Новости

Ребенка забрали из неблагополучной семьи судебные приставы.

Дома строились по муниципальному контракту и в итоге были признаны аварийными.

Девочка пропала в понедельник по пути в школу.

По неподтвержденной информации, ешеход в тяжелом состоянии был экстренно госпитализирован на "скорой".

Совместно с представителями оргкомитета «Россия-2018» позитивно оценили ход реконструкции.

39-летняя екатеринбурженка пропала три дня назад.

Минувшим вечером у маршрутного такси №92 взорвалась шина.

Девушку не могут найти вторые сутки.

Связисты назвали активных пользователей сети 4G среди знаков Зодиака.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

"Восхождение" случилось с седьмой попытки

16.04.2010
Актеру Борису Плотникову подвластны кино, драматическая сцена и даже опера

Андрей КУЛИК

Екатеринбург

Народный артист России Борис Плотников не мелькает на телеэкране, не перебегает из сериала в сериал. Но достаточно назвать два фильма с его участием - "Восхождение" и "Собачье сердце" - сразу ясно, о ком речь. Борис Григорьевич более 30 лет живет в Москве, играет в столичных театрах, но не забывает о своих корнях - родился он в Невьянске Свердловской области, был звездой Свердловского ТЮЗа. Недавно Борис ПЛОТНИКОВ побывал в Екатеринбурге с Театром-студией Олега Табакова.

Кино: до и после Сотникова

--  Борис Григорьевич, мы гордимся вами, своим земляком, следим за вашими успехами.

Актеру Борису Плотникову подвластны кино, драматическая сцена и даже опера

Андрей КУЛИК

Екатеринбург

Народный артист России Борис Плотников не мелькает на телеэкране, не перебегает из сериала в сериал. Но достаточно назвать два фильма с его участием - "Восхождение" и "Собачье сердце" - сразу ясно, о ком речь. Борис Григорьевич более 30 лет живет в Москве, играет в столичных театрах, но не забывает о своих корнях - родился он в Невьянске Свердловской области, был звездой Свердловского ТЮЗа. Недавно Борис ПЛОТНИКОВ побывал в Екатеринбурге с Театром-студией Олега Табакова.

Кино: до и после Сотникова

-- Борис Григорьевич, мы гордимся вами, своим земляком, следим за вашими успехами. А вы часто вспоминаете о начале своего творческого пути?

-- Многие выходцы из провинции пытаются смикшировать тему своего происхождения: я появился, я перед вами - и все. А я всегда с гордостью говорю, что начинал в Свердловске, учился тут в театральном, служил в ТЮЗе. Правда, сначала поступал в школу-студию МХАТ, где мне сказали: "Вы абсолютно непригодны, вам не надо этим заниматься". Олег Табаков меня пытает все время: "Скажи, кто это был?"

-- А вы помните, кто вам такое сказал?

-- Как же - это такой рубец! Но, кстати, я и тогда уже понимал, что я не очень актер, и жизнь показала, что это так. Я всегда где-то сбоку. Даже когда в середину на сцену вытягивают, стараюсь сместиться к краю. Может, это моя индивидуальность? Я не коренник, я пристяжной.

-- Впервые вы снялись в кино у режиссера Ларисы Шепитько в "Восхождении".

-- Это не совсем так. На экран впервые попал в Свердловске, на телевидении, в экранизации повести Льва Толстого "Альберт". Был резонанс, фильм, как мне кажется, получился. А через некоторое время режиссер Ирина Ширяева звонит мне: "Пойдем смотреть, нашего "Альберта" будут стирать". Видеопленка тогда была дефицитом, и одни передачи стирали, чтобы записать другие. А техника была такая: показывали, что стирается. И мы прощались с "Альбертом", прямо с экрана оператор делал снимки на память: Спустя годы из Ясной Поляны мне пришла депеша: "Мы узнали, что вы снимались в экранизации "Альберта", нельзя ли нам получить эту запись". Я ответил: "Это теперь "Сельский час" : "

-- Но знаменитым вы все-таки стали благодаря "Восхождению". Как вы попали на эту роль - просто вытянули счастливый билет?

-- Утверждение меня на роль Сотникова в "Восхождении" шло очень сложно. Я тайно по понедельникам (когда у нас в ТЮЗе был выходной) летал в Москву, семь раз были пробы, и семь раз меня отвергали. И только одна Лариса Шепитько, которую Василь Быков называл "Достоевский в юбке", упрямо хотела снимать меня. После пятой пробы я сказал: "Все, больше не поеду, остаюсь в Свердловске, не трогайте меня!" И вдруг ко мне в общежитие входят мои друзья, до которых каким-то образом дозвонилась Лариса Ефимовна, и убеждают меня ехать в Москву. Убедили - я поехал.

Когда закончилась работа над "Восхождением", я растерялся - что дальше делать? Пришел к Ларисе Ефимовне, которая собиралась снимать следующий фильм, "Прощание с Матерой" по Распутину. А она мне говорит: "Боря, я не могу тебя взять, ты еще не набрал нового содержания. Нам лет пять надо побыть вдали друг от друга". "А что же мне делать?" "Может, тебе пойти учиться?" И хотя возраст у меня был не студенческий, я поступил в Уральский госуниверситет на филфак. Думал, года на три меня хватит, к тому же переехал в Москву, служил в Театре сатиры, непросто было учиться. Но закончил университет и очень благодарен Ларисе Шепитько, что она заставила меня заняться собой, своим развитием.

Театр: ожидание обещанного

-- В Театре армии вы сыграли князя Мышкина в "Идиоте", но были не первым исполнителем в этом спектакле. Как вам досталась эта роль?

