Новости

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Подрядчика для ремонта крыши определит аукцион.

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

На базе местного НИИ травматологии и ортопедии планируется открыть еще один нано-центр.

Найден таксист, который превратил своего пассажира в Шрека.

В Омской области неизвестный своим автомобилем травмировал женщину.

Коуч сибирских хоккеистов Андрей Скабелка подал в отставку.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Классический массаж лица, подробности на сервисе Юду.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Я привык работать над каждой нотой

05.02.2010
Челябинский композитор Алан Кузьмин мечтает о премьере своей оперы "Алхимик" и хочет создать Театр современной музыки

Алина КАЗАЧИХИНА

Челябинск

Если бы вам попалось в кроссворде задание: "Автор "Алхимика", первая "к", наверняка бы посчитали ответом "Коэльо" - фамилию знаменитого писателя. Но есть еще автор одноименной с романом оперы челябинского происхождения. Композитор с необычным именем, вычитанным его мамой в каком-то зарубежном романе, Алан КУЗЬМИН. Не так давно увидел свет арт-проект Кузьмина "Новое измерение". О премьере, делах минувших и трудностях профессии мы и поговорили с композитором.

Челябинский композитор Алан Кузьмин мечтает о премьере своей оперы "Алхимик" и хочет создать Театр современной музыки

Алина КАЗАЧИХИНА

Челябинск

Если бы вам попалось в кроссворде задание: "Автор "Алхимика", первая "к", наверняка бы посчитали ответом "Коэльо" - фамилию знаменитого писателя. Но есть еще автор одноименной с романом оперы челябинского происхождения. Композитор с необычным именем, вычитанным его мамой в каком-то зарубежном романе, Алан КУЗЬМИН. Не так давно увидел свет арт-проект Кузьмина "Новое измерение". О премьере, делах минувших и трудностях профессии мы и поговорили с композитором.

Кто платит зарплату композитору?

-- У каждого композитора свой способ добывать музыку. Алан, как вы пишете?

-- Да, все пишут по-разному. И у меня тоже так - каждый раз иначе. Чаще всего я сразу слышу мелодии с фактурой, представляю их звучание в аранжировке, так, будто их уже исполняет оркестр. Потом пишу на всем, что есть под рукой: нет компьютера - на нотной бумаге, есть - в музыкальном редакторе. Иногда читаю стихи, и приходит музыкальный образ, схожий с поэтическим.

-- А в каком самом необычном месте вам удалось поймать новую мелодию за хвост?

-- Одна из моих прелюдий родилась в самолете, когда я летел из Челябинска в Москву.

-- Моцарт начал писать свои произведения в совсем нежном возрасте. Когда вы впервые услышали свою музыку?

-- Это было то время, когда я не владел ни фортепиано, ни гитарой. Где-то лет в 7-8. Тогда я еще не умел записывать свои мысли нотами, но подходил к фортепиано и пытался что-то играть. А поскольку родился в семье, не чуждой музыке (моя мама - преподаватель фортепиано, отец - инженер, но владеет и фортепиано, и гитарой), вскоре меня начали учить играть.

-- Коэльо в книге "Вероника решает умереть" рассказывает об эпизоде из своей жизни, когда родители поместили его в сумасшедший дом, борясь с желанием сына стать писателем. У вас никогда не было таких проблем с семьей, ведь композитор - это не то, что принято называть профессией, стабильно приносящей доход?

-- Нет, в этом отношении все складывалось удачно. Родители меня поддержали. Вообще в то время, еще не будучи знакомым с творчеством Коэльо, я уже встречался со знаками, которые дает судьба. Учась в седьмом классе музыкальной школы, начал писать музыку. Это, конечно, были лишь попытки, но они были. Затем были самоучитель игры на гитаре и подсказки отца. Еще я создал в школе ансамбль. Играл на синтезаторе, гитаре и даже на ударной установке немного поиграл. В школе мы исполняли в основном чужие песни, но было в репертуаре и несколько моих музыкальных композиций. Было чем-то похоже на группу Space. Одну из мелодий, написанных тогда, я сделал темой к своей второй симфонии.

-- Так как же в итоге платят зарплату композитору?

-- Мой стабильный источник дохода - это все же преподавательство. Но в нашем отделении Союза композиторов налажены прочные контакты с городом, который покупает наши произведения. Поэтому можно сказать, что до кризиса композиторский гонорар я получал с регулярностью. Челябинску в этом отношении есть чем гордиться: во многих других городах России такого нет вовсе.

-- Сколько произведений вами уже написано?

-- Не так много. Как правило, музыку быстро не пишу, хоть и много работаю. Возможно, это потому, что я привык работать над каждой нотой - отсекать все лишнее. Мои преподаватели и в консерватории, и в музыкальном училище были весьма взыскательными, заставляли работать с мелодиями скрупулезно. Иногда я приносил почти готовый материал, а преподаватель признавал стоящими два-три такта, остальное отсылал переписывать.

