Новости

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Почему людей тошнит от Ксении Собчак?

13.04.2010
Профессор Александр Короченский считает, что российской модернизации нужны "медиаграмотные" граждане

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Недавно в Челябинском госуниверситете прошла научная конференция "Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе". Одним из главных докладчиков стал декан факультета журналистики Белгородского государственного университета, доктор филологических наук, профессор Александр КОРОЧЕНСКИЙ. Он - создатель теории так называемой медиакритики, целого направления в науке, осмысляющего процессы, происходящие в сфере средств массовой коммуникации. Как выясняется, осмыслять есть что. Почему на нашем телевидении так много Ксении Собчак и так мало просветительских программ? Как мог один майор Дымовский переплюнуть рейтинги главных телеканалов? В чем тайный мессидж сериалов "Бригада" и "Школа"? Наука, исследующая мир медиа, может быть не менее интересной, чем хороший детектив.

Профессор Александр Короченский считает, что российской модернизации нужны "медиаграмотные" граждане

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Недавно в Челябинском госуниверситете прошла научная конференция "Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе". Одним из главных докладчиков стал декан факультета журналистики Белгородского государственного университета, доктор филологических наук, профессор Александр КОРОЧЕНСКИЙ. Он - создатель теории так называемой медиакритики, целого направления в науке, осмысляющего процессы, происходящие в сфере средств массовой коммуникации. Как выясняется, осмыслять есть что. Почему на нашем телевидении так много Ксении Собчак и так мало просветительских программ? Как мог один майор Дымовский переплюнуть рейтинги главных телеканалов? В чем тайный мессидж сериалов "Бригада" и "Школа"? Наука, исследующая мир медиа, может быть не менее интересной, чем хороший детектив.

Что такое медиакритика и с чем ее едят

-- Александр Петрович, что означает термин "медиакритика"?

-- Медиакритика - калька от термина mediacriticism, существующего в англоязычной коммуникативистике. Критика в данном случае - это не ругань, а в первую очередь познание. Я понимаю ее как журналистскую критику средств массовой информации. Строго говоря, медиакритика существовала и до теории о ней. Причем даже в советские времена. Газета "Правда", к примеру, публиковала критический обзор областных газет. Областные могли публиковать критический обзор районных. И так далее:

-- В ту пору существовали четкие идеологические критерии. А сейчас? Может ли один журналист критиковать другого?

-- Не только журналисты журналистов должны критиковать, но и граждане тоже. Мы же с вами все потребители медийных продуктов и услуг. А кто защищает наши права? Вам продали некачественные туфли - вы можете обратиться, например, в Союз защиты потребителей. А если "впарили" некачественную информацию? Или ваших детей кормят телепрограммами, которые являются ущербными в нравственном отношении, создают искаженное представление о действительности. Куда пойдете?

Предмет медиакритики - социальное функционирование СМИ. Не просто творчество журналиста, а взаимодействие СМИ с обществом. И ответная реакция общества может происходить в виде медиакритики.

-- В каких формах может существовать такая критика?

-- Их несколько. Научно-экспертная, или академическая, медиакритика. Когда медиасфера подвергается анализу и оценке учеными и специалистами.

Вторая ипостась - внутрицеховая, или профессиональная, медиа-критика. Когда журналисты друг друга критикуют. Вот в журнале "Журналист" Анри Вартанов раскладывает телевидение, а Никита Вайонен - газетчиков.

-- Еще есть Ирина Петровская в "Известиях" :

-- А это уже третья группа, когда эксперт обращается к обществу, массовой аудитории.

Не прикидывайтесь каннибалами!

-- Вы как эксперт можете разобрать недавний скандальный случай, когда журналист написал колонку о том, что детей-инвалидов надо убивать, "чтобы не мучались"?

-- Если это журналистская провокация, то способ выбран не очень хороший, неэтичный. Для того чтобы бороться с каннибализмом, не обязательно каннибалом прикидываться. Почему обязательно журналист должен был эту идею выдвигать? Пройди по улице, сделай мини-опрос и напиши, что есть в обществе люди (а они есть), которые так считают.

-- А в чем разница, ведь людоедская идея озвучивается в любом случае?

-- Журналист в данном случае не частное лицо. Он провозглашает эти идеи от имени прессы, то есть общественного института.

-- Вы думаете, людям до сих пор так важен статус журналиста?

