Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Десятый сон Марины Глуховской

15.05.2010
Ученица Петра Фоменко поставила в Магнитогорской драме "Бег" Михаила Булгакова

Владимир СПЕШКОВ

Магнитогорск

Театральную судьбу пьесы Михаила Булгакова "Бег", "драмы в 9 снах" об исходе из России не столько остатков Белого движения, столько самой русской цивилизации, русского дореволюционного мира, не назовешь счастливой. Сначала "Бег" был под запретом по причинам идеологическим, за симпатию к "белогвардейщине". Когда запреты со скрипом отступили, появился мощный фильм Алова и Наумова с грандиозными актер-скими работами Ульянова, Дворжецкого, Евстигнеева и Баталова, и театральные режиссеры, как видно, стали опасаться невыигрышного сравнения с киноверсией. Постановки все-таки были, некоторые из них даже оставили след в истории русского театра (прежде всего "Бег" режиссера Андрея Гончарова в Театре имени Маяковского), но по-настоящему значительные театральные прочтения "Бега" можно пересчитать по пальцам.

Этот короткий список теперь можно дополнить "Бегом", поставленным режиссером Мариной Глуховской в Магнитогорском драматическом театре имени Пушкина.

Ученица Петра Фоменко поставила в Магнитогорской драме "Бег" Михаила Булгакова

Владимир СПЕШКОВ

Магнитогорск

Театральную судьбу пьесы Михаила Булгакова "Бег", "драмы в 9 снах" об исходе из России не столько остатков Белого движения, столько самой русской цивилизации, русского дореволюционного мира, не назовешь счастливой. Сначала "Бег" был под запретом по причинам идеологическим, за симпатию к "белогвардейщине". Когда запреты со скрипом отступили, появился мощный фильм Алова и Наумова с грандиозными актер-скими работами Ульянова, Дворжецкого, Евстигнеева и Баталова, и театральные режиссеры, как видно, стали опасаться невыигрышного сравнения с киноверсией. Постановки все-таки были, некоторые из них даже оставили след в истории русского театра (прежде всего "Бег" режиссера Андрея Гончарова в Театре имени Маяковского), но по-настоящему значительные театральные прочтения "Бега" можно пересчитать по пальцам.

Этот короткий список теперь можно дополнить "Бегом", поставленным режиссером Мариной Глуховской в Магнитогорском драматическом театре имени Пушкина. Это работа значительная, серьезная, очень качественная, потребовавшая от театра масштабных творческих и материальных усилий. Этих усилий хватило бы на полдюжины проходных сценических поделок, и то, что в Магнитогорской драме не размениваются на ерунду, а концентрируются на глубоком и сущностном - свидетельство профессионального класса театра. Ни одна из челябинских трупп, к примеру, в нынешнем сезоне не показала премьеры, которую можно было бы поставить рядом с магнитогорским "Бегом".

На агонию последних дней Гражданской войны, описанную Булгаковым еще и как очевидцем, у Глуховской женский взгляд. Такая война ведь вовлекает в свою губительную воронку не только мужчин, делающих свою кровавую работу с хмельным азартом (как генерал Чернота актера Владимира Богданова) или усталым и спокойным отчаянием профессионала, понимающего, что дело проиграно (генерал Хлудов Петра Ермакова). Рядом с ними женщины: жены, сестры, подруги, просто случайные встречные. Молох не щадит никого. Кто-то гибнет от шальной пули (как немая с ведром актрисы Лиры Лямкиной). Кто-то становится жертвой насилия. Сцену допроса Серафимы (Ольга Гущанская) в контрразведке, перерастающую в сцену изнасилования с полубезумными садистами-эстетами в офицерских погонах, Глуховская ставит так, как, мне кажется, может поставить только женщина. Никакого смакования, натурализма или любования красотой порока. Только холодный ужас и невозможность не сойти с ума после случившегося. А кому-то отчаяние придает воли к жизни вопреки всему, особую горькую красоту и лихость, как Люське Татьяны Бусыгиной. Надо признать, что женские образы этого спектакля получились объемнее и ярче мужских, что неудивительно, когда режиссер - женщина.

Зато сценограф - мужчина. Художник Магнитогорской драмы Алексей Вотяков придумал двухъ-ярусное пространство на сценическом круге, способное, кажется, трансформироваться во что угодно: промерзший вагон и тифозный барак, зал ожидания, комнату для допросов, палубу эмигрантского парохода, ветхие стены константинопольских халабуд, где обитают русские беженцы: Многомерное пространство абсолютно созвучно этому сложносочиненному спектаклю и в значительной мере диктует ему пластику, ритм, сложные, многоуровневые мизансцены.

Сложность замысла и затейливость режиссерской фантазии, впрочем, не всегда благо. По контрасту со сжатостью и трагической экспрессией первого акта очевидно ненужное излишество второго, особенно излишество музыкального ряда, от Горана Бреговича, шансона и жестоких романсов до народных песен и "Покаянной молитвы" Чайковского. И записи замечательные, а живьем магнитогорские артисты поют еще лучше. Вот только дыхание трагедии куда-то уходит, остаются живые картинки, иллюстрирующие музыкальный ряд. Замечу, и эти "картинки" дорогого стоят, просто высота замысла, заявленного в первом действии, обещала большее. Впрочем, после премьеры жизнь спектакля только начинается и возможно все, в том числе и коррективы уверенной режиссерской рукой. В уверенности режиссерской руки Марины Глуховской сомневаться не приходится.

Марина ГЛУХОВСКАЯ ученица великого русского режиссера и театрального педагога Петра Фоменко. Профессиональная известность пришла к Глуховской после того, как ее спектакль "Старосветская история" в омском "Пятом театре" в 2000 году стал номинантом национальной театральной премии "Золотая маска". Поставила больше 20 спектаклей в Омске, Казани, Новосибирске, Саратове, Москве. Была одним из режиссеров телесериала "Адъютанты любви". "Бег" - первая постановка Марины Глуховской на сцене Магнитогорской драмы.

Комментарии
Комментариев пока нет