Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

ЕГЭ погубит наше образование

17.04.2010
Несмотря на жизненный опыт, Сергей Репин не разучился откровенно говорить о том, что думает

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

В свои 70 лет (сегодня у Сергея Репина день рождения) он выглядит на 60 и даже лучше, чем в пору, когда возглавлял областную систему образования. По-юношески бодр, энергичен, полон творческих планов по расширению Института психологии и педагогики, которым руководит в ЧелГУ. Накануне юбилея его отметили наградой "За заслуги перед Челябинской областью". И по праву. Еще в 2000 году тогдашний заместитель министра образования России Александр Асмолов писал: "Репин - профессионал экстра-класса, гроссмейстер среди руководителей образования в регионах.

Несмотря на жизненный опыт, Сергей Репин не разучился откровенно говорить о том, что думает

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

В свои 70 лет (сегодня у Сергея Репина день рождения) он выглядит на 60 и даже лучше, чем в пору, когда возглавлял областную систему образования. По-юношески бодр, энергичен, полон творческих планов по расширению Института психологии и педагогики, которым руководит в ЧелГУ. Накануне юбилея его отметили наградой "За заслуги перед Челябинской областью". И по праву. Еще в 2000 году тогдашний заместитель министра образования России Александр Асмолов писал: "Репин - профессионал экстра-класса, гроссмейстер среди руководителей образования в регионах. Он - знаковая фигура для области". Через год с небольшим после этих лестных слов последовала отставка Сергея Репина с поста начальника областного управления образования. С людьми у нас, даже самыми заслуженными, обычно не церемонятся. Но Репин тогда не сломался. Крепкая крестьянская порода, из которой он вышел, не подвела.

"Больше всего не люблю лакейства"

-- Сергей Арсеньевич, как известно, чем выше человек поднимается, тем больнее падать. Вы ощутили тогда удар, скатившись с вершины областной системы образования?

-- Было неприятно, чего уж тут скрывать. Даже в больницу попал с гипертоническим кризом, хотя до этого на здоровье не жаловался. Лежу в барокамере и думаю: "Так ведь недолго и в ящик сыграть. Надо поскорей выкарабкиваться". Через месяц успокоился. И начал новую жизнь.

-- Отчего вам было неприятно: оттого, что никто не подумал о дальнейшей вашей судьбе?

-- Нет, о себе я мог и сам позаботиться. Я ведь в ту пору был уже профессором, доктором наук. Мог заняться преподавательской деятельностью. А вот от того, что никто не спросил меня, что я думаю о дальнейшей судьбе образования в Челябинской области, было больно.

-- С чем вам труднее всего примириться в жизни?

-- С лакейством. Насмотрелся на него в эшелонах власти. Пока человек у руля, все перед ним заискивают, дружбой с ним хвастают. А если он "трон" потерял, то все контакты рвут, как будто ничего и не было.

-- Вам, значит, лучше не петь дифирамбы?

-- Не советую. У меня от них желваки ходят. Люди, хорошо меня знающие, сразу же гамаюна останавливают: "Кончай! А то ведь и схлопотать можешь".

-- Вы - человек незлопамятный? Простили своих врагов?

-- А у меня их, по большому счету, и не было. Кто-то шептался за спиной, жалобы иногда писал.

-- Но боднуть вас, как помнится, охотники все-таки были...

-- А это оттого, что я всегда говорил то, что думал, прямо в глаза, резал правду-матку без реверансов. Некоторые на это обижались. Один из таких, кто мне когда-то гадил, приходит сейчас за помощью. И я ему не отказываю. "Зачем ты это делаешь? - спрашивают меня. - Гони его". Но я лежачих не бью. Этот человек несчастный. Его собственное зло бумерангом к нему и вернулось. Судьба без моего участия его уже наказала.

-- Раньше у вас было много друзей. А сейчас?

-- Еще больше стало, учитывая мое новое поле деятельности. И старых тоже не растерял. Недавно с одним другом встретился, которого не видел аж с 1963 года. Я бы его даже не узнал, если бы на улице встретил.

