Новости

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Луч света в бабьем царстве

30.10.2002
Фестиваль "Новый взгляд" призван решить проблемы провинциальных театров Урала

Олеся ГОРЮК
Верхний Уфалей - Челябинск
Мысль провести всеуральский фестиваль в Верхнем Уфалее поначалу казалась смелой, если не абсурдной. Есть на карте области гораздо более "театральные" города, как, скажем, Магнитогорск, Златоуст, Озерск. Но сразу же по прибытии в город стало ясно, что фестиваль проводится здесь вполне закономерно. Восемь театров, в большинстве своем неизвестных и никуда не выезжавших, собираются в городке, о котором тоже мало кто слышал.
Все началось с уфалейского театра "Вымысел".

Фестиваль "Новый взгляд" призван решить проблемы провинциальных театров Урала

Олеся ГОРЮК

Верхний Уфалей - Челябинск

Мысль провести всеуральский фестиваль в Верхнем Уфалее поначалу казалась смелой, если не абсурдной. Есть на карте области гораздо более "театральные" города, как, скажем, Магнитогорск, Златоуст, Озерск. Но сразу же по прибытии в город стало ясно, что фестиваль проводится здесь вполне закономерно. Восемь театров, в большинстве своем неизвестных и никуда не выезжавших, собираются в городке, о котором тоже мало кто слышал.

Все началось с уфалейского театра "Вымысел". Из его истории вполне можно вывести формулу успеха, которая сработает при удачных обстоятельствах. Образовавшись в 1992 году как любительский коллектив при городском музее, через три года "Вымысел" стал муниципальным, а еще год спустя получил здание городского кинотеатра с двумя кинозалами. Сейчас это городской центр "Театр + кино". Малый зал уже переделан в театральный, в другом предполагается поместить разбирающуюся конструкцию из зрительных мест с крутым подъемом и поочередно показывать кино и спектакли. Средства на осуществление проектов "Вымыслу" приносят кинофильмы и гастролеры. Сюда приезжали взрослый и студенческий "Манекен", мастерская новой пьесы "Бабы", учебный театр "Дебют" при Челябинской академии культуры. Для челябинских театров это едва ли не единственное место в области, где они были с гастролями: остальные города не спешат звать к себе. Но не только театры приезжают в Верхний Уфалей. Тенгиза Махарадзе, 30 лет проработавшего главным режиссером Челябинского ТЮЗа, "Вымысел" буквально поднял из режиссерского небытия.

-- У меня есть формула взаимоотношений режиссера и труппы - это отношения мужчины и женщины, - размышляет Тенгиз Александрович. - Как только женщина перестает меня волновать, я перестаю ее хотеть - все. Я не могу себя вздрючивать, извините за грубость, мастурбировать по этому поводу. Тогда возникают театральные штампы, традиции в плохом смысле. Отмечая свой 60-летний юбилей, я сказал: "На этом я свою театральную карьеру заканчиваю". ТЮЗ я в себе исчерпал и себя в нем - тоже. В Верхний Уфалей меня пригласил Виталий Богверадзе, ныне директор театра, на свой дипломный спектакль по пьесе Вампилова. С одной стороны, я увидел живых и открытых людей, готовых пойти на эксперимент, а с другой стороны, понял, что они входят в тупик. Решил им помочь, поставил два спектакля.

Один из них, "Кукла для невесты" по пьесе современного драматурга А. Коровкина, открывал фестиваль. Это фотографически точная зарисовка о жизни в деревне. Главной героине 34 года, и она, прождав много лет принца на белом коне, наконец, собирается выйти замуж. Ее избранник - кавказец, торгующий на базаре петрушкой. Внезапное появление солдата, на деле оказавшегося аферистом, расстраивает свадьбу. Зрителей комедия трогает до слез, еще бы: в любой изолированной деревне судьба каждой пятой женщины не лучше, а много хуже здесь показанной. Все реплики узнаваемы, а действия предсказуемы. Заслуживает уважения уже сам выбор пьесы. Ни на одном фестивале она не принесла бы победы, и уж тем более коммерческого успеха. Однако, по мнению режиссера, подобная современная драматургия - единственный пока посильный материал для провинциального театра, делающего первые шаги, а путь к классике лежит далеко за горами.