-- Некоторые роли приходят неожиданно. Леонид Хейфец сказал: "Борис Григорьевич, у нас из Театра Советской армии ушли артисты, игравшие князя Мышкина. Может, вы сыграете три спектакля во Владивостоке? Просто уже заделаны гастроли, надо ехать:" Я об этой роли давно мечтал, но мне к тому времени было к 40 годам, а Мышкину лет 25-26, и я сомневался, получится ли. Однако Юрий Еремин так поставил спектакль, что там не про возраст. Гастроли были громадные, театр сначала поехал в Хабаровск, и пока они там играли, меня вводили в роль. Я выходил на сцену и спрашивал: "А кто будет играть Епанчину - Солдатова или Сазонова?" - "Ну, кто-то из них:" И эта ситуация сработала в мою пользу: когда я прилетел во Владивосток и вышел в "Идиоте" на сцену, знакомился с Сазоновой, Зельдиным и другими своими партнерами в ходе спектакля, как князь Мышкин, только что приехавший из Швейцарии. Прошли три спектакля, и Леонид Ефимович предложил: "Может, вы еще поиграете?" В итоге я сыграл князя Мышкина 189 раз.

-- Но сейчас вы в труппе МХАТ?

-- Когда Олег Табаков позвал меня во МХАТ, я поначалу отказался: "Ну что у вас буду делать? У вас такая труппа мощная:" Он мне в ответ сразу назвал пять ролей экстра-класса, ради которых любой актер пойдет хоть куда. И я перешел в Художественный театр, где служу уже девятый год. Ни одной из обещанных пяти ролей нет даже в планах!

Последний режиссер, с которым я работал, - Костя Богомолов. Он из нынешнего поколения, которое я не очень понимаю. Они берут пьесу и начинают ее переделывать. В их понимании пьеса - это руина, от которой они оставляют одно название.

Когда я получил роль Базиля в "Женитьбе Фигаро", так радовался - лучше роли не может быть, это целый космос, там много чего играть! А Костя говорит: "Борис Григорьевич, вот этого не будет, этого не будет и этого не будет, вот тут вы споете, а это будет не так, а так:" Я говорю: "А как же отношения, характер?" Нет, это все в сторону. Я пытался обижаться за Бомарше, говорил, что вроде бы великий драматург зачем-то это писал. Не помогло.

Мне доводится играть Дорна в чеховской "Чайке", поставленной еще Олегом Ефремовым. Когда меня ввели, спектакль игрался в 395-й раз, но если режиссура крепкая, все живо, все замечательно! Сейчас, впрочем, его тоже признали "руиной" и хотят снимать с репертуара.

Музыка: от оперы до военной песни

-- Вы музыкальный артист, и петь вам доводится не только в драматических спектаклях. Но все равно неожиданностью стало ваше участие в опере Алексея Рыбникова "Литургия оглашенных". Не страшно было петь в опере?

-- Рыбников написал "Литургию оглашенных", взяв за основу "Розу мира" Даниила Андреева, плюс что-то из шумеров, что-то из воспоминаний Сальвадора Дали. И тексты сложнейшие, и музыка. В моей роли есть скачки через две октавы! Пришлось глубже заняться пением, пригласил педагога Нину Харичеву. Она закончила консерваторию вместе с Тамарой Милашкиной. Но, как часто бывает, вышла в дипломном спектакле - и у нее спазм. Она на публике не может петь! Дома - заливается, показать может все, а публично - не может. Ставила мне дыхание, помогала справляться с этим сложнейшим материалом.

С "Литургией оглашенных" мы и в Америке были. Приехали в Санкт-Петербург, штат Флорида, сыграли три спектакля на русском, и вдруг принимающая сторона говорит: "Знаете, придется все-таки перейти на английский". Эти сложнейшие философские тексты дай бог по-русски освоить за месяц, а тут - в переводе на язык, который я совершенно не знаю. Но что делать - освоили за две недели. Конечно, нервов за это время ушло много, и даже во сне слушали фонограмму, но все вызубрили.

Играли в замечательном зале тысячи на три мест в Майами-бич. Американцы смотрели очень интересно! Когда начинались сцены мрачные, где человека уничтожают, пытают, народ валил к выходу. Но не уходили, а где-то поблизости оставались, заглядывали в зал, и когда начиналось светлое - возвращались. Это, видимо, протестантский взгляд на жизнь - отсекать весь негатив, стараться видеть только светлую сторону.

Мне на эту тему рассказывала историю академик-пушкинист Наталья Михайлова. Она как-то гостила в Америке у подруги, тоже филолога, специалиста по Пушкину. Однажды они завтракали, хозяйка дома просматривала почту и вдруг возмущенно воскликнула: "Какое право она имеет мне это писать! Возмутительно! Это ее проблемы, почему я должна о них знать?!" Оказалось, ей подруга сообщила в письме, что умирает от рака. Наталья Ивановна оставшиеся дни общалась с хозяйкой через силу, у нее в голове не укладывалось, как можно заниматься русской литературой, исследовать творчество Пушкина и при этом быть такой бессердечной. Такой вот у них подход к жизни.

-- А диски вы записываете?

-- Записал один. Несколько раз с концертами выходил на сцену Большого зала консерватории и с оркестром Федосеева, и с оркестром Рудина, и с оркестром Темирканова в Петербурге выступал. Исполнял мелодекламации, которые в 1903 году Аренский написал для Комиссаржевской по "Стихотворениям в прозе" Тургенева.

5 мая к юбилею Победы приглашают в одном концерте с другими драматическими артистами исполнить для ветеранов песни с оркестром Скрипки. Правда, устроители - люди современные, им хочется как бы про войну, но что-нибудь из нынешнего. А я спорю: раз в зале будут ветераны, давайте исполнять те песни, которые пели во время войны. Великие же песни!

Комментарии
Комментариев пока нет