-- Значит, всех друзей собрать за одним столом у вас не получится?

-- Нет, не получится. Поэтому буду отмечать свой день рождения в несколько приемов.

-- Что такое счастье в вашем понимании?

-- Жить в ладу с самим собой. Мне это, по-моему, удавалось. Я ведь в 40-м году в Пасху родился, к тому же еще и в рубашке. По всем приметам счастливым должен быть.

"Раньше было лицемерие, а теперь - цинизм"

-- Как вам удавалось жить в ладу с самим собой, если в образовании проводили порой нелепые эксперименты?

-- А я тянул время. Есть такая поговорка: "Не спеши выполнять приказ, подожди, пока его отменят". Чаще всего о директивах, к которым не лежала душа, потом "забывали". Не вспоминал о них и я.

-- Но лицемерие, когда думали одно, а говорили другое, не замечать было невозможно?

-- Лицемерие, конечно, отравляло жизнь. Но тогда не было хотя бы такого цинизма, как сегодня. Я, например, всегда соотносил свои возможности, то, что имею, с тем, что получает рядовой учитель. Свою квартиру мог бы поменять уже десять раз. Но не сделал этого. Как въехал в нее в 77-м году, так и живу до сих пор. Почему? Потому что учителя живут хуже меня. Моя зарплата была на порядок выше, но не в разы, как сейчас. Требовать от учителя, чтобы он полностью отдавался работе, получая за нее копейки, по-моему, цинично.

-- Когда вы пришли в ЧелГУ, не было разочарования? Не тот, мол, размах, не те масштабы...

-- Я тогда не о масштабах думал. Нужно было поскорее вникать в незнакомое для меня дело, постигать его суть.

-- Но оно, наверное, оказалось легче той работы, которой вы занимались до этого?

-- Работа не может быть легкой, если все делать в полную силу. Напряженность стимулирует результат. А еще дело, которым ты занимаешься, должно приносить удовольствие.

-- Даже в чужой обстановке, в незнакомом коллективе?

-- А я привел в ЧелГУ свою команду. Небольшую. Было в ней всего четыре человека. С этими людьми работаю и сейчас. Кстати, в ЧелГУ нас приняли очень хорошо.

-- Это ведь вы создали Институт психологии и педагогики? До вашего прихода его в ЧелГУ не было.

-- Тогда было два факультета: психологии и педагогического образования. Студентов училось совсем немного. Когда я пришел, меня спросили: "Что делать?" Я посоветовал провести реорганизацию. Объединили два факультета, которые стали готовить по трем специальностям: классический психолог, педагог-психолог и специальный психолог. Потом на этой базе появились клиническая психология, юридическая психология, психология менеджмента. Будем вводить еще новые специальности с учетом требований времени.

Сейчас все высшее образование идет по пути перехода на бакалавриат и магистратуру. Мы тоже движемся в этом направлении.

-- А еще говорят о модернизации педагогического образования. Как вы ее себе представляете?

-- Правительство РФ поставило три задачи: развитие педагогического образования, модернизация системы повышения квалификации кадров, изменение статуса учителя. Предполагается, как одна из мер совершенствования педагогической системы, объединение педколледжей.

-- Не получится ли так, что ваш институт приберет к рукам Челябинский педагогический университет?

-- Ничего не могу сказать об этом. Педагогическое образование у нас сложившееся, традиционное. А механическое присоединение, на мой взгляд, ничего хорошего не даст. К сожалению, нас почему-то все время тянет к нему. Это стремление зародилась еще до 90-х годов прошлого века. Тогда, при советской власти, объединили профобразование с системой общего образования. А потом и вовсе все свалили в кучу. Так появилось Министерство образования и науки. Но оно ведь на региональном уровне наукой не занимается.

-- А наука-то есть у нас или нет?