-- У нас к слову журналиста, писателя относятся более чувствительно, чем в других странах. По крайней мере, относились. В начале 90-х годов уровень доверия общества к СМИ составлял более 70 процентов. Сейчас, когда происходит коммерциализация журналистики, он снижается.

-- Что происходит?

-- Содержание СМИ конфликтует с базовыми ценностями аудитории. Предположим, культивируется индивидуализм. Говорится, что быть богатым-знаменитым - равносильно общественному успеху. Показательна реакция аудитории на Ксению Собчак. 80 процентов моих студентов - а это ведь молодые люди - говорят, что их от нее тошнит. Обилие низкопробных, скандальных телепередач привело к тому, что у людей появилась масса претензий к СМИ. Граждане обнаруживают, что их обманывают перед выборами, пичкают коммерческой рекламой. Появляется ответная реакция - падение доверия к СМИ. К чему это приводит? СМИ частично обесцениваются как инструмент политического влияния, консолидации общества, даже как коммерческий инструмент. СМИ превращаются в нестреляющее ружье - когда надо будет, оно даст осечку.

Нужная последовательность

-- Это проблема журналистов?

-- Это проблема общественной модели, на данном историческом этапе. Мы живем в некоей постсоветской формации, в которой такая журналистика существует даже невзирая на общественные протесты. Скажем, многим не нравится, что нет развивающих передач на ТВ. Создать что-нибудь скандальное проще и дешевле. А серьезные, особенно аналитические, материалы требуют усилий, времени и материальных затрат. Например, расследовательская журналистика. Проще отделаться дешевым скандалом. Чернуха эффект производит, эмоциональный отклик дает, а обходится дешевле. Однако имеются и долговременные последствия. Коммерческая модель журналистики формирует аудиторию под себя.

-- Эта проблема имеет решение в рамках рыночной экономики?

-- Страны Запада нашли компенсирующий вариант. Там существуют общественные СМИ. Начиная с муниципального уровня, а самый известный пример - ВВС. Ее финансируют граждане: государство собирает налог с владельцев телевизоров - что-то около 200 фунтов в год.

-- А для граждан России сколько могло бы стоить настоящее общественное телевидение?

-- Были подсчеты, точно не помню, но сумма получается небольшая. Не обязательно ведь делать что-то в масштабах ВВС. У нее один из крупнейших медийных бюджетов. Главное - цели иные: качественная информация, просвещение и развлечение. Именно в этой последовательности! И, кстати, это даже может приносить деньги. Включите наше телевидение - очень многие развивающие программы сделаны на ВВС.

Тайные мессиджи сериалов

-- Нашумевший сериал "Школа", на ваш взгляд, это коммерция или что-то большее?

-- Думаю, здесь целый комплекс. Почему создан? Кто дал деньги режиссеру? И главное - для чего его демонстрирует Первый канал? Эрнст говорит, чтобы показать болевые точки нашей системы образования. Но попутно есть здесь и элемент уничижения россиянина. Впрочем, если бы я посмотрел весь сериал, думаю, смог бы раскрыть мессидж.

-- А он тайный?

-- Есть мессиджи и скрытые, да. Взять к примеру, сериал "Бригада". В Киеве недавно была обезврежена подростковая банда. Они решили создать ее, посмотрев "Бригаду". Там ведь все красиво - дружба, благородство, взаимопомощь. И насыщенная жизнь, непохожая на жизнь рядового трудяги. При этом реальные бандитские дела там не показаны. Никого, грубо говоря, не гладили утюгом, паяльником не жгли:

-- В сериале этого не было?

-- Там были "разборки", но это же как рыцарские поединки, под пафосную музыку. А с той стороны - уж однозначно злодеи и подлость. Но "наши"-то совсем другие! И паяльник, разумеется, никогда в руках не держали: Там есть оправдание того, что произошло в 90-е годы. А если учесть, что создание сериалов часто спонсируется теневым капиталом, понятно, откуда такие мотивы.

Вирус "Пиарналистика"

-- Вы - автор и другого интересного термина: "пиарналистика". Что это такое?

-- Одна из причин падения доверия к СМИ - смешение, гибридизация журналистики и пиара. Иными словами, когда под видом журналистского продукта аудитории предъявляется пиар-продукт. Тут есть три возможных варианта. Первый. Журналисты откликаются на призывы пиар-служб. Сглотнули один раз, второй, третий - и вот уже постоянно освещают искусственно созданные события, забывая, что есть реальная жизнь и реальные проблемы. Пиар, таким образом, формирует повестку дня для прессы, которую пресса должна определять себе сама. Второй вариант - это публикация материалов на основе пресс-релизов. Журналист слегка их переделывает, а иногда просто ставит под ними свою подпись. Наконец, журналист полностью перерождается в пиармена, когда начинает писать заказные статьи.