Из многочисленных фестивалей складывается образ фестивального спектакля, который всякому видится по-своему. Одним важно, чтобы выбранная пьеса была значимой в мировой драматургии, других волнует актуальность, третьи ждут экспериментов. Несомненно одно: фестивальный спектакль - тот, что поднимает театр на новую ступень. По большому счету, таких попыток было две. Оба спектакля уже имеют фестивальный стаж, но сделаны людьми, только начинающими работать на сцене. Серовский театр драмы привез "Отражение мое" по пьесе Арбузова "Сказки старого Арбата" в постановке молодого режиссера Юлии Батуриной. Спектакль интересен тем, что в нем удалось полностью абстрагироваться от времени, эпохи и сосредоточиться на вечной теме человеческих взаимоотношений. Отец должен уйти - такое решение проблемы отцов и детей, вопреки самому Арбузову, предложила режиссер. Красивый и стильный спектакль (костюмы московского художника Елены Королевой), с яркими актерскими работами, изобилует метафорами и режиссерскими фокусами.

Другим событием стала "Клиника" молодежной студии театра "Манекен", которую уже успели посмотреть многие челябинцы. Режиссер - руководитель студии Владимир Филонов, сценарий полностью придуман самими студийцами. Замысел возник на капустниках, где каждый актер показывал свой "фирменный" номер. После поездки на московскую театральную олимпиаду и знакомства с шоу Вячеслава Полунина из капустников удивительно быстро, за месяц, удалось сделать спектакль. Это лирическая клоунада, состоящая из множества отдельных сцен, количество и последовательность которых постоянно меняются. В "Клинике" "Манекен" попытался расширить пространство и время, показать не статичный, а импровизационный театр. Шоу начинается уже при входе в фойе, продолжается в антракте и не покидает зрителя после спектакля. Надо было видеть вздох, пронесшийся по залу, когда в финале актеры открыли служебную дверь, выводящую со сцены на улицу.

Остальные спектакли лучше всего было смотреть после того, как услышишь о проблемах театров. То есть проблема, собственно, у всех одна и та же - недостаточное финансирование, но она имеет разные проявления.

В Бугурусланском драматическом театре нет мужчин. Исключение составляют старики, не находящие в себе сил расстаться со сценой, и молодые, для которых провинциальный город - стартовая площадка и возможность выучиться на актера. Из-за этого в репертуаре нет классических пьес, где традиционно должны играть актеры среднего возраста. Это обстоятельство даже вызывает упреки бугурусланских театралов, которым надоело смотреть современную драматургию. На фестиваль южные соседи привезли "Восемь любящих женщин" (режиссер - Александр Староскольцев) - пьесу Робера Тома, выдержавшую в России рекордное количество постановок. Увы, версия Староскольцева не добавила к ним ничего нового.

Дефицит мужчин наблюдается и в небольшом театрике райцентра Бижбуляк (Башкирия), привезшем на фестиваль пьесу "Выходили бабки замуж". К этому прибавляется специфика восприятия. Чтобы быть конкурентоспособными, актерам приходится вплетать песни и пляски в ткань спектакля, действие которого происходит в доме престарелых.

И, наконец, общая беда - непрофессионализм и нехватка кадров. В лучшем случае актеры имеют заочное театральное образование, но, как правило, режиссеру, тоже заочнику, приходится обучать труппу прямо на месте. Фестиваль сделал первый шаг к разрешению этой проблемы. Было решено создать выездную лабораторию, в которой уже дали согласие работать преподаватели Екатеринбургского театрального института и Челябинской академии культуры.

Сам же фестиваль "Новый взгляд" обещает стать регулярным и традиционно проводиться в Верхнем Уфалее. Уже стало ясно его направление. Спектакли изначально не рассчитаны на то, чтобы радовать глаз искушенного театрала. Они, как сырые продукты, которые нужно довести до готовности, и тогда могут получиться изысканные блюда. n

Комментарии
Комментариев пока нет