Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Сочинитель фотографии

05.05.2010
Челябинский фотохудожник Сергей Жатков о природе своих снимков, цифровом буме и собственной ретроспективной выставке в галерее современного искусства «ОkNо».

Челябинский фотохудожник Сергей Жатков о природе своих снимков, цифровом буме и собственной ретроспективной выставке.

Композиции Жаткова, представленные на открывшейся в галерее «ОkNо» выставке «Пространство времени», в большинстве случаев невозможно назвать «просто фотографией» — скорее фотографическими полотнами. Они в определенном смысле подобны тем снимкам, что еще в начале прошлого столетия делал, к примеру, Эдвард Стайхен, автор «Озера в лунном свете» — одного из пяти самых дорогих кадров в мировом искусстве. Как и многие его современники, он собственные работы ставил в зависимость от традиций живописи и графики. И фотографии Сергея Жаткова, начавшего свои эксперименты в 1980-х, исповедуют, в сущности, ту же тесную связь с изобразительной культурой. Разведенные по двум залам галереи современного искусства (в одном ощущается наследие абстрактной графики, в другом — импрессионистских холстов), снимки челябинского фотохудожника многослойны и в техническом отношении (для компоновки одного отпечатка автор зачастую использует несколько кадров), и в содержательном.

Корреспонденту Mediaзавод.ру Сергей ЖАТКОВ рассказал о том, почему он ищет выход за пределы фотографии.

— Для выставки были отобраны снимки из ваших старых серий. Изменилось ли ваше восприятие их с течением времени?

— Изменилось, пожалуй, не отношение к ним, а к тому, что происходит вокруг снимков, как их воспринимают другие. О некоторых фотографиях мне говорят такие вещи, которые я и не подразумевал, когда их делал.

— А как долго вы с фотокамерой в руках?

— Я стал фотографировать еще в школе. В 12. Буквально тогда же я сделал снимок, который примерно через семь лет, когда я уже стал студентом, был напечатан в газете «Челябинский рабочий». Я рулонами приносил Евгению Ивановичу Ткаченко свои пленки.

— Из чего складывалось ваше фотообразование?

— Во-первых, на меня повлияла классическая живопись и графика. Во-вторых, многочисленные художественные альбомы. Из фотографов на меня оказали влияние первые челябинские авторы, а позже и мировые имена. Вообще в те времена не существовало таких лиц в фотографии, которые были бы близки мне изобразительно.

— Мне кажется симптоматичным то, что, говоря о влиянии на себя, вы сразу упомянули живопись. В ваших фотографиях очень чувствуется связь с ней. Это принципиальная художественная позиция?

— Не думаю, просто во мне это все заложено. Я не склонен к тому, чтобы ломать самого себя. Я ушел от чистой, буквальной фотографии, исключил свойственные ей случайности. Поэтому мои снимки теряют документальность, по ним трудно сказать о времени и месте, где сделан кадр. Мои фотографии — это не факт. Если их перевести в графический формат, то из них все выхолостится, останутся только линии и пятна, только композиция без каких-либо случайностей. А это выход из фотографии совсем. Почти с самого начала я пытался делать такие вещи, которые бы оказались более долговременными, чем репортаж.

— Стоп. По-вашему, репортаж недолговечен?

— Я имел в виду другое. Убирая конкретику, я стараюсь создавать обобщенные образы: яблоко как плод вообще, мужчина и женщина не как обозначение половой принадлежности, а как человек в целом. Репортаж же всегда является носителем большого количества информации о месте, времени и участниках съемки.

— К стоковой фотографии (изображениям на определенную тематику, которые используются в качестве иллюстрации или рекламы — прим. автора) вы тоже обратились по той причине, что она создает обобщенные характеры?

— Не поэтому, но стоковая фотография действительно в идеале должна быть такой, и тогда только она будет наиболее востребованной. Вообще же когда организовывался «Press Foto» (один из крупнейших банков цифровых изображений России), меня пригласили туда работать, и уже четвертый год я там ведущий фотограф.

