идти, и весь оркестр подхватил. Потом из зала подходили зрители, спрашивали: "Как это вы в темноте играли?" Но музыканту хоть глаза завяжи - мы ведь и при свете на кнопки не смотрим.

Бывает, что ансамблю нужно исполнить один-два танца на каком-то празднике, и тогда он танцует под фонограмму. Не скажу, что это неживая музыка - ее наш же оркестр записывал. Но танцоры говорили, что ощущения совсем другие. Мол, если случайно отступишь от канвы, тебя уже никто не поддержит, а когда играют музыканты, танцуешь увереннее и с другим настроением.

-- Василий Петрович, нет ли желания выступать с репертуарным концертом, исполняя музыку известных композиторов?

-- Знаете, у меня на этот счет с детства мысли взрослые. Я люблю эту музыку, но портить ее не буду. Есть исполнители, которые сыграют гораздо лучше меня.

-- А дома что любите слушать?

-- Тишину.

-- На семейных праздниках играете?

-- Редко. Но баян всегда при мне. В багажнике машины с собой его вожу.

Василий УСТЬЯНЦЕВ родился в январе 1950 года в городе Каменске-Уральском Свердловской области. Он один из лучших баянистов, выступающих с танцевальными коллективами. В Челябинском государственном ансамбле танца "Урал" работает с момента его основания - без малого 30 лет. Из них почти четверть века руководил инструментальной группой ансамбля, которую и сейчас невозможно представить без его баяна. Большинство номеров коллектив танцует под музыку Устьянцева. Он тонко чувствует природу музыкального фольклора и умеет подчинять его хореографии. "Синеглазовские барабушки", "Пляс враспашку", "Бышенька", "Каслинское литье" и другие композиции стали своего рода хитами "Урала" благодаря цельности мелодий и пластики. Их с восторгом смотрят зрители и в нашем Отечестве, и за рубежом. Василий Устьянцев - заслуженный артист России, член Союза композиторов РФ.

Комментарии
Комментариев пока нет