Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Шаман - в пещере?

13.05.2010
Археолог Владимир Юрин нашел в пещере Увельского района две железные фигурки. И что?

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск

Этот рассказ - с подходом. И не одним. То есть суть его и его интрига откроются не сразу.

В Увельском районе, на реке Увельке, в двух с лишним километрах от берега, в сухом карстовом (в известняках) логу, в его верхней точке, там, где у него самая верхняя дыра, в которую текущая вода уходит под землю, там все и произошло.

Археолог Владимир Юрин нашел в пещере Увельского района две железные фигурки. И что?

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск

Этот рассказ - с подходом. И не одним. То есть суть его и его интрига откроются не сразу.

В Увельском районе, на реке Увельке, в двух с лишним километрах от берега, в сухом карстовом (в известняках) логу, в его верхней точке, там, где у него самая верхняя дыра, в которую текущая вода уходит под землю, там все и произошло.

И что дальше?

Сухой лог - тоже приток реки, но ушедший под землю. Обычно он обнаруживает себя цепью отверстий. А отверстие - это вход в подземелье, в пещеру. Это - элементарно. Но, оказывается, кроме зияющих дыр в карстовых логах могут быть воронки, которые время закупорило. Засыпало. Завалило. И даже затянуло дерном. Дыра заткнута пробкой, но внизу - полость. Такие полости называются погребенными пещерами. Пещера есть, но о ней никто не знает. Она погребена. Время ее похоронило.

И что?

Археолог Владимир ЮРИН, помимо прочего, известен как специалист, умеющий определять и вскрывать погребенные пещеры. На его счету таких - десятки. И в сухом логу, о котором речь, он увидел и вскрыл сначала одну, а потом вторую "пробку" в нутро земли. Вскрыл и спустился в открывшиеся полости. Тут же выяснилось, что они между собой сообщаются. Новую пещеру (длиной метров сорок) назвали Копейской.

И что?

Сюжет с обнаружением других погребенных пещер имеет продолжение, но он уведет нас от главной линии. Вернемся к самому началу - уже в беседе с археологом. Пусть он скажет сам.

-- Когда мы расчистили первый вход, нам попалась железная пряжка. Кольцом, овальной формы. А в 2003 году, когда схлынули весенние потоки, вода обнажила кость человека. Бедренную вроде. Или берцовую. Мы, естественно, сразу предположили, что у входа в пещеру может быть погребение.

-- И что?

-- Годы шли. За семь лет весенние потоки понизили пол пещеры сантиметров на сорок. Грунт уносился куда-то внутрь, а оставшиеся камни мы выносили. И каждый год на поверхности обнажались кости. Все они определены. Это кости домашнего скота - крупного рогатого, лошади, а также диких зверей - косули, бурого медведя, волка, барсука, лисицы, зайца. Одна кость черепа (крс) - со следами рубки. И кость медведя с насечками, а это - явно следы человека.

-- И что?

-- Теперь - главное. Весной 2009 года вода оставила на поверхности пещеры два железных предмета. Антропоморфной формы. То есть человекообразной. Одна фигурка - женская, другая - мужская. Отмечены половые признаки.

-- Владимир Иванович, о них и речь?

-- О них. По этому поводу я общался со многими специалистами - археологами и этнографами Челябинска, Екатеринбурга, Йошкар-Олы, Новосибирска. Выявилось, что подобные предметы на Урале никто никогда не находил. Что обычно такие фигурки нашивались на одеяния шамана. Что все, кто каким-то боком связан с изучением народов Севера и Сибири, склонны утверждать: это бывшие вогулы (нынешние манси).

-- Но откуда в наших краях манси?

-- Именно их места обитания ближе всех к нашей территории. Материалы конца ХIХ - начала ХХ века, собранные этнографами (они хранятся в Эрмитаже), свидетельствуют, что подобные фигурки были у большинства народов Сибири - манси, ханты, нганасаны, кеты, эвенки и т.д.

-- Такие же?

-- Не совсем. Есть отличия. Наши фигурки более упрощенной формы, контурные. Толщина их 1-1,5 мм. Без чеканки и гравировки, без деталей тела, лица, одежды.

-- Что это значит?