-- То есть пиарналистика возникает, когда грань между пиаром и журналистикой становится зыбкой:

-- А она как раз четкая! Человек ведь подписывается на газету не для того, чтобы его пиаром кормили. Он хочет получить объективную информацию, которой бы он руководствовался, принимая свои решения. Есть исследования: более 60 процентов хочет иметь именно такую информацию.

-- Почему же у аналитических изданий тиражи падают?

-- Изменяются привычки потребления СМИ. Молодое поколение склонно не довольствоваться готовым набором информации, который предлагают газеты или телевидение. Интернет дает в этом плане большую мобильность. Плюс тот самый кризис доверия, который возник из-за пиарналистики. Причем недоверие распространяется не только на те СМИ, которые обманывали, а на институт прессы в целом.

-- И что будет дальше?

-- Боюсь, что газеты останутся уделом образованной, аналитически мыслящей части аудитории при условии, если будут отвечать запросам этой аудитории. Сильная сторона газеты - интерпретирующий, объясняющий элемент.

-- Аналитика?

-- Аналитика, но не обязательно только она. Это может быть эмоциональная интерпретация. Даже стеб - тоже способ интерпретации. Правда, самый дешевый: стебаться можно над всем, чем угодно:

Майор Дымовский и медиаобразование

-- Идеальный потребитель информации - кто он?

-- Это не только потребитель, а еще и активный гражданин. И гражданин, думаю, все-таки в первую очередь. Сейчас на Западе актуально понятие "медиаобразование". И, думаю, у нас уже тоже. Пора выводить медиаобразование на уровень учебных программ в вузах и школах. Но в России пока еще к медиаобразованию настороженное отношение.

-- Потому что не всем выгодно, чтобы потребитель информации смог отделять журналистику от пропаганды.

-- В том числе. Есть в медиаобразовании и технологическая часть: научить человека пользоваться Интернетом и компьютерными программами. Мы живем в медиатизированном обществе. Каждый человек может в нем самовыражаться, надо уметь это делать.

-- Как майор Дымовский?

-- К примеру, да. Один человек смог свой голос возвысить так, что его услышала вся страна.

-- И, что важно, это получилось очень недорого - видеокамера и компьютер! Несравнимо с мощью Первого канала:

-- Такая ассиметрия должна насторожить любую власть в мире, которая надеется на эффект дезинформации. Ситуация напоминает легенду о Давиде и Голиафе. В Штатах во время урагана "Катрина" большие СМИ успокаивали население: все нормально, принимаются меры, доставляются вода, питание. А люди в Новом Орлеане в это время видели другую реальность. И фиксировали ее на мобильные телефоны. Вскоре эти снимки были уже в Интернете. Заткнуть такой фонтан невозможно. А вспомним цунами в Таиланде - все съемки были сделаны любительскими камерами. Новые технические возможности уравнивают профессиональных коммуникаторов с непрофессиональными.

-- Здесь мы подходим к фигуре профессионала СМИ. Кто он?

-- Тоже активный гражданин в первую очередь! Непрофессионалы не заменят журналистов полностью, так как не владеют специальными методиками работы с информацией. В море информации должны быть лоцманы. Не каждый способен анализировать происходящее.

Я бы не противопоставлял, скажем, журналиста и блоггера. Мы наблюдаем естественный процесс - демократизацию медиадискурса, когда все больше людей получают возможность высказаться, участвовать в обсуждении общественных вопросов. Однако при этом общество в целом должно становиться более грамотным, культурным, цивилизованным. Сами граждане могут формулировать какие-то задачи для социума и государства. На Западе ведь тоже не сразу все появилось - и общественное вещание, и необходимость медиаобразования для всех.

-- А каким мог бы быть главный аргумент для нашей власти в пользу необходимости медиаобразования?

-- Если действительно ставится задача модернизации страны, то происходить она будет в условиях медиатизированного общества. Это факт. Нашей модернизации нужен гражданин, умеющий правильно существовать в обществе, вся жизнь которого пронизана медиа.

Комментарии
Людей тошнит от таких "профессоров", отрабатывающих путинские сребренники, а вовсе не от Собчак.
мятный леденец от тошноты
02.06.2013 09:19:18