Новости

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

В Каслях льют, в Кыштыме реставрируют

15.11.2002
У каждого северного города области своя гордость

Виктор РИСКИН
Касли-Кыштым
Отформовали: рака
До сих пор не установлена дата, с которой берет начало знаменитое каслинское литье. Одни исследователи называют 1823 год, другие - 1845-й. Скорее всего, правы и те, и другие: в Каслях издавна отливали плоские изделия - чашки, сковородки. Что касается всяких ажурных фигуристых штучек, то на этот счет имеется абсолютно достоверная историческая справка.
- Все началось с обычного озерного рака, - рассказывает заместитель генерального директора Каслинского машиностроительного завода Владимир Дунаев.

У каждого северного города области своя гордость

Виктор РИСКИН

Касли-Кыштым

Отформовали: рака

До сих пор не установлена дата, с которой берет начало знаменитое каслинское литье. Одни исследователи называют 1823 год, другие - 1845-й. Скорее всего, правы и те, и другие: в Каслях издавна отливали плоские изделия - чашки, сковородки. Что касается всяких ажурных фигуристых штучек, то на этот счет имеется абсолютно достоверная историческая справка.

-- Все началось с обычного озерного рака, - рассказывает заместитель генерального директора Каслинского машиностроительного завода Владимир Дунаев. - В 20-х годах XIX века владелец завода купец Лев Расторгуев пригласил немцев: в Германии занимались художественным литьем как минимум три века. Немцы приехали, вышли на берег озера, поймали рака и отформовали его в прибрежном песке, то есть использовали как модель. Затем рака вынули, а в образовавшуюся полость залили чугун. Так получилась первая скульптура. Оказалось, что наши пески по своим свойствам как нельзя лучше отвечают требованиям формовочных смесей.

Сейчас раков в качестве моделей не используют. На смену живым членистоногим пришли их собратья из алюминия, бронзы, гипса и дерева. Наученные иностранцами каслинские мастера очень скоро превзошли своих учителей. С 1860 года на Касли обрушился дождь из золотых и серебряных медалей. Выставки в Петербурге, Москве, Вене, Стокгольме, Вене, Филадельфии, Париже. На каслинских мастеров работали известные скульпторы и архитекторы Канаев, Бах, Клодт, Лансоре, Готье, Лаверецкий. Вершина успеха - всемирная выставка в Париже. Там зкспонировалась чугунная скульптура "Россия" известного ваятеля XIX века Николая Лаверецкого (высота - 900 мм, вес - 80 кг). Награды - хрустальный Гран-при и Большая золотая медаль.

Кабинетное литье

На превосходную скульптуру богатые покупатели положили глаз прямо на выставке. Готовы были выложить любые деньги. Однако гордые каслинцы ответили отказом: "Россия не продается!" Но прошли времена, и "Россия" вышла в тираж наряду с "Дон Кихотами", "Мефистофелями", "Львами" и "Сатирами" (в каталоге 1909 года значилось порядка трех тысяч изделий).

Художественное литье в те времена называли кабинетным. Подтверждением тому стало приобретение в 1994 году тогдашним президентом страны Борисом Ельциным "России" для своего кабинета. Не отстал он него и премьер-министр Виктор Черномырдин: аналогичная скульптура украсила и его рабочее место: На щекотливый вопрос, за какую цену первые руководители государства купили "Россию", Владимир Дунаев ответил сразу: "За тысячу долларов!" И добавил: "Иностранным покупателям обходится дороже - до 13 тысяч!"

Кыштым

Единственный сохранившийся памятник архитектуры эпохи известного горнозаводчика, как известно, находится в Кыштыме. Назвали его Белым домом, потому как от рождения был покрыт белой штукатуркой. Фасад здания украшен двенадцатью стройными круглыми колоннами, зарешеченными балконами, высокими узкими окнами и тремя входами. Внутренняя отделка была изысканной: лепные потолки, обитые шелками стены, изразцовые отопительные печи, резные камины. Каждая из 18 комнат имела свое оригинальное оформление и назначение: для обедов, отдыха, портера, танцев, концертов, гостей, ночного сна и т.д. На первом этаже были оборудованы внутренняя миниатюрная церковь и большой комплексный музей. Современники говорили, что "Белодомский музей не хуже питербургхского".

