Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Вопреки "Кочке зрения"

09.10.2002

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск
В минувшую пятницу в Челябинском академическом театре драмы играли премьеру. Борис Горбачевский, главный режиссер златоустовского "Омнибуса", поставил здесь "Анну Кристи", одну из первых пьес нобелевского лауреата Юджина О'Нила. Ситуация, которую описал американский драматург в начале прошлого века, дает повод режиссеру делать параллели с сегодняшней российской жизнью. Трагедия утраченных иллюзий и втоптанных в грязь идеалов рождает нового положительного героя, поиски которого остаются одной из важнейших задач, стоящих перед современным российским театром.
- Борис Сергеевич, во-первых, почему Юджин О'Нил?
- Я вижу большой недостаток в нашей жизни - бесхарактерность людей.

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

В минувшую пятницу в Челябинском академическом театре драмы играли премьеру. Борис Горбачевский, главный режиссер златоустовского "Омнибуса", поставил здесь "Анну Кристи", одну из первых пьес нобелевского лауреата Юджина О'Нила. Ситуация, которую описал американский драматург в начале прошлого века, дает повод режиссеру делать параллели с сегодняшней российской жизнью. Трагедия утраченных иллюзий и втоптанных в грязь идеалов рождает нового положительного героя, поиски которого остаются одной из важнейших задач, стоящих перед современным российским театром.

-- Борис Сергеевич, во-первых, почему Юджин О'Нил?

-- Я вижу большой недостаток в нашей жизни - бесхарактерность людей. Бесхребетность, безынициативность приводят к снижению любой нации. У Юджина О'Нила страстные личности. Отсутствие сегодня у молодежи страстности, какое я вижу, чревато многими проблемами. Мне кажется, когда люди видят страстный, сильный характер, это притягивает внимание.

-- А как страстность должна проявляться в жизни?

-- В позиции. Не обязательно кричать и топать ногами. Вот есть точка зрения и есть кочка зрения. Я для себя так определяю. Когда человек думает о своих проблемах, не обращая внимания на то, что творится вокруг с людьми, - это и есть кочка зрения.

-- Эта пьеса - ваш выбор или пожелание художественного руководителя театра?

-- Режиссер должен иметь свой портфель сочиненных им спектаклей. А потом наступает момент, подбирается группа актеров, находится художник. И в этом случае было то же. Когда с Наумом Юрьевичем Орловым возник разговор о возможности постановки спектакля здесь, мы сошлись на этом сложном, опасном, я бы сказал, произведении. Я ставил О'Нила в 1989 году - "Страсти под вязами". Это драматургия высокого порядка.

-- И весьма непростая:

-- Очень сложная! Для исполнения этих ролей требуются актеры-личности, которые обладали бы романтическим пониманием мира, а не бытовым. Сейчас, к сожалению, в театрах актеры тяготеют к бытовому мироощущению. Это не их вина - время такое. Становится понятным, почему и Шекспира они не могут играть, как и Чехова, и Ибсена, и Достоевского:

-- Вы сказали "романтическое понимание мира", что это?

-- Мне интересен поэтический театр. Это не значит, что спектакль в стихах. Поэтический театр - театр, очищенный от быта, театр условный, острой формы при очень глубокой разработке психологического ряда. Здесь требуются мощные драматурги, которые выписывают характеры сильных людей, наделенных мощной энергетикой. В этих людях есть стремление преобразовать окружающий мир. Они лидеры, борцы. Сейчас не каждый актер может выйти на этот уровень энергетики. Их - единицы. Для меня таковым был Николай Симонов, сегодня - Михаил Ульянов. На периферии, надо заметить, есть такие актеры, особенно на Урале и в Сибири. И в челябинской труппе такие актеры есть.

-- Многие зрители обратили внимание на необычную сценографию спектакля. Эта огромная баржа, как "Титаник", возникающая во втором действии:

-- В пьесе О'Нила место действия - каюта с низким потолком, замкнутое пространство. Но меня как режиссера это не устраивало. Мне нужно было все вынести на воздух. И когда петербургский художник Валентин Александров предложил это коварное открытое пространство, я согласился. Мое видение этой истории как раз вписывается в этот "открытый космос". Здесь от актеров требуется особая энергетика, особые затраты, особая подача мысли - без аффектации, без котурнов. Это важно для поэтического театра: аффектация делает актера лживым. В бытовом театре есть, кстати, такая формулировка - актер, играющий роль. Актер-персонаж. В поэтическом театре актер должен жить логикой персонажа, а не играть его.

-- Какая мысль для вас была наиболее интересной в "Анне Кристи"?

-- Когда я для себя открыл Юджина О'Нила, он меня удивил сочетанием противоположностей: жесткий человек, заматеревший, и вместе с тем обладающий тонким ощущением мира и человека. У него в пьесах нет черного и белого, здесь все смешано. В "Анне Кристи" главный для меня смысл таков: человек без мечты жить не может. Это его будущее, смысл его жизни...

-- Как вам работалось с актерами?

-- Актеров я призывал: нужно не горлом кричать, а душой, тогда в зрительном зале обязательно поймут, что это про них. Неточное определение актеров на роль грозило провалом. О'Нил - кинематографичный драматург, он писал свои пьесы фрагментами, кадрами. Он всегда выписывал характеры, которые несут черты типажности. Мы долго с Наумом Юрьевичем выискивали Криса. Крис, по гамбургскому счету, - Жан Габен.

-- В тексте он худощав:

-- А это неважно, тут характер должен быть. Так возник Герман Всеволодович Медовщиков.

-- За что зацепились?

-- Замкнутость. Глаз, который все улавливает вокруг, своеобразная мудрость. Сложность в характере. Герман Всеволодович всегда дотошно до всего доискивается. Эти черты характера прилагаются к Крису. То же и с Анной. Елену Дубовицкую я давно уже знаю как актрису. Когда я перечел пьесу, я сразу увидел ее - с рыжей копной волос. Потом Лена, как мне показалось, тяготеет к поэтическому театру. Она не играет, но очень точно существует в этой среде. Интересен Бэрк в исполнении Алексея Мартынова. Он никогда таких ролей не получал. Бэрк - натура страстная, человек-танк, который только свои цели преследует и не слышит другого. Алексей же - актер тонкий, читающий, интеллектуал. Здесь его интеллигентность совместилась с грубой логикой Бэрка и дала, мне кажется, объем. Вообще, старшее и среднее поколение челябинской труппы очень сильное. С очень хорошей школой, и они все - личности. Даже небольшая роль Марти у Антонины Васильевны Готовцевой запоминается. Видно, что у актрисы свой взгляд на жизнь, четкое и точное понимание роли.

-- Для вас Анна Кристи олицетворяет столь чаемый сегодня образ положительного героя, но она не столь великодушна, чтобы, к примеру, простить отца:

-- Анна - это идея. О'Нил предлагает героя сложного, который был рожден с качествами положительного, но жизнь и среда эти внутренние критерии ломают. Анна не предала своих критериев. Я думаю, она изменит свое отношение к отцу. Когда станет-таки женой Бэрка, когда родит ребенка:

-- А вы видите продолжение этой истории?

-- Исходя из логики пьесы - да. Мы сейчас понимаем, что такое рынок, что в нем все - товар, и сам человек. Он должен доказывать свою цену, драться за место. И герои вынуждены были драться, но за этим они начали терять самих себя. Вот в чем драма. n

Комментарии
Комментариев пока нет