Алхимия с "Алхимиком"

-- Коэльо в книге "Алхимик" излагает идею судьбоносных знаков. Я так поняла, вы ее разделяете. Тогда какие знаки указали на то, что нужно написать оперу "Алхимик"?

-- Знаков было много, хотя, скорее, события были похожи на незаметно затягивающую меня и автора либретто Константина Рубинского воронку. Все начиналось с дирижера Адика Абдурахманова, который предлагал нам сделать какой-нибудь мюзикл. Тогда я предложил Коэльо. Из "Алхимика" много смыслов можно вытянуть, да и произведение в то время было популярно. Костя сказал, что что-нибудь набросает. Писался материал неторопливо, постепенно. Я поне-многу озвучивал музыкальный материал, он вдохновлял Рубинского, будущие исполнители рекламировали новую оперу. В итоге получилось так, что "Алхимик" был закончен в мае 2007 года, а потребность представить слушателю хотя бы отрывки возникла еще в 2006-м. Тогда мы и показали в филармонии фрагменты из первого действия. Сантьяго пел Денис Закиров, Цыганку - Лена Родина, а Фатиму - Наталья Каменская.

-- Расскажите, как вы добывали разрешение на постановку у Коэльо? Как и где нашли адрес писателя с другого конца планеты?

-- Вы, кстати, напомнили мне. Перед праздниками открыл электронную почту, а там меня Коэльо с Новым годом поздравляет. Пустячок, а приятно. Первым разыскивать адрес писателя стал Костя Рубинский. Зашли на официальный сайт, там был контактный e-mail. Коэльо ответил на нашу просьбу о разрешении поставить оперу аллегорически, мол, идущий да придет. Мы были разочарованы тем, что не получили согласия. С другой стороны - и отказа не получили. Потом прошли слухи, что он запретил любые постановки его произведений, затем - что, наоборот, разрешил. В любом случае нам он не говорил ни первого, ни второго. Но, учитывая, что он чуть не первым в мире выложил свои книги в Интернете для свободного скачивания, можно предполагать его вольное отношение к авторскому праву.

-- Челябинск уже слышал отрывки из "Алхимика". А целиком оперу стоит ожидать в ближайшее время?

-- Пока нет. Никто не хочет брать на себя ответственность за постановку. Прежний худрук оперного в свое время был в ней заинтересован: сказал, что это опера, которая вызовет у слушателя отклик. Но возникло серьезное и пока непреодолимое препятствие: труппа театра оперы и балета нацелена на оперы, она не работала с мюзиклами и рок-операми. А для исполнения "Алхимика" нужны артисты, которые работают и в классической, и в джазовой, и в этнической манере. Надо подбирать труппу с нуля. Этим заниматься никто не готов. Так что в итоге постановка завязла, как в болоте. Сейчас мы возлагаем надежды на наших молодых слушателей, которые переживали за "Алхимика" и пытались помочь в постановке. Возможно, они повзрослеют и воплотят наши мечты в жизнь.

Театр нового измерения

-- Обратимся к проекту более удачливому, чем "Алхимик". Недавно состоялась премьера вашего цикла "Новое измерение" на стихи Набокова. Почему Набоков?

-- Мне импонирует особенность мышления Набокова, близки его образы. Я работал и с произведениями Пастернака: на его стихи написал цикл "Осень" и романс. Но у Набокова куда больше энергия выхода за пределы человеческой сущности. Его стихи - это попытка прийти к божественному через смерть. Он не смотрит на конец жизни трагично, скорее, как на освобождение человека от оков жизни. Набоков пытается подготовить себя и читателя к смерти. Точка смерти и точка рождения совпадают, потому что смерть - это тоже рождение к новой жизни.

-- Вы продолжите работу с Набоковым?

-- Нет. Для нового цикла я подобрал стихи Гумилева. Когда работаю с поэзией, сам становлюсь либреттистом. Каждым стихотворением автор передал какую-то эмоцию, а я создаю из этих эмоций свою определенную образную линию. Эмоциональные линии стихов создают одну цельную, которая и станет стержнем моего музыкального материала.

-- Я слышала о том, что вы собираетесь создавать Театр современной музыки.

-- Пока это только планы, хотя мы надеемся, что все получится. Моя идея создания театра была поддержана группой единомышленников, в которую входят многие исполнители Челябинска, музыканты, студенты ЧГАКИ и института музыки. Думаю, это будет некое подразделение на базе академии культуры и искусств. В творческую группу входят кроме меня дирижер Альбина Султанова, режиссер Владимир Солдаткин. Наши музыканты - это учебный оркестр ЧГАКИ под руководством Альбины Султановой и наши друзья из профессиональных оркестров, наши вокалисты из Челябинского театра оперы и балета и студенты. Это будет добровольное объединение, где мы сможем экспериментировать. После премьеры "Нового измерения" в ЧГАКИ ко мне подошел ректор и сказал, что наша работа выглядит достойно и он готов к сотрудничеству.

Комментарии
Комментариев пока нет