Новости

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Баланс на "точке перехода"

15.05.2010
Профессор Лилльского университета Мишель Фетри считает, что каждый человек в течение жизни хотя бы раз должен сменить сферу деятельности

Андрей САФОНОВ

Челябинск

Учат ли в университетах тому, чего ждет от специалистов работодатель? Можно ли улучшить модель взаимоотношений вуза и производства? В чем суть понятия "карьера" и есть ли будущее у профессиональных династий? Об этом говорим с профессором Лилльского научно-технологического университета Мишелем ФЕТРИ. В рамках международного проекта "Темпус" он совместно со специалистами Челябинского госуниверситета, Челябинской агроинженерной академии и Магнитогорского госуниверситета пытается соотнести возможности учебных заведений и потребности мира труда. В конечном итоге - вывести универсальную "рамку квалификаций".

Высшее образование  вне вуза

--  Мсье Фетри, о какой "рамке" идет речь? Значит ли, что после реализации вашего проекта российское свидетельство о повышении квалификации будет производить впечатление на европейских работодателей?

--  Мы преследуем иную цель. То, о чем вы говорите, отчасти воплощено в выдаче международных приложений к российским дипломам, в том числе Челябинского госуниверситета.

Профессор Лилльского университета Мишель Фетри считает, что каждый человек в течение жизни хотя бы раз должен сменить сферу деятельности

Андрей САФОНОВ

Челябинск

Учат ли в университетах тому, чего ждет от специалистов работодатель? Можно ли улучшить модель взаимоотношений вуза и производства? В чем суть понятия "карьера" и есть ли будущее у профессиональных династий? Об этом говорим с профессором Лилльского научно-технологического университета Мишелем ФЕТРИ. В рамках международного проекта "Темпус" он совместно со специалистами Челябинского госуниверситета, Челябинской агроинженерной академии и Магнитогорского госуниверситета пытается соотнести возможности учебных заведений и потребности мира труда. В конечном итоге - вывести универсальную "рамку квалификаций".

Высшее образование вне вуза

-- Мсье Фетри, о какой "рамке" идет речь? Значит ли, что после реализации вашего проекта российское свидетельство о повышении квалификации будет производить впечатление на европейских работодателей?

-- Мы преследуем иную цель. То, о чем вы говорите, отчасти воплощено в выдаче международных приложений к российским дипломам, в том числе Челябинского госуниверситета. В данном же случае мы стремимся совместить интересы мира труда и мира образования. Чтобы мир труда выступал своего рода соконструктором образовательного процесса.

-- Вы не первые, кто этим озаботился.

-- В России уже предпринимались попытки осуществить эту идею. Создавались коллективы экспертов, которые пытались по заказу профильных министерств разработать квалификационную матрицу. Но они не продвинулись дальше предварительной стадии. Поэтому проблема осталась, что позволило нам предложить свой подход.

-- В чем его особенность?

-- Мы намерены не "сверху" спускать готовую образовательную модель и затем адаптировать ее к условиям производства, а изначально отталкиваться от потребностей предприятий. Информация о трудовой сфере у нас присутствует не в качестве вспомогательной, а занимает в проекте столь же значимое место, что и исследование системы образования. Задача - выявить логические взаимосвязи между ними и выстроить квалификационную структуру, адекватную реальности.

-- То есть, если в моем дипломе напишут "менеджер", работодатель увидит во мне не некоего абстрактного управленца, а будет знать, что именно умею делать?

-- Примерно так. Мы уже определили для себя рамку той квалификации, которую человек получает в результате обучения. Речь идет обо всех видах дипломов, сертификатов, других критериях оценки специалистов. Если можно так выразиться, мы посмотрели на ситуацию глазами мира образования. Сейчас выходим на вторую стадию проекта - взаимодействие с работодателем. В данный момент проводим опрос руководителей предприятий ведущих отраслей, чтобы выяснить, какую иерархию должностей они используют и какие требования предъявляют работнику на каждом из уровней этой иерархии. По сути, мы стремимся описать должностные функции и понять, какими знаниями, навыками, личностными качествами должен обладать человек, их выполняющий. На этом этапе полностью абстрагируемся от дипломов, сертификатов, которые получили в учебных заведениях те или иные специалисты. Завершающий этап - совмещение двух рамок - образовательной и прикладной. Может выявиться то, что реальные требования, которые предъявляет работодатель, не соотносятся с образовательной программой.

-- Матерые практики нередко советуют: "Забудь, чему тебя в институте учили, и работай".

-- Одна из задач нашего проекта - сделать эти слова неактуальными. Очевидно, что для работодателей разных стран важно не то, какую студент программу освоил, а реальный результат обучения, который можно продемонстрировать в деле. Соответственно, мы оцениваем не уровень качества учебной программы, а что она дает в сухом остатке. Результатом нашей работы станет инструмент. Он позволит определить возможности человека, обладающего той или иной квалификацией: степень его ответственности, способность к автономным действиям. То есть речь о характеристиках, не прописанных в учебной программе и не связанных с объемом знаний. Возможно, университетам придется взять на себя смелость и признать: они не тому учат. Мы должны обеспечить сопоставимость и сравнимость уровней квалификации как с точки зрения системы образования, так и с позиции сферы производства. Тогда сможем учитывать перемены на рынке труда.