-- Какая-то, конечно, есть. Но я сейчас не об этом. Вузы находятся на федеральном финансировании. А у кого деньги, тот и музыку заказывает. Поэтому то, что делают с наукой на областном уровне, - это культурное сотрудничество. Друг другу не мешаем, вот и все. Но это ведь не дело. Я сам был начальником объединенного управления четыре года. Мы тоже друг другу не вредили. Но до объединения система профобразования была социально крепко защищенной, хорошо готовила кадры. Свою задачу решала очень четко и предметно, а сейчас все размыто в общей системе. Заказчик даже не определяет приема. Впрочем, как и в высшей школе. Мы теперь не знаем, а сколько нам нужно подготовить учителей. По статистике, в России сегодня 1 миллион 200 тысяч педагогов общей школы, 82 процента с высшим образованием. Но при сокращении контингента учащихся уменьшается и число специалистов с высшим образованием. Люди уходят в другие сферы. Многие учителя неплохо устраиваются в бизнесе. Из них получаются толковые менеджеры, они хорошо вписываются в руководство фирмы. Сколько нужно специалистов взамен ушедших, государство не говорит. Так же пока непонятно, что оно хочет от объединения.

-- Но вы-то сами "за" или "против" объединения конкретно Челябинского педагогического университета и ЧелГУ?

-- Я хочу сказать, что к такому решению надо подходить очень осторожно. Для подобного шага нужны весомые аргументы. А пока все доводы звучат так. Педуниверситеты работают вхолостую. Выпускники в школу работать не идут. Причина - в зарплате учителя. Это основа жизни. Если молодой человек, особенно парень, и дальше будет получать за свой труд 7-8 тысяч рублей со всеми надбавками, то он не останется в школе, а, скорее всего, туда даже и не придет. У нас сегодня в России средний возраст учителя 50 лет. Омоложения нет. Нельзя же замыкаться на одном железе - компьютерах и прочей технике. Оно не сделает человека человеком.

Когда я только еще пришел в ЧелГУ, ректор меня спросил: "Какие будут предложения?" Три курса учить всех по общей программе. А на четвертом, кто хочет идти в педагогику, тот изучает специальные дисциплины. Так, между прочим, поступили в словацком университете, где есть педагогический факультет. Тогда ректор поддержал меня, но воплотить эту идею мы не сумели. А сейчас речь идет о таких педагогических факультетах, но нет внятной позиции государства.

Образование держится на традициях

-- Вы согласны с тем, что качество образование падает все ниже и ниже?

-- Согласен. Недавно жена занималась математикой с отстающим мальчиком, а я наблюдал. В седьмом классе ребенок все еще не знает таблицы умножения. И он не худший в классе, как выяснилось. Как считает? На калькуляторе. А если его не будет? Надо ребенку мозги развивать, а мы ему технику в руки. Обидно. Мальчик толковый, умный, интересный, а знаний - ноль. И таких, как он, много.

-- В чем причина, на ваш взгляд, такой неуспешности в учебе?

-- Образование, по моему убеждению, держится на традициях, а мы хотим начать его с чистого листа. Заимствуем все из-за рубежа. Нам даже денег дали на внедрение в России ЕГЭ, чтобы мы своими руками качество образования угробили окончательно. Раньше хоть ректор МГУ Виктор Садовничий выступал против ЕГЭ. А теперь замолчал, когда МГУ присвоили особый статус.

-- Чем вам не нравится ЕГЭ?

-- Из-за него идет не учеба, а натаскивание на подготовку к сдаче тестов. ЕГЭ можно применять для промежуточного контроля в естественно-математическом образовании. Но литературу сдавать по тестам - это, по-моему, нонсенс. Я бы и по истории запретил сдавать ЕГЭ. У нас ведь этот предмет трактуют под конкретную личность. Сталина, к примеру, рисуют в учебниках только одной краской. А ведь эта фигура неоднозначная. Перед ним Рузвельт и Черчилль снимали шляпу. Известно изречение Черчилля, что Сталин принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой. Менее известно его другое изречение, что Никита Хрущев вышел на борьбу с мертвым львом и оказался побежденным. Способен ли ребенок анализировать исторические факты, умеет ли осмыслять их, тесты не покажут.

Я не призываю образование не трогать и не обновлять. Как раз наоборот. Но делать это нужно на основе традиций.

Комментарии
Комментариев пока нет