Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Церковь и общество едины в стремлении к добру

03.03.2010
Митрополит Челябинский и Златоустовский Иов отвечает на вопросы "Челябинского рабочего"

Лидия ПАНФИЛОВА

Челябинск

Торжество современных технологий, ставшее приметой нового, ХХI века, не отменяет ценностей, накопленных человеческой цивилизацией за время своей истории. Более того: чем дальше мы продвигаемся по пути научно-технического прогресса, тем больше ценим доброту, милосердие, сострадание, простое человеческое участие, недостаток которых, возможно, и стал одной из глубинных причин мирового кризиса. О том, какую лепту в возрождение духовности вносит церковь, в каких аспектах деятельности она сотрудничает с государством и какова основа этого сотрудничества - беседа корреспондента "Челябинского рабочего" с правящим архиереем Челябинской епархии, митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом.

--  Ваше преосвященство, есть такое выражение - "симфония церкви и государства". Что это такое? Расскажите об этом на примере Челябинской епархии.

Митрополит Челябинский и Златоустовский Иов отвечает на вопросы "Челябинского рабочего"

Лидия ПАНФИЛОВА

Челябинск

Торжество современных технологий, ставшее приметой нового, ХХI века, не отменяет ценностей, накопленных человеческой цивилизацией за время своей истории. Более того: чем дальше мы продвигаемся по пути научно-технического прогресса, тем больше ценим доброту, милосердие, сострадание, простое человеческое участие, недостаток которых, возможно, и стал одной из глубинных причин мирового кризиса. О том, какую лепту в возрождение духовности вносит церковь, в каких аспектах деятельности она сотрудничает с государством и какова основа этого сотрудничества - беседа корреспондента "Челябинского рабочего" с правящим архиереем Челябинской епархии, митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом.

-- Ваше преосвященство, есть такое выражение - "симфония церкви и государства". Что это такое? Расскажите об этом на примере Челябинской епархии.

-- Симфония церкви и государства означает их взаимодействие, согласие, умение договариваться в тех областях, которые имеют отношение к духовной жизни людей, их нравственности. Отделять церковь от общества нельзя: это одни и те же люди. И само государство заинтересовано в том, чтобы населяющий его народ был физически и нравственно здоровым и способным решать экономические, социальные задачи и проблемы. В этом суть церковно-государственных отношений сегодня.

Челябинская епархия за последние годы окрепла. К моему приезду в 1996 году имелось не более 50 приходов, многие из которых находились в полуразрушенных храмах или молитвенных домах. Немало храмовых сооружений продолжали пустовать. Но начался духовный подъем, люди стали обращаться к вере своих предков - православию. Из городов и районов области в епархию стали поступать просьбы от верующих об открытии приходов, восстановлении старых и строительстве новых храмов на месте разрушенных. В эти годы в области было принято соглашение о сотрудничестве, подписанное губернатором П. Суминым и покойным Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Сегодня в епархии действует более 150 приходов.

Важная область сотрудничества епархии и администрации области - предотвращение конфликтов на национальной и религиозной почве. У православия накоплен многовековой опыт мирного сосуществования с представителями многочисленных народов и племен разных исповеданий. Представители власти, равно как и традиционных религий, заинтересованы в укреплении семьи, развитии здравоохранения, образования, выступают против насилия, безнравственности и других язв, поразивших наше общество. Все народы помимо сохранения своей культуры стремятся обрести духовно-нравственные ценности. Все это служит основой для сотрудничества государства и религиозных конфессий.

-- Духовенство и миряне вверенной вам, владыка, епархии реализуют ряд проектов в области благотворительности, просвещения и военно-патриотического воспитания. Какие из них самые значимые?

-- Все инициативы, которые Челябинская епархия осуществляет на территории области, соответствуют духу и содержанию важного церковного документа - "Основам социальной концепции Русской православной церкви". У нас есть сестричества в Челябинске и Аше, где женщины бескорыстно служат ближнему, попавшему на больничную койку. Особое попечение об одиноких немощных людях, оказавшихся без поддержки родных и близких. Оказывается помощь и тем, кто желает освободиться от пагубных привычек: пьянства, наркомании, курения. Так, при храмах святого Василия Великого и иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша" в Челябинске несколько лет действуют общественные объединения "Трезвение" и "Воскресение".