-- А что меняется?

-- Мир становится мобильнее, требует от участников того или иного рынка большей гибкости. В Европе работодатель и система образования давно учитывают, что даже неквалифицированные работники отличаются друг от друга набором навыков, степенью ответственности. Как следствие, усложняется иерархия. Если средний уровень компетенции человека растет, то и требования к качеству его обучения повышаются. Задача нашей программы - наглядно и в деталях показать эту прогрессию. Другой пример: во Франции уже двадцать лет есть возможность получить диплом, ни единого часа не проучившись ни по одной из образовательных программ. В Ирландии недавно в течение 60 минут была присуждена степень доктора наук человеку, который по роду деятельности ни разу не сталкивался с университетом. И это не единичные случаи.

-- На мой взгляд, в вашей работе заинтересованы, прежде всего, учебные заведения. Работодатель сам "подтягивает" кадры на собственной базе. Система образования вызывает у него критику.

-- Тезис о негативном отношении к образовательной сфере не отражает реальности. С изменениями в глобальной экономике у руководства компаний появилось чувство неопределенности. А чем оно острее, тем важнее найти зацепки, точки ориентации в меняющемся рынке. Система образования помогает это сделать. Наша анкета была не только хорошо встречена предприятиями, но и вызвала ответную реакцию. В феврале представители тридцати южноуральских компаний приезжали выслушать первые результаты анкетирования, активно и заинтересованно спорили.

Династии уже неактуальны

-- Нет опасений, что результаты ваших исследований устареют раньше, чем ими успеют воспользоваться?

-- Мы разрабатывали стратегию с учетом этого риска. Поэтому для нас очень важна заинтересованность Министерства образования и московского офиса программы "Темпус", которые подталкивают нас к достижению результата. Если говорить в целом, то мы ориентируемся на российские образовательные стандарты третьего поколения, которые еще не введены в действие, но уже утверждены Министерством образования и науки и у всех, как говорится, на устах. Они закладывают значительно большую степень свободы. Стандарт должен определять общий уровень обучения с потенциалом скорейшей адаптации к реалиям. Если Россия пойдет по этому пути, можно ожидать эффекта, который благоприятно отразится на подготовке кадров.

-- Но даже достойное и адекватное реальности образование может оказаться бесполезным. Так как реальность, то есть потребности работодателей, постоянно меняется.

-- Поэтому мы говорим о стратегии обучения человека в течение всей своей жизни. Это означает преемственность образовательных уровней, возможность повысить свою квалификацию, либо на рабочем месте, либо, вернувшись на некоторое время в учебное заведение. Нынешняя молодежь должна быть готова в период трудоспособного возраста сменить 10-15 рабочих мест, причем в разных компаниях. Большинство столкнется с необходимостью менять и сферу деятельности. В глобальной экономике нет статичного рынка труда, значит, нет уверенности в сохранении прежнего места работы до конца жизни.

-- А как же профессиональная гордость, опора на династии?

-- Надо признать, что эти понятия умирают.

-- То есть работа теперь - не способ самореализации в любимом деле, а исключительно источник материального достатка? И образ молодого металлурга, желающего лет через 20 стать директором родного завода, безнадежно устарел?

-- Парадигма профессионального роста изменилась настолько, что слово "карьера" в традиционном понимании действительно устарело. Сегодня уместно вести речь о профессионально-образовательной траектории. Время нахождения в рабочей должности сокращается. Становится актуальным термин "точка перехода" или "пункт перехода".

-- В чем его суть?

-- "Точка перехода" - момент, когда осознана необходимость перемен. Следующий этап - анализ предшествующего опыта и поиск возможностей его применить. Важно понять, какие знания и навыки из предыдущего периода представляют сейчас ценность. Например, преподаватель технического вуза может использовать часть своего интеллектуального багажа на производстве. И, наоборот, практический навык производственника может быть востребован в университетской аудитории. Здесь имеет смысл говорить о личностной профориентации. Выявляются расхождения своего индивидуального проекта и реальности. Создается программа компенсации разрыва между навыками, которые требуются, и теми, какие есть. Именно на этом этапе возникает необходимость в сервисе - индустрии образовательных услуг.

-- Что вы подразумеваете под индивидуальным проектом?

-- Собственный проект развития важно иметь каждому человеку. Не в пределах отдельной профессии, а учитывать более широкие возможности. Сегодня, как и десятки лет назад, будучи рядовым сотрудником, есть смысл стремиться, например, к должности генерального директора. Но необходимо понимать, что высокий пост, вероятнее всего, удастся занять не в той фирме, где начинал карьеру, и не в рамках той профессии, которой изначально овладел в вузе. Проект карьерного роста должен быть в контексте всего рынка труда, в том числе глобального.

Комментарии
Комментариев пока нет