Новости

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Молодой человек четыре месяца находился в федеральном розыске.

Девушка похитила из квартиры хозяев золотые украшения на сумму 245 тысяч рублей.

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Креативные специалисты для российской экономики

24.03.2010
Глобальные изменения диктуют необходимость подготовки качественно новых специалистов

"Родители дарят нам только жизнь, а учителя - добрую жизнь". Эта фраза принадлежит великому мыслителю Аристотелю. Справедливость слов древнегреческого философа могут подтвердить тысячи специалистов, подготовленных доктором экономических наук профессором Виктором  БАРХАТОВЫМ. Все они, в какой бы отрасли сегодня ни работали, с полным правом могут называть его своим Учителем. Именно так, с большой буквы.

Глобальные изменения диктуют необходимость подготовки качественно новых специалистов

"Родители дарят нам только жизнь, а учителя - добрую жизнь". Эта фраза принадлежит великому мыслителю Аристотелю. Справедливость слов древнегреческого философа могут подтвердить тысячи специалистов, подготовленных доктором экономических наук профессором Виктором БАРХАТОВЫМ. Все они, в какой бы отрасли сегодня ни работали, с полным правом могут называть его своим Учителем. Именно так, с большой буквы.

Сегодня директор Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Виктор Иванович БАРХАТОВ отмечает 40-летие своей научно-преподавательской деятельности.

-- Виктор Иванович, где начинался этот путь? И кто вам открыл дорогу в большую науку?

-- Ровно 40 лет назад я был принят на кафедру политэкономии Челябинского политехнического института. Эта кафедра воспитала целую плеяду крупных ученых. В то время кафедрой заведовал Александр Кондратьевич Орлов. Мое становление как преподавателя связано именно с ним. А в более широком плане меня воспитал академик Леонид Иванович Абалкин. В то время он заведовал кафедрой политэкономии московского института народного хозяйства имени Плеханова. У него в аспирантуре я и учился. Кстати, там же я и докторскую диссертацию защищал. Так что значительная часть моей научной деятельности связана с московской "плехановской" школой.

-- Прошло время, и вы стали основоположником собственного направления в экономической науке. У вашей научной школы мудреное название - "Институциональные преобразования в трансформационной экономике". Можете расшифровать для непосвященного?

-- Если брать Запад, то там экономические отношения были построены на основе частной собственности. В СССР - на основе государственной собственности. Современная Россия, ввиду того что находится в режиме трансформации и переходного периода, вынуждена создавать институты, которые соответствовали бы новым формам движения капитала: иную банковскую, налоговую, фондовую системы. Наш институт как раз и изучает их взаимодействие. На эту тему защищено около десятка диссертаций.

-- Экономисты всегда находятся на острие критики. Если в государственной машине заело какое-то "колесико", то сразу говорят: "Это экономисты не предусмотрели".

-- Экономика - очень сложная наука. Здесь приходится принимать во внимание гораздо больше факторов, чем в той же физике. Одни и те же законы в разных странах могут действовать совершенно по-разному. Почему? Да просто потому, что свое влияние оказывают поведенческие особенности миллионов людей. Но экономическая наука ищет и находит способы минимизировать последствия хаоса, предотвратить неопределенность и риски.

-- Может, ваша наука даст ответ на вопрос, который мучает миллионы соотечественников: в каком направлении движется сегодня российское общество? Что мы строим? Неужели капитализм?

-- Да, капитализм. Есть определенные законы развития общества, от них никуда не денешься. Если мы у себя допустили рынок, разрешили частную собственность, то это уже само по себе предполагает капиталистическую модель, как бы мы ни относились к понятию "капитализм". Справедливости ради следует признать: ни одной общественной системе до сих пор не удалось решить главную проблему - проблему отчуждения собственности.

-- Но сегодня уже слышны голоса ученых, которые утверждают: человечество готовится перепрыгнуть из капитализма в качественно новую стадию развития - стадию постиндустриального общества.

-- Именно поэтому сегодня в нашей стране на повестке дня остро стоит вопрос "выращивания" совершенно новых институтов. Тех, что обеспечат переход России к постиндустриальному обществу, к ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ. Это когда в основе развития государства стоит создание не материального, а интеллектуального продукта. Если Россия не хочет оставаться на задворках прогресса, ей предстоит воспитать целое поколение новаторов. А кто будет этим заниматься? Конечно, высшая школа, которая должна улавливать современные тенденции и готовить специалистов завтрашнего дня - ученых, обладающих фундаментальными знаниями. Чем, собственно, наш институт успешно и занимается.