В области набирает силу православное молодежное движение: общество "Держись!" при кафедральном соборе, братство следопытов "Россич", клуб "Глас" в Челябинске, молодежный центр "Альфа и омега" в Магнитогорске, общество "Зов" в Троицке. Военно-патриотическое молодежное движение "Воин", организованное в 2004 году при Свято-Троицком храме Челябинска, стало школой резерва для подразделений специального назначения в Уральском округе внутренних войск. "Воин" воспитывает ребят в духе любви к России, ее народу. В 2009 году юные воспитанники посетили Беслан, где пообщались с ребятами из школы N 1, уцелевшими во время нападения террористов, а также с родителями детей, которые погибли в школе.

-- Сейчас многие говорят о необходимости реформирования церковного богослужения и древних традиций, в частности, о переводе старославянских текстов на русский, а также о том, чтобы сделать службы в храмах не столь аскетичными - поставить скамейки, пандусы для инвалидов. Правомерна ли, по-вашему, такая постановка вопроса?

-- Современный человек ищет комфорта. Церковь, напротив, учит умению ограничивать себя, стремиться к аскетической жизни, помня слова Христа о том, что путь в будущую жизнь - в Царство Небесное - узок: "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата" (Евангелие от Луки, 13,24).

Вопрос о реформировании церкви, ее устоев и традиций обычно поднимают те, кто в церковь не ходит. Но если спросить тех, кто постоянно посещает храм, каждый будет отстаивать традиционные ценности православного богослужения. Выучить церковнославянский язык, чтобы понять красоту и глубокое содержание молитво-словий, значительно легче, нежели освоить английский или испанский. В богослужебном языке много слов, понятных любому русскому человеку. И скамейки для желающих в храмах есть. Только сидят на них в основном немощные люди или дети. А у кого есть силы, предпочитают на службе стоять, как пред Богом. В этом случае и молитва, и восприятие слова Божиего совершенно иное. Это вам подтвердит любой православный, кто имеет хотя бы малый опыт молитвы. Так что проблема не в языке и не в скамейках, а в потребности человека духовно расти и прийти в храм, чтобы соборно помолиться Богу за себя, своих близких, за весь мир.

-- Должны ли быть у РПЦ как традиционной религии большинства россиян преимущества перед остальными конфессиями?

-- В нашем Отечестве все традиционные религии равны, и каждая выполняет свою духовную задачу, прививая людям понятия добра, любви, справедливости. Преимущество наше только в одном: людей, исповедующих православие, даже по официальной статистике значительно больше, чем представителей других конфессий. Сегодня в Челябинской области более 60 процентов населения называют себя православными, 13 процентов - мусульмане и 1 процент - представители других конфессий. И с этим раскладом сил государству и обществу приходится считаться.

-- В последнее время деятельность РПЦ стала более активной. Церковь, которая обычно не вмешивалась в дела государства, изменила свою позицию?

-- Церковь по-прежнему отделена от государства. И эта дистанция сохранится всегда: их природы различны. Например, церковь никогда не принимает участия в политических процессах. Но это не значит, что верующий человек не должен участвовать в политической работе и в управлении государством. Сегодня мы становимся свидетелями того, как в политических партиях и государственных структурах возрастает число людей, нравственность которых основана на исполнении Божиих заповедей. И в самом обществе, которое сегодня тяжело болеет недугами (пьянство, наркомания, распад семейных связей, преступность), многие понимают, что без духовного подъема мы и Россию не сохраним как государство, и себя потеряем как народ. Но поскольку Русская православная церковь сумела сберечь патриархальные устои и традиции, на которых веками стояло русское государство, то, естественно, взоры многих обратились к ней.

-- Надо ли вводить в школах "Основы православной культуры"?

