Новости

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Молодой человек четыре месяца находился в федеральном розыске.

Девушка похитила из квартиры хозяев золотые украшения на сумму 245 тысяч рублей.

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Госстандарт на учебник

15.11.2002
Станет ли он шлагбаумом на пути бесконтрольного изменения школы?

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск
В конце октября в Государственной Думе прошли слушания по принятию закона об образовательном стандарте. Это значит, что скоро правовому вакууму, в котором жила наша школа все последние десять лет, будет положен конец. Что изменится в жизни наших детей? По мнению разработчиков, госстандарт должен стать шлагбаумом на пути бесконтрольного изменения школы.
Ведь что происходит сейчас? Школа либо оставляет все, как есть (и это не самое худшее решение в условиях отсутствия финансовых средств и слабого уровня педагогических кадров), либо все сильнее закручивает гайки (привлекая родителей к несвойственной им педагогической деятельности), пытается впихать в учебный процесс новые программы и предметы.
В результате мы все стали свидетелями того безумия, в которое погрузилась наша так называемая "новаторская школа".

Станет ли он шлагбаумом на пути бесконтрольного изменения школы?

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

В конце октября в Государственной Думе прошли слушания по принятию закона об образовательном стандарте. Это значит, что скоро правовому вакууму, в котором жила наша школа все последние десять лет, будет положен конец. Что изменится в жизни наших детей? По мнению разработчиков, госстандарт должен стать шлагбаумом на пути бесконтрольного изменения школы.

Ведь что происходит сейчас? Школа либо оставляет все, как есть (и это не самое худшее решение в условиях отсутствия финансовых средств и слабого уровня педагогических кадров), либо все сильнее закручивает гайки (привлекая родителей к несвойственной им педагогической деятельности), пытается впихать в учебный процесс новые программы и предметы.

В результате мы все стали свидетелями того безумия, в которое погрузилась наша так называемая "новаторская школа". Сегодня она предлагает детям уже более тысячи программ. По одному и тому же предмету - до сотни вариантов учебников (например, по истории). Причем многие противоречат друг другу. В результате в голове у школьника - полный хаос. А нагрузка такова, что говорить о ней можно только в форме анекдота. Ведь у старшеклассников она с учетом всех видов работ и заданий составляет 167 часов в неделю, притом, что в семидневке всего 168 часов. Значит, остается один час в неделю на сон и отдых. Разве не смешно?

Но самым парадоксальным стал еще и практический результат от такого учения. Поумнели или нет наши дети? Было бы удивительно, если бы поумнели. Ведь значительная часть предлагаемого набора знаний, что вынужден был признать даже министр образования В. Филиппов, является просто неусвояемой. Как показал опрос, проведенный общественным институтом развития школы, даже учителя не знают более половины того, чему учат. О чем это говорит? О том, что существенную часть учебного материала можно смело выбросить в мусорное ведро. Но и этого будет мало.

К сожалению, школа не принимает в расчет еще и того, что знание становится смертным: то, что верно сегодня, завтра может быть признано заблуждением. Это явление известный американский ученый, лауреат Нобелевской премии Алвин Тоффлер назвал "ударом о будущее". Как уберечь от него наших детей? По мнению московских ученых, которые приезжали к нам в Челябинск для участия в трехдневном семинаре по поводу совершенствования структуры и содержания общего образования, школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники должны уметь отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, уметь учиться. А развернуть корабль знаний в нужную сторону можно только благодаря политике государства. С этой точки зрения введение госстандарта родителей обнадеживает. А что думает по этому поводу начальник главного управления образования и науки нашей области В. Садырин?

-- Закон о госстандарте порадует родителей еще по ряду причин, - говорит Владимир Витальевич. - Разрешится, наконец-то, самый болезненный вопрос: за что должны платить родители школе, а за что платить не обязаны? Ведь пока государство не объявило о том, что оно гарантирует в обучении каждому ребенку, в вопросах оплаты царит полная неразбериха. Нет четкой границы между обязательным минимумом знаний и дополнительным учебным материалом. В отсутствии стандартов образования все разговоры о его качестве носят неизбежно абстрактный характер. Что должны контролировать органы управления образования? Ответа нет. Все эти неразрешимые вопросы госстандарт должен снять с повестки дня.

-- Вероятно, изменится и ситуация с учебниками, качество которых, несмотря на богатый выбор, оставляет желать сегодня много лучшего?

-- Да, конечно. В соответствии с госстандартом будет формироваться новый базисный учебный план. Под него появятся и учебники. И тогда в преподавании не останется места былой вольнице: кто во что горазд, тот тому и учит. Важную роль начнет играть федеральный компонент. Так, в содержании математики, например, он будет представлен на все сто процентов во всех школах.

-- Вот это-то как раз и пугает оппонентов. Они считают, что нововведение может положить конец творчеству. Что из одной крайности мы неминуемо угодим в другую. Откажемся от эксперимента. И будем штамповать детей, как болванки...

-- Не могