Новости

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Церковь и общество едины в стремлении к добру

02.03.2010
Митрополит Челябинский и Златоустовский Иов отвечает на вопросы.

Митрополит Челябинский и Златоустовский Иов отвечает на вопросы.

Торжество современных технологий, ставшее приметой нового, ХХI века, не отменяет ценностей, накопленных человеческой цивилизацией за время своей истории. Более того: чем дальше мы продвигаемся по пути научно-технического прогресса, тем больше ценим доброту, милосердие, сострадание, простое человеческое участие, недостаток которых, возможно, и стал одной из глубинных причин мирового кризиса. О том, какую лепту в возрождение духовности вносит церковь, в каких аспектах деятельности она сотрудничает с государством и какова основа этого сотрудничества - беседа нашего корреспондента с правящим архиереем Челябинской епархии, митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом.

- Ваше преосвященство, есть такое выражение - «симфония церкви и государства». Что это такое? Расскажите об этом на примере Челябинской епархии.

- Симфония церкви и государства означает их взаимодействие, согласие, умение договариваться в тех областях, которые имеют отношение к духовной жизни людей, их нравственности. Отделять церковь от общества нельзя: это одни и те же люди. И само государство заинтересовано в том, чтобы населяющий его народ был физически и нравственно здоровым и способным решать экономические, социальные задачи и проблемы. В этом суть церковно-государственных отношений сегодня.

Челябинская епархия за последние годы окрепла. К моему приезду в 1996 году имелось не более 50 приходов, многие из которых находились в полуразрушенных храмах или молитвенных домах. Немало храмовых сооружений продолжали пустовать. Но начался духовный подъем, люди стали обращаться к вере своих предков - православию. Из городов и районов области в епархию стали поступать просьбы от верующих об открытии приходов, восстановлении старых и строительстве новых храмов на месте разрушенных. Чаяния южноуральцев были услышаны как церковью, так и государством. В эти годы в Челябинской области было принято соглашение о сотрудничестве, подписанное губернатором П. Суминым и покойным Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Благие намерения были воплощены в жизнь, и сегодня в нашей епархии действует более 150 приходов. Многие из них проводят богослужения в прекрасных по своей архитектуре храмах, да и сама епархия из маленького тесного домика переехала в двухэтажное здание рядом со Свято-Симеоновским кафедральным собором.

Важная область сотрудничества епархии и администрации Челябинской области - предотвращение конфликтов на национальной и религиозной почве. У православия накоплен многовековой опыт мирного сосуществования с представителями многочисленных народов и племен разных исповеданий. В процессе диалога всегда можно найти то общее и важное, что нас объединяет: это стремление каждого народа к сохранению своей веры и культурных традиций, а также внутреннее сопротивление всему, что обезличивает человека. Во-вторых, представители власти, равно как и традиционных религий, заинтересованы в укреплении семьи, развитии здравоохранения, образования, выступают против насилия, безнравственности и других язв, поразивших наше общество. Наконец, все народы помимо сохранения своей культуры стремятся обрести духовно-нравственные ценности. Все это служит основой для сотрудничества государства и религиозных конфессий.

- Духовенство и миряне вверенной вам, владыка, епархии реализуют ряд проектов в области благотворительности, просвещения и военно-патриотического воспитания. Какие из них самые значимые?

- Все инициативы, которые Челябинская епархия осуществляет на территории области, соответствуют духу и содержанию важного церковного документа - «Основам социальной концепции Русской Православной церкви». У нас есть сестричества в Челябинске и Аше, где женщины бескорыстно служат ближнему, попавшему на больничную койку. Особое попечение об одиноких немощных людях, оказавшихся без поддержки родных и близких. Оказывается помощь и тем, кто желает освободиться от пагубных привычек: пьянства, наркомании, курения. Так, при храмах святого Василия Великого и иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Челябинске несколько лет действуют общественные объединения «Трезвение» и «Воскресение».

Большое упование мы возлагаем и на подрастающее поколение. В нашей области набирает силу православное молодежное движение: общество «Держись!» при кафедральном соборе, братство следопытов «Россич», клуб «Глас» в Челябинске, молодежный центр «Альфа и омега» в Магнитогорске, общество «Зов» в Троицке. Военно-патриотическое молодежное движение «Воин», организованное в 2004 году при Свято-Троицком храме Челябинска, стало школой резерва для подразделений специального назначения в Уральском округе внутренних войск.

«Воин» воспитывает ребят в духе любви к России, ее народу. В 2009 году юные воспитанники посетили Беслан, где пообщались с ребятами из школы № 1, уцелевшими во время нападения террористов, а также с родителями детей, которые погибли в школе. Такие встречи для будущих защитников Отечества важны для того, чтобы в будущем противостоять любому преступлению и злодеянию.

- Сейчас многие говорят о необходимости реформирования церковного богослужения и древних традиций, в частности, о переводе старославянских текстов на русский, а также о том, чтобы сделать службы в храмах не столь аскетичными - поставить скамейки, пандусы для инвалидов. Правомерна ли, по-вашему, такая постановка вопроса?

- Современный человек ищет комфорта. Церковь, напротив, учит своих чад умению ограничивать себя, стремиться к аскетической жизни, помня слова Христа о том, что путь в будущую жизнь - в Царство Небесное - узок: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Евангелие от Луки, 13,24). Этот путь лежит через осознание своей духовной нищеты и покаяние, пост и молитву, милосердие и терпение, когда наступают лишения и скорби.

Вопрос о реформировании церкви, ее устоев и традиций, обычно поднимают те, кто в церковь не ходит. Но если спросить тех, кто постоянно посещает храм, каждый будет отстаивать традиционные ценности православного богослужения. Выучить церковнославянский язык, чтобы понять красоту и глубокое содержание молитвословий, значительно легче, нежели освоить английский или испанский. В богослужебном языке много слов, понятных любому русскому человеку. И скамейки для желающих в храмах есть. Только сидят на них в основном немощные люди или дети. А у кого есть силы, предпочитают на службе стоять, как пред Богом. В этом случае и молитва, и восприятие слова Божиего совершенно иное. Это вам подтвердит любой православный, кто имеет хотя бы малый опыт молитвы. Так что проблема не в языке и не в скамейках, а в потребности человека духовно расти и прийти в храм, чтобы соборно помолиться Богу за себя, своих близких, за весь мир.

- Должны ли быть у РПЦ как традиционной религии большинства россиян преимущества перед остальными конфессиями?

- В нашем Отечестве все традиционные религии равны, и каждая выполняет свою духовную задачу, прививая людям понятия добра, любви, справедливости. Преимущество наше только в одном: людей, исповедующих православие, даже по официальной статистике значительно больше, чем представителей других конфессий. Сегодня в Челябинской области более 60 процентов населения называют себя православными, 13 процентов - мусульмане и 1 процент - представители других конфессий. И с этим раскладом сил государству и обществу приходится считаться.

- В последнее время заметно, что деятельность РПЦ стала более активной. Означает ли это, что церковь, которая обычно не вмешивалась в дела государства, изменила свою позицию?

- Церковь по-прежнему отделена от государства. И эта дистанция сохранится всегда: их природы различны. Например, церковь никогда не принимает участия в политических процессах. Но это не значит, что верующий человек не должен участвовать в политической работе и в управлении государством. Сегодня мы становимся свидетелями того, как в политических партиях и государственных структурах возрастает число людей, нравственность которых основана на исполнении Божиих заповедей. И в самом обществе, которое сегодня тяжело болеет многими недугами (пьянство, наркомания, распад семейных связей, преступность), многие понимают, что без духовного подъема мы и Россию не сохраним как государство, и себя потеряем как народ. Но поскольку Русская Православная церковь сумела сберечь патриархальные устои и традиции, на которых веками стояло русское государство, то, естественно, взоры многих обратились к ней.

Немаловажно и то, что в сердцах верующих жива любовь к своей страдающей Отчизне.

- Надо ли вводить в школах предмет «Основы православной культуры»?

- Несомненно. Для православных - основы православной культуры, для мусульман - основы ислама, для иудеев - основы иудаизма, для неверующих - основы религиозных культур и светской этики, на выбор. Здесь никто никого ни к чему не должен принуждать, поэтому страхи скептиков безосновательны. К тому же вопрос этот уже окончательно решен на уровне правительства. На последних Рождественских чтениях министр образования А. Фурсенко с высокой трибуны заявил о необходимости и важности внедрения уроков духовно-нравственного воспитания в современной школе. Для этого имеется много методических пособий, написаны учебники, начинается подготовка учительских кадров.

- Ваше преосвященство, выскажите свою позицию по органному залу на Алом поле в Челябинске.

- Как христианин и правящий архиерей я был бы сердечно рад тому, если бы храм святого благоверного князя Александра Невского, построенный в прошлом веке на средства верующих, где сегодня размещен органный зал, вернули церкви. Здание с церковными куполами и православными крестами должно отвечать своему назначению - быть домом Божиим, домом молитвы. Но сегодня ситуация складывается непростая. Мы не можем требовать возвращения здания до тех пор, пока не найдут подходящего помещения для органа и сотрудников концертного зала. Самым мудрым решением было бы построить для них новую концертную площадку. Решение этой проблемы - в компетенции органов власти.

Пример других епархий тоже свидетельствует о том, что передача церковной собственности никогда не осуществляется силовыми методами. Это позиция Святейшего Патриарха и церкви.

Все решения должны приниматься в мирном духе - духе любви, согласия и взаимопонимания. Если этого нет, значит, время еще не пришло. К тому же нас сильно смущает, что рядом с храмом святого Александра Невского находится развлекательно-игровой комплекс, по сути, ночной клуб. Если верующим храм вернут, такое соседство канонически и нравственно недопустимо.

- Как в Челябинской епархии решается кадровая проблема и есть ли необходимость в организации духовной семинарии?

- В Челябинске при Свято-Симеоновском кафедральном соборе несколько лет действует духовное училище, где желающие служить в храме получают для этого необходимые знания. А по окончании училища можно продолжить образование в духовной семинарии или академии. В настоящее время в нашем училище проходят подготовку всего семь человек, хотя мы имеем возможность принять на учебу больше людей. К сожалению, немногие решаются посвятить себя служению церкви. Это вопрос личной веры человека, и принуждение здесь также недопустимо.

- Сегодняшнее поколение россиян любит порассуждать о чуде, о внезапном решении проблем, обогащении и т.д. Похоже, мы разучились работать, ожидая, что богатство само собой упадет на нас с неба и острые вопросы разрешатся примерно так же. Что же такое чудо в истинном, глубинном смысле этого слова и доводилось ли вам встречаться с этим явлением?

- Истинное чудо - это результат глубокой веры человека в Божественную помощь. Чудо - это когда нарушается естественный ход вещей, определенный законами природы. Будучи послушником в скиту Почаевской лавры (это было в 50-е годы), я стал свидетелем чуда.

Одна женщина, у которой болели ноги так, что она передвигалась только с посторонней помощью, после того как приложилась с верой к образу Почаевской Божией Матери, была исцелена и вскоре пошла своими ногами. Но местные власти сделали все, чтобы этот факт не получил широкой огласки. И братия лавры много претерпела тогда от гонений богоборцев. Но главное чудо, по словам святых отцов, - это покаяние человеческой души и следующее за ним духовное преображение личности. Только для этого чуда нужно приложение сил самого человека.

- Остается ли у вас, владыка, время на чтение светской литературы и если да, то какие ваши любимые авторы? Откуда черпаете информацию о происходящем в мире, стране и области - из газет, ТВ, Интернета?

- Род моей деятельности обязывает читать больше богослужебную и духовную литературу. Так, из творений святых отцов церкви чаще всего обращаюсь к сочинениям святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Игнатия Брянчанинова и других святых отцов. Также читаю современную духовную литературу, которую выпускают православные издательства. А вот светскую литературу читать некогда. Для того чтобы быть в курсе событий нашей области, приходится смотреть по телевидению новости. Из газеты «Челябинский рабочий» также узнаю новости региона.

