Новости

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Половики на фоне вечности

23.04.2010
В челябинском Новом художественном театре идут премьерные спектакли "Светлых душ" по Василию Шукшину

Алина КАЗАЧИХИНА

Челябинск

Новому художественному сейчас несладко. Денег не хватает, ремонт в вялотекущем состоянии, декорации скудные по тем же финансовым причинам. Но этот театр, который знавал и худшие времена, наконец работает. И работает талантливо, что подтверждает недавняя их премьера - "Светлые души" по шукшинским рассказам.

Зал буквально со входа поражает атмосферой подполья.

В челябинском Новом художественном театре идут премьерные спектакли "Светлых душ" по Василию Шукшину

Алина КАЗАЧИХИНА

Челябинск

Новому художественному сейчас несладко. Денег не хватает, ремонт в вялотекущем состоянии, декорации скудные по тем же финансовым причинам. Но этот театр, который знавал и худшие времена, наконец работает. И работает талантливо, что подтверждает недавняя их премьера - "Светлые души" по шукшинским рассказам.

Зал буквально со входа поражает атмосферой подполья. Даже удивительно, откуда она взялась, учитывая, что театр сегодня уже ни с чем не борется - ну, пожалуй, кроме безденежья. Однако факт есть факт: зритель (который, кстати, стабильно занимает небольшой театральный помост с креслами настолько, что приходится приставлять дополнительные стулья) должен не просто зайти, а забраться в зал под черные занавески. Далее его ждет проход по деревянным помостам и уж потом по ступеням сколоченной лесенки к своему месту. По принципу: нам непросто - вам непросто.

Из декораций присутствуют только грубо сколоченные столы, скамьи и половики на фоне черной ткани. Зато на сцене и тазики, и посуда того времени, и даже оклеенные старыми газетами обои. И эта самая скудость в оформлении, которая вначале как-то неприятно режет глаз бедностью, почти с первым же эпизодом спектакля неожиданно приближает к пониманию героев. Актеры прекрасно взаимодействуют с каждой мелочью. Вдруг понимаешь: таков он был, послевоенный быт, где люди умудрялись жить, влюбляться, грустить, думать о вечном и повседневном, не нуждаясь, к примеру, в турецкой мебели или персидских коврах.

Спектакль растянут на два вечера. Конечно, каждая из двух его частей - это вполне самостоятельное произведение, но в то же время жаль терять переливы смысла, которые отчетливо видны только при просмотре обоих спектаклей. Жаль, что удовольствие приходится разбивать на два приема, что заставляет потерять некоторые ощущения. Но необходимость прийти в театр дважды роднит с ним.

Собственно, спектакль очень прост, несмотря на то, что где-то в нем скрывается космический смысл. Это как наша с вами жизнь: просто живешь - изо дня в день, повседневно и буднично, но стоит задуматься, что это за штука такая - "жизнь", и она сразу становится вопросом космического масштаба и глубокого смысла.

В спектакле присутствуют эпизоды, созданные на основе шукшинских рассказов. В них сошлись самые обыкновенные люди: домохозяйки, трактористы, шоферы, деревенские пьяницы, матери-одиночки, студенты-недоучки - в общем, люд русский, разнообразный и такой понятный. Когда смотришь, смеешься, потому что узнаешь себя, а потом по той же причине плачешь. Потому что здесь каждое слово о тебе, даже если "декорации" сменил XXI век.

Зарисовки, в которых принимает участие практически вся труппа театра, прерываются еще более простыми, бытовыми и потому завораживающими действиями. Вот бабы стирают белье под веселую мелодию, вот впотьмах под разудалую, горькую песню и причитания жены плетутся домой пьяные мужики, вот в пару и дыму баня - самая настоящая, от которой "хоррррошо", или танцы, где каждому хочется себя показать: В общем, персонажам есть чем удивить зрителя - все время ждешь, что же еще они такого придумали. Непередаваемая атмосфера.

Среди этих картин периодически появляются и вовсе необычные персонажи - Вечный кот (Петр Оликер) и Женщина-птица (Марина Оликер). Так их назвал худрук театра и режиссер спектакля Евгений Гельфонд, хотя имена эти весьма условны. Скорее, это такие собирательные образы душ русских людей - тех самых, светлых. Оба нежные, дурашливые, лиричные, иногда разухабистые, забавные и простые - они то несут вместе ребенка, то катят грузовик, то месят тесто, то трясут половики и, конечно, поют песни.

О чем "Светлые души"? Ответ только один - о нас. Шукшин очень любил людей, о которых писал, иногда грустил с ними, но всегда верил в них. А актеры так трогательно создают нашу похожесть, общность, что после спектакля чувствуешь легкую грусть, но, в общем, гордость за Россию. И надежду. А может, именно этого нам не хватает, чтобы быть теми светлыми душами?

Комментарии
Комментариев пока нет