Строительство усадьбы началось практически одновременно с возведением железоделательного завода - в 1755 году. Об этом сообщает дошедшая до нас ведомость, составленная в ноябре 1762 года служащими кыштымской заводской конторы: "При оном же заводе имеется дом господский о двух апартаментах, в коем имеется 18 покоев. Покрыт сверху деревянным тесом. Около того дому двор обнесен каменною стеною:"

Каменный забор замыкал усадебный комплекс в единое целое. Вершины башен венчали металлические флюгеры в виде верблюдов. Они символизировали торговые отношения кыштымского завода со Средней Азией, куда поставлялись котлы для варки плова и кумганы.

В Белом доме до революции бывали разные высокие особы из семьи Романовых, вельможные чиновники, правительственные инспектора, ученые. В 1899 году его посетил Менделеев.

Об этом памятнике архитектуры известно все, о нем написано немало статей, проведена бездна научных изысканий. Пожалуй, единственным белым пятном осталось: имя автора этого произведения зодческого искусства. Дело в том, что пожар 1830 года уничтожил все документы, способные поведать правду. Однако ученые убеждены, что создать такой шедевр мог только выдающийся архитектор своего времени. Искусствовед М. Зыкова выдвинула три версии. По ее мнению, возвести знаменитый дом могли "архитектурный ученик" кыштымского завода тех лет Блинов-Михайлов или хорошо известный на Урале выпускник императорской академии художеств зодчий Чеботаев. Третья версия еще более интригует: Основываясь на сохранившейся переписке прежних жильцов этого дома, искусствовед предполагает, что усадьбу воздвиг безымянный узник тобольской каторжной тюрьмы (профессиональный архитектор и художник), которому за удачный проект ансамбля обещали вольную, а затем обманули.

Свою версию выдвинули искусствовед А. Раскин и краевед С. Кашицкий. Они посчитали наиболее вероятным автором архитектора горного округа Михаила Малахова. С этим категорически не согласен доцент ЮУрГУ кандидат технических наук В. Оленьков. По его словам, Малахов был автором генеральной реконструкции усадьбы в 1824 году, но никак не архитектором самой постройки (в ту пору он просто еще не родился!) После приобретения Расторгуевым в 1807 году у наследников Демидова двух домов (второй - в Екатеринбурге) новый хозяин занялся их переделкой. Спустя 20 лет особняк в Кыштыме вырос на один этаж. К дому добавили центральный портик, колоннаду, ризолиты, мезонин. Появились и две сторожевые башни, превратившие усадьбу в подобие крепости.

Точку (или многоточие?!) в спорах об авторстве поставила директор Кыштымского музея Л. Кузнецова. Однажды она открыла исторический альманах "Демидовский временник" и обнаружила в книге ссылку на великого архитектора того времени М. Казакова.

-- Строительство усадьбы, и это можно утверждать с большой долей вероятности, выполнялось по проекту зодчего Матвея Казакова, - говорит Любовь Михайловна. - Он много строил по заказу Демидовых в Москве. Вполне возможно, что кыштымский дом проектировал кто-либо из учеников Казакова, используя его работы в качестве аналогов. В ряде построек на Урале прослеживается именно казаковский стиль. Своим же нынешним видом Белый дом обязан Малахову, автору его генеральной реконструкции в первой половине XIX века.

Сейчас, спустя полтора века, Белый дом вновь в лесах. Идет его генеральная реконструкция. Обветшавшие перекрытия заменены на железобетонные. Установлены стропила и ведется обрешетка стен. Скоро строители займутся кровлей. А дальше за дело возьмутся реставраторы. Им надо будет по старинным чертежам и эскизам восстановить интерьер Демидовской усадьбы. Автор нынешнего проекта - В. Оленьков. А нашла его и привлекла к этой благородной миссии директор областного центра исторического наследия И. Кочкина. n

Комментарии
Комментариев пока нет