-- Несомненно. Для православных - основы православной культуры, для мусульман - основы ислама, для иудеев - основы иудаизма, для неверующих - основы религиозных культур и светской этики, на выбор. Здесь никто никого ни к чему не должен принуждать, поэтому страхи скептиков безосновательны. К тому же вопрос этот уже окончательно решен на уровне правительства. На последних Рождественских чтениях министр образования А. Фурсенко заявил о необходимости внедрения уроков духовно-нравственного воспитания в современной школе. Для этого имеется много методических пособий, написаны учебники, начинается подготовка учительских кадров.

-- Ваше преосвященство, выскажите свою позицию по органному залу на Алом поле в Челябинске.

-- Как христианин и правящий архиерей я был бы сердечно рад тому, если бы храм святого благоверного князя Александра Невского, построенный в прошлом веке на средства верующих, где сегодня размещен органный зал, вернули церкви. Здание с церковными куполами и православными крестами должно отвечать своему назначению - быть домом Божиим, домом молитвы. Но сегодня ситуация складывается непростая. Мы не можем требовать возвращения здания до тех пор, пока не найдут подходящего помещения для органа и сотрудников концертного зала. Самым мудрым решением было бы построить для них новую концертную площадку. Решение этой проблемы - в компетенции органов власти.

Пример других епархий тоже свидетельствует о том, что передача церковной собственности никогда не осуществляется силовыми методами. Это позиция Святейшего Патриарха и церкви. Все решения должны приниматься в мирном духе - духе любви, согласия и взаимопонимания. Если этого нет, значит, время еще не пришло. К тому же нас сильно смущает, что рядом с храмом святого Александра Невского находится развлекательно-игровой комплекс, по сути, ночной клуб. Если верующим храм вернут, такое соседство канонически и нравственно недопустимо.

-- Как в Челябинской епархии решается кадровая проблема и есть ли необходимость в организации духовной семинарии?

-- В Челябинске при Свято-Симеоновском кафедральном соборе несколько лет действует духовное училище, где желающие служить в храме получают для этого необходимые знания. А по окончании училища можно продолжить образование в духовной семинарии или академии. В настоящее время в нашем училище проходят подготовку всего семь человек, хотя мы имеем возможность принять на учебу больше людей. К сожалению, немногие решаются посвятить себя служению церкви. Это вопрос личной веры человека, и принуждение здесь также недопустимо.

-- Сегодняшнее поколение россиян любит порассуждать о чуде, о внезапном решении проблем, обогащении и т.д. Похоже, мы разучились работать, ожидая, что богатство само собой упадет на нас с неба и острые вопросы разрешатся примерно так же. Что же такое чудо и доводилось ли вам встречаться с этим явлением?

-- Истинное чудо - это результат глубокой веры человека в Божественную помощь. Чудо - это когда нарушается естественный ход вещей, определенный законами природы. Будучи послушником в скиту Почаевской лавры (это было в 50-е годы), я стал свидетелем чуда. Женщина, у которой болели ноги так, что она передвигалась только с посторонней помощью, после того как приложилась с верой к образу Почаевской Божией Матери, была исцелена и вскоре пошла своими ногами. Но местные власти сделали все, чтобы этот факт не получил широкой огласки. И братия лавры много претерпела тогда от гонений богоборцев. Но главное чудо, по словам святых отцов, - это покаяние человеческой души и следующее за ним духовное преображение личности.

-- Остается ли у вас время на чтение светской литературы и если да, то какие ваши любимые авторы? Читаете ли вы "Челябинский рабочий" и вообще откуда черпаете информацию о происходящем в мире, стране и области - из газет, ТВ, Интернета?

-- Род моей деятельности обязывает читать больше богослужебную и духовную литературу. Так, из творений святых отцов церкви чаще всего обращаюсь к сочинениям святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Игнатия Брянчанинова. Также читаю современную духовную литературу. А вот светскую литературу читать некогда. Для того чтобы быть в курсе событий нашей области, приходится смотреть по телевидению новости. Из газеты "Челябинский рабочий" также узнаю новости региона.

Комментарии
Комментариев пока нет