-- Выходит, существующая система российского высшего образования вошла в противоречие с общемировыми тенденциями?

-- Экономике знаний требуются раскрепощенные личности. А сегодня российская высшая школа воспитывает в основном простого работника. Это одна из причин того, что мы медленно вливаемся в общемировой процесс.

-- Отсюда и вопрос: а не останется Россия вновь в стороне от общемировых процессов?

-- Везде процесс преобразований упирается в национальные особенности. Экономика любой страны специфична. Да, для России характерен определенный консерватизм, многие новшества мы воспринимаем с трудом. Но рано или поздно создается критическая масса, и страна совершает прорыв. Так было и с атомной бомбой, так было и с первым спутником. Мы в России привыкли к резким рывкам, скачкам.

-- Виктор Иванович, не боитесь, что у читателя может сложиться мнение, что ваш институт занимается сугубо схоластической, оторванной от жизни наукой?

-- Знаете, экономическая наука всегда носит и прикладной характер. Ни о какой оторванности от реалий речи не идет. Наши студенты пишут практические дипломы на "живых" предприятиях, мы постоянно взаимодействуем с бизнесом, с производством, с органами власти: В свое время мы даже разрабатывали модель развития экономики Челябинской области. Но сегодня элита настороженно относится к науке. А жаль, ведь без сотрудничества с учеными теряется способность прогнозирования. Между прочим, у нас в институте есть направление, которое занимается транснациональными корпорациями. Мы изучаем их особенности, закономерности развития. Зачем? А для того, чтобы помочь нашему крупному бизнесу быстрее адаптироваться на мировых рынках. Планируем готовить студентов и по чисто инженерным специальностям. Но в отличие от других вузов наш выпускник будет нацелен не на какую-то узкую тему, а на проблемы всей отрасли, будь то нефтегазовая, металлургическая, энергетика. Нынешнее инженерное образование должно опережать свое время.

-- Окружающие вас люди подчеркивают еще одно качество профессора Бархатова - отменные менеджерские качества. Признайтесь, Виктор Иванович, откуда они у вас?

-- Управленческая закваска у меня, наверное, еще со школы. В 60-м году в Артеке я был председателем совета пионерского отряда, потом - комсомольским вожаком на факультете. Избирался заместителем секретаря комитета ВЛКСМ ЧПИ, был командиром и комиссаром студенческого стройотряда. За работу в студенческом отряде меня наградили медалью "За освоение целинных земель".

-- Виктор Иванович, четыре десятилетия - срок немалый. Скажите, что вы считаете своим наивысшим педагогическим достижением?

-- Да, 40 лет - это серьезно. Ставлю себе в заслугу то, что я подготовил ряд специалистов в области экономической теории, которые впоследствии стали кандидатами, докторами. В лихолетье 90-х, когда наука никому не была нужна, я собрал вокруг себя людей и воспитал тех, кто через несколько лет будет определять лицо челябинской экономической науки. Я ни разу не пожалел, что выбрал эту стезю, что всю свою жизнь посвятил науке.

Михаил ЯРОСЛАВЦЕВ

Виктор Иванович Бархатов родился в 1946 году в Нязепетровске Челябинской области. Окончил Челябинский политехнический институт.

Научной и преподавательской деятельностью занимается с 1970 года. С 1986 по 2005 год - заведующий кафедрой "Экономическая теория и мировая экономика" ЮУрГУ, с 1999 по 2005 год - декан факультета экономики и управления ЮУрГУ. С 2005 года - директор Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета.

Доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный член Академии гуманитарных наук, действительный член Международной академии науки и практики организации производства, член-корреспондент Российской академии естествознания, действительный член Европейской академии естествознания, имеет сертификат пост-доктора наук Великобритании, лауреат конкурса "Лучший менеджер России", заместитель председателя Совета ДМ 212.296.06 по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата экономических наук.

Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, медалью Жукова, орденом "Слава нации" II степени, серебряной медалью имени В.И. Вернадского.

Комментарии
Комментариев пока нет