-- Это значит, что найденные нами предметы - более древнего происхождения. Это не ХIХ и не ХХ век. Предварительно мы датировали находки ХVII веком, первой половиной ХVIII века. То есть до прихода русских на Южный Урал. До строительства здесь заводов и крепостей.

-- Однако для чего они, эти фигурки?

-- Может быть, это погребение шамана. Или святое место, где лежали предметы, связанные с культом. В любом случае мы планируем здесь раскопки, чтобы выявить новые материалы.

-- Но, может быть, от шаманства нити тянутся в далекое прошлое? Ведь это законсервированная форма верования, которое в истоке имеет очень давние времена, вплоть до каменного века.

-- Да, корни очень давние. И то еще интересно, что народы Севера и Сибири сохранили свое язычество до наших дней. В большинстве своем до них не дотянулись ни христианство, ни ислам, ни буддизм.

-- Верования этих племен позволяют как-то реконструировать историю религии вообще?

-- Да, от каменного века до современности.

-- А какое значение имеет то, что эти фигурки - из железа?

-- Железо сразу дает какую-то датировку. Потому что все культовые предметы, и антропоморфные, и зооморфные, до этого периода попадались в отливках. А здесь - рубленое железо, характерное уже для поздних столетий. Учтем и то, что железо - материал для тех времен вообще дорогой.

-- Можно только догадываться, откуда у вогулов в ХVI веке железо?

-- У нас в России из раскопок известны только два подобных предмета. Их обнаружили именно в Сибири. Один - на святилище, а второй - на городище. И именно на мансийских объектах, в слое ХVII века. Такие же рубленые, такие же контурные, такой же толщины. И тоже без деталей. И специалисты пришли к выводу, что эти предметы были изготовлены не из заводского металла, не из проката, а из кованого или кровельного листового железа, которое привозилось из Средней Азии или из Московии.

-- У меня такой вопрос. Эти фигурки - примитивные, неумелые, грубые, работа, как говорится, топорная. Это о чем может сказать? О том, что те вогулы не могли, не умели еще делать для себя более совершенные предметы, более реалистические, узнаваемые? Или дело не в мастерстве? Может быть, того требовал сам ритуал - чтобы предметы поклонения имели более обобщенную форму? Это - символы, не портреты.

-- Специалисты выявили такие факты. Оказывается, костюмы шаманов передавались по наследству сотни лет, а изображения наносились на одеяния краской. Но краски выцветали, контуры размывались. Видимо, когда появилась возможность быстро и просто вырубать металлические фигурки разных размеров, их сразу стали использовать. Шаманы навешивали их на свои одежды - на то же место, где находились рисованые фигурки.

-- Во всех религиях и верованиях жрецы избегали подробного реалистического изображения. Бог или идол не мог быть похожим на реального человека. Ведь и в христианстве Христос на иконе - не портрет, а лик.

-- Рисунки наших предков были реалистическими только в палеолите. А с мезолита вся живопись - контурная. Можно допустить, что традиция эта - с мезолита.

-- Рисунок, любой предмет поклонения имеет очень долгую традицию. Это - идеология тех времен. Каноны и догмы, которым, как теперь выясняется, историки должны быть благодарны, потому что догмы обычно имеют длинную историю и простираются в древность.

-- Находки в Увельском районе заинтересовали известного археолога Сергея Боталова, который углубленно изучает историю угорского народа. В том числе манси. И он усмотрел вот что. Производя раскопки на средневековых памятниках угорской культуры, он обратил внимание на то, что на всех объектах манси есть материалы медно-каменного века.

-- Что это значит?

-- Он допускает, что угорцы, те же манси, знали эти священные места с глубокой древности. И они их посещают вплоть до современности. К этому же ведут наши находки. В этой пещере могут оказаться предметы из более древних эпох. Из того же медно-каменного века.

И еще я хочу подчеркнуть, что находка появилась именно благодаря тому, что мы вскрыли закрытый природой вход в пещеру. Это наш особый подход к изучению пещер. А работу эту я выполнил как заведующий отделом полевых исследований областного центра дополнительного образования детей, со школьными отрядами Увельского района и города Копейска.

Комментарии
Комментариев пока нет