Новости

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Мои фотографии - это не факт

07.05.2010
Челябинский фотохудожник Сергей Жатков о природе своих снимков, цифровом буме и собственной ретроспективной выставке

Композиции  Сергея Жаткова, представленные на открывшейся в челябин-ской галерее "Оkno" выставке "Пространство времени", - это фотографические полотна. Они подобны тем снимкам, что в начале прошлого столетия делал Эдвард Стайхен, автор "Озера в лунном свете" - одного из пяти самых дорогих кадров в мировом искусстве. Как и многие его современники, он собственные работы ставил в зависимость от традиций живописи и графики. И фотографии Сергея Жаткова, начавшего свои эксперименты в 1980-х, исповедуют ту же тесную связь с изобразительной культурой. Разведенные по двум залам галереи современного искусства (в одном ощущается наследие абстрактной графики, в другом - импрессионистских холстов), снимки челябинского фотохудожника многослойны и в техническом отношении (для компоновки одного отпечатка автор зачастую использует несколько кадров), и в содержательном.

Челябинский фотохудожник Сергей Жатков о природе своих снимков, цифровом буме и собственной ретроспективной выставке

Композиции Сергея Жаткова, представленные на открывшейся в челябин-ской галерее "Оkno" выставке "Пространство времени", - это фотографические полотна. Они подобны тем снимкам, что в начале прошлого столетия делал Эдвард Стайхен, автор "Озера в лунном свете" - одного из пяти самых дорогих кадров в мировом искусстве. Как и многие его современники, он собственные работы ставил в зависимость от традиций живописи и графики. И фотографии Сергея Жаткова, начавшего свои эксперименты в 1980-х, исповедуют ту же тесную связь с изобразительной культурой. Разведенные по двум залам галереи современного искусства (в одном ощущается наследие абстрактной графики, в другом - импрессионистских холстов), снимки челябинского фотохудожника многослойны и в техническом отношении (для компоновки одного отпечатка автор зачастую использует несколько кадров), и в содержательном. Корреспонденту "Челябинского рабочего" Сергей ЖАТКОВ рассказал о том, почему он ищет выход за пределы фотографии.

-- Для выставки были отобраны снимки из старых серий. Изменилось ли ваше восприятие их со временем?

-- Изменилось не отношение к ним, а к тому, что происходит вокруг снимков, как их воспринимают другие.

-- Как долго вы с фотокамерой в руках?

-- Я стал фотографировать в школе. В 12 лет. Тогда же сделал снимок, который лет через семь, когда я уже стал студентом, был напечатан в газете "Челябинский рабочий". Я рулонами приносил Евгению Ткаченко свои пленки.

-- Из чего складывалось ваше фотообразование?

-- Во-первых, на меня повлияли классическая живопись и графика. Во-вторых, художественные альбомы. Из фотографов на меня оказали влияние первые челябинские авторы, а позже мировые имена. Вообще в те времена не существовало таких лиц в фотографии, которые были бы близки мне изобразительно.

-- В ваших фотографиях чувствуется связь с живописью. Это позиция?

-- Не думаю, просто во мне это все заложено. Я не склонен к тому, чтобы ломать самого себя. Я ушел от чистой, буквальной фотографии, исключил свойственные ей случайности. Поэтому мои снимки теряют документальность, по ним трудно сказать о времени и месте, где сделан кадр. Мои фотографии - это не факт. Если их перевести в графический формат, то из них все выхолостится, останутся только линии и пятна, только композиция без каких-либо случайностей. А это выход из фотографии совсем. Убирая конкретику, я стараюсь создавать обобщенные образы: яблоко как плод вообще, мужчина и женщина не как обозначение половой принадлежности, а как человек в целом. Репортаж же всегда является носителем большого количества информации о месте, времени и участниках съемки.

-- К стоковой фотографии (изображениям на определенную тематику, которые используются в качестве иллюстрации или рекламы. - Прим. автора) вы тоже обратились по той причине, что она создает обобщенные характеры?

-- Не поэтому, но стоковая фотография действительно в идеале должна быть такой, и тогда только она будет наиболее востребованной. Вообще же когда организовывался PressFoto (один из крупнейших банков цифровых изображений России), меня пригласили туда работать, и уже четвертый год я там ведущий фотограф.

-- В нашей стране к фотостокам пренебрежительное отношение: все ими пользуются, но никто не любит.

-- Фотография в газете или журнале тоже делается для рекламы, для продажи информации. Почему-то к этому мы хорошо относимся, а к стоковой фотографии - плохо. Это тоже информация, просто с другим лицом.

-- С того момента, как вы стали заниматься фотографией, в этой сфере много чего произошло. Цифровой бум, прежде всего. Как вы пережили эти перемены в профессии?

-- Не без проблем, но с удовольствием. Цифровой век - это все-таки более управляемый процесс создания фотографии. До сих пор еще не превзойдена пленка, но со временем и это произойдет, причем не только в отношении качества, но даже в плане передачи чувства "настоящего". Непревзойденными останутся только руки и идея человека.

-- Сейчас благодаря доступной технике снимают почти все. При отсутствии фотографической культуры может ли это обесценить фотографию?

-- Нет, чем больше будет людей фотографировать, тем лучше. Каждый человек, взявший фотоаппарат в руки, может, думает, что хочет снять своего знакомого или близкого, но ничего подобного! Он, не понимая этого, желает реализовать свои эстетические потребности, он идет к искусству. Правда, есть другой аспект: многим молодым фотографам неплохо бы пообщаться с теми, кто уже что-то умеет.

-- Директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова говорит, что сегодня многие авторы занимаются накопительством снимков, даже не находят времени все отсмотреть. Вы наблюдаете в профессии подобное исчезновение значимости процесса выбора художественной информации?

-- Это нормальный процесс. Сегодня этапом осознания того, что фотограф сделал, занимаются уже другие люди (фоторедакторы), которые снимки трансформируют в нужный продукт: газетный материал или рекламу.

-- А сами вы тоже накапливаете снимки?

-- Я всегда архивировал свои фотографии, они у меня находились в памяти и со временем подтягивались друг к другу, складывались в картинки, то есть реализовывал их. Я всегда был не просто накопителем, но и сочинителем своих композиций.

Анастасия БОГОМОЛОВА

Выставка Сергея Жаткова "Пространство времени" открыта в галерее "Okno" до 13 мая.

Комментарии
Комментариев пока нет