— В нашей стране к фотостокам довольно пренебрежительное отношение: все ими пользуются, но никто не любит.

— Это мы не доросли.

— А что нужно сделать, чтоб доросли?

— В стоковой фотографии ничего особенно нет, это просто один из видов рекламной съемки, и спокойно надо к ней относиться. Фотография в газете или журнале тоже делается для определенного рода рекламы, для продажи информации. Почему-то к этому мы хорошо относимся, а к стоковой фотографии — плохо. Ведь это тоже информация, просто с другим лицом. Людям же нужны разнообразные изображения: журнальные, художественные, любительские — да какие угодно.

— По сравнению с 1970-ми, к примеру, сегодня гораздо сложнее удивить потребителя фотографии. Существует определенная визуальная пресыщенность. Как с этим жить фотографу?

— А очень легко: или завоевывать вершины в известных направлениях и темах, или же делать только свое, находить себя и быть более долговечным, неповторимым.

— С того момента, как вы стали заниматься фотографией, в этой сфере много чего произошло. Цифровой бум, прежде всего. Как вы пережили эти перемены в профессии?

— Не без проблем, но с удовольствием. Цифровой век — это все-таки более управляемый процесс создания фотографии. До сих пор еще не превзойдена пленка, но со временем и это произойдет, причем не только в отношении качества, но даже в плане передачи чувства «настоящего». Непревзойденным останутся только руки и идея человека.

— А цифровой бум означает для вас желание человека завоевать фотографию, которая изначально была чем-то неконтролируемым, возникающим где-то в темноте черного ящика?

— Означает ли это падение фотографии с высоты? Не думаю. Люди всегда стремятся к тому, чтобы их быт улучшился. Придумали сначала сковороду обычную, потом с антипригарным покрытием, но суть осталась же одна: главное — хорошо приготовить продукт. В фотографии то же самое.

— Сейчас благодаря доступной технике снимают почти все. При отсутствии фотографической культуры может ли это в конце концов обесценить фотографию?

— Нет, чем больше будет людей фотографировать, тем лучше. Каждый человек, взявший фотоаппарат в руки, может, думает, что хочет снять своего знакомого или близкого, но ничего не подобного! Он, не понимая этого, желает реализовать свои потребности эстетические, он идет к искусству. И меня это радует. Правда, есть другой аспект: многим молодым фотографам не плохо бы пообщаться с теми, кто уже что-то умеет. Сейчас не хватает людей, которые бы хотели достичь в фотографии конкретных высот.

— Директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова говорит, что сегодня многие авторы занимаются накопительством снимков, даже не находят времени все отсмотреть. Вы наблюдаете в профессии подобное исчезновение значимости процесса выбора художественной информации?

— Это нормальный процесс. Сегодня этапом осознания того, что фотограф сделал, занимаются уже другие люди (фоторедакторы), которые снимки трансформируют в нужный продукт: газетный материал или рекламу.

— То есть тщательный отбор, каким, например, занимался Картье-Брессон, теперь и не нужен, потому что есть посредники?

— По сути, да.

— А сами вы тоже накапливаете снимки?

— Я всегда архивировал свои фотографии, они у меня находились в памяти и со временем подтягивались друг к другу, складывались в картинки, то есть я реализовывал их. Я всегда был не просто накопителем, но и сочинителем своих композиций.

Выставка Сергея Жаткова «Пространство времени» открыта в галерее «ОkNо» до 13 мая.

СПРАВКА:

Сергей ЖАТКОВ, член Союза фотохудожников России (1991).

Работает в жанрах художественной, театральной, рекламной фотографии. Автор 20 персональных выставок. С 1980 года — участник общероссийских, областных и городских выставок, зарубежных фотосалонов, международных проектов. С 2006 года — ведущий фотограф банка цифровых изображений «Press Foto».

Комментарии
Комментариев пока нет