Новости

Об этом сообщает информагентство "Интерфакс".

Из-за снегопада лайнеру пришлось более 60 минут кружить над аэропортом, ожидая улучшения погоды.

В южноуральской столице выбрали лучшие студотрядовские песни.

Челябинская область подправила свой финансовый имидж.

Приказ за подписью нового министра образования и науки был обнародован 21 марта.

По словам местных жителей, на Вторчермете всю округу заволокло едким черным дымом.

Заплатив за отдых, пермяки не увидели ни путевок, ни своих денег.

Жителя Бердска обвиняют в возбуждении ненависти и вражды, а также в унижении человеческого достоинства.

Число подростков, добровольно сводящих счеты с жизнью, в Иркутской области резко выросло.

Раненного автомобилиста и его пассажира увезли на "скорой".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Кто загрязняет воздух в Челябинске?






Результаты опроса

Ни Бог, ни Бах...

27.05.2010


Для чего это красное здание на Алом поле: молиться Богу или слушать Баха? Надо что-то предпочесть - религию или искусство.

Есть другие примеры, когда трудно провести грань между церковью и искусством. Например, где пребывать иконе - в церкви или в музее? Музейные работники утверждают, что некоторые иконы, особенно старинные, являются произведениями искусства, а священники настаивают на другом: икона - это образ, который верующие имеют перед собой в молитве. Священники требуют вернуть иконы в храмы, а работники музеев не отдают. Страсти нешуточные.

Для чего это красное здание на Алом поле: молиться Богу или слушать Баха? Надо что-то предпочесть - религию или искусство.

Есть другие примеры, когда трудно провести грань между церковью и искусством. Например, где пребывать иконе - в церкви или в музее? Музейные работники утверждают, что некоторые иконы, особенно старинные, являются произведениями искусства, а священники настаивают на другом: икона - это образ, который верующие имеют перед собой в молитве. Священники требуют вернуть иконы в храмы, а работники музеев не отдают. Страсти нешуточные.

Кстати, а орган - он по какому ведомству, по церковному или по светскому?

А сам Иоганн Себастьян Бах - что в нем преобладает, музыкальное или религиозное?

Простите, а есть ли на Алом поле противостояние? Сколько тех, кто за Бога? И сколько тех, кто за Баха? Сколько их в миллионном Челябинске? Тысяча одних и тысяча других? Больше? 10 тысяч одних и 10 тысяч других? 20 тысяч - из одного миллиона?

У меня такое впечатление, что большинство челябинцев - мимо страстей на Алом поле. У них другие страсти. Далекие и от Бога, и от Баха.

Не вся беда в том, что одни могут остаться без церкви, а другие - без органа. Вся беда в том, что мало верующих и мало слушающих. Как бы ни решился конфликт, народ не хлынет в красное здание на Алом поле. В Челябинске мало тех, кто верит в Бога, и мало тех, кому нужен Бах.

Сам я не верю в Бога, но искренне уважал бы человека, который глубоко и проникновенно верует в него. И не только верует, но и живет по вере. К сожалению, таких я не встречал. Немало тех, кому церковь нужна житейски: схожу поставлю свечку - что-то внук приболел. Или тех, кого в церковь привела мода, общее поветрие. А глубоко верующих не знаю. Хотя и допускаю, что вера, если она принята сердцем, - это очень высоко. По сути, она требует жить так, как в нашем обществе не принято жить: праведно.

Сам я Баха, к сожалению, слушаю редко, по случаю и не в органном зале, но догадываюсь, что Бах - это очень высоко. Я завидую тем, кому выпало погружаться в мир Баха, оказываться в его стихии, предаваться размышлениям о высоком и низком, о жизни и смерти, о быстротечности времени и безмерности пространства. Но так складываются обстоятельства, что у меня нет времени для Баха. Да, конечно, можно выбрать вечер и сходить на концерт Владимира Хомякова, отметиться, может быть, что-то у Баха "схватить", но это так спонтанно и так по верхам:

Да, чтобы приобщиться к Баху, необходимо свободное время, но еще более - свободная душа. А наши души забиты суетными хлопотами, обидами, разочарованиями, невериями. У нас там одни минусы, одни отрицания. Мы живем, опустив головы, нам не до того, чтобы поднять глаза и увидеть высокое небо. А человек, которому с малых лет жизнь внушила неверие в праведность и справедливость, каменной стеной отгорожен и от Бога, и от Баха.

Конечно, католический орган в православной церкви и концертный зал под крестами - это сильное смешение и смещение. Их надо развести. В то же время органная история в Челябинске показала нам, как церковь в России, под покровительством государства, уверовав в свою силу, стала действовать напористо, властно, без оглядки на то, что она от государства отделена. У нас всегда так: или ничто, или все.

Михаил ФОНОТОВ

Комментарии
Комментариев пока нет