Комментарии
Молить и молить Бога нам надо о нашем владыке.
Как своевременно и как кротко. И это в разгар газетной бури вокруг Алого поля.
Блаженны миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5,9)
Давид О
02.03.2010 09:51:54
Видимо, уважаемому служителю действительно некогда читать "недуховные" издания. В том числе и "Челябинский рабочий", хотя он и утверждает обратное. Иначе из интервью с Владимиром Хомяковым, которое было опубликовано буквально на днях, он бы знал, что "найти подходящее помещение для органа и сотрудников концертного зала" не представляется возможным в принципе.
Вернуть церкви храм... А крепостных рабов церкви не вернуть?
Груша
02.03.2010 11:32:08
Ай, какой праведный гнев! И как тонко подмечено! И сколько пафоса! Уели, уели Владыку! Устыдили! Как не пихнуть Церковь, шпильку высокоумную не вставить? Отметились. Аффтор жжот! Аффтору зачот!
Только вот ведь беда: наличие органного зала в православном храме - это тот же самый клуб. И нет никакой разницы на чём в клубе играют и что поют: "Интернационал" ли под балалайку ,или что-нибудь "высокодуховное" и "интеллектуальное" под орган. И всё это вместе ничуть не отличается и от овощехранилиша в храме, также в изобилии некогда в них размещавшихся. Мерзость запустения... Пустое там место и мерзкое сейчас, понятно? И в этой пустоте столь же пустые "ценители высокого искусства", "служители муз" - язычники то есть...
Прохожий.
02.03.2010 13:12:12
Прохожий, а это не вы по воскресеньям ходите кругами вокруг "мерзкого места" с картинками в руках?
Груша
02.03.2010 14:10:01
Не знаю, кто там ходит, но ведь доходится... Переселитесь вы рано или поздно в клуб новый настоящий имени какой-нибудь музы. Будет вам и орган, и белка...
А хозяйничать в краденом всё же нехорошо, не находите?
А "картинками" вы, надо понимать, иконы величаете. Да, глубине вашей культурологической поразиться можно. Музыкой навеяло?
Прохожий.
02.03.2010 14:19:06
Краденое, говорите?
"Более того, к 1917 году Русская Церковь, как это ни парадоксально, почти не имела своего имущества, поскольку оно уже более двух столетий принадлежало государству. Национализация церковной собственности началась еще при Петре I, когда, после упразднения патриаршества и учреждения Священного Синода, этому крупнейшему государственному учреждению перешло в ведение все церковное имущество. Этот процесс завершился указом Екатерины II 1763 года, когда все владение Церкви было секуляризовано, т.е. национализировано и переведено в царскую, т.е. государственную казну. Таким образом, пресловутым указом 1918 года о национализации церковного имущества советская власть лишь подтверждала свою преемственность царской политике в отношении церковной собственности"
http://warrax.net/Satan/mm/church_money.htm
Не говоря уже о том, что в свое время местные власти по уговору с РПЦ расплатились (или компенсировали моральный ущерб, что точнее), построив несколько новых храмов.
А что загубить уникальный орган, один из лучших в Европе, который, между прочим, собирает побольше публики, чем церкви в обычный воскресный день, так на это плевать. Действительно, духовность-то у нас только с крестиками бывает
Груша
02.03.2010 15:48:51
К чему эти юридические экскурсы? И ссылка хороша Satan!
Факт в том, что храм этот строил на свои деньги православный купец, как памятник Царю-освободителю Александру II, а посему он был посвящён св. прав. князю Александру Невскому, прославленному за его борьбу с латинянами-немцами (это именно у них, кстати, приняты органы). Потом пришёл гегемон и всё пошло прахом... Чего только не было в храме. Но времена меняются и его начали реставрировать. Вот спасибо! Вас выкинули из квартиры, но потом вставили в неё евроокна... Кресты решили не ставить, а воткнули шпили. Чуть позже, когда стало не так вольготно измываться над Церковью водрузили кресты, доказав в печати, что это и не кресты вовсе, а некие солярные символы... Такм образом мерзость запустения прикрылась благообразным евроремонтом, оставшись мерзостью.
Сейчас вам говорят: евроокна - вешь хорошая, но мы обойдёмся и без них, но благоволите вернуть квартирку то... Жутко не хочется! Народ - потомки православных - валом валит, вот и свадебки играют на пародии венчания. Satan... Кудыж нам податься, имя то нам Легион, ибо нас много?
Так вот, неважно куда...
А духовность она от Духа, потому, без крестика и невозможна. У вас же душевность: порывы там всякие и т.п. Ну да что там... Очень хорошая у вас ссылочка, сама за себя говорит: Satan...
Прохожий.
02.03.2010 16:09:11
На сайте с таким непритным вам названием всего лишь перепечатка материала с сайта "Вестей" 10-летней давности. Просто на сайте "Вестей" нет архива, который бы сохранял так долго свои материалы. Только и всего. Если даже на "сатанинском" ресурсе напечатать таблицу умножения, она от этого не станет неправильной.
Груша
02.03.2010 17:50:47
А ручки-то коротки, только и можете в интернетах махать? Эх, прохожий, прохожий... Идите уже. Путешественник. Путник.
ВВЦ
02.03.2010 17:57:55
Какой шикарный образчик ПГМ. И высокодуховностью поплескался, и грамотностью порадовал, и о "не судите" не забыл. Сразу видно высококультурного православного! Как нимб-то, не жмёт пока?
ВВЦ
02.03.2010 14:41:16
Страницы: 1 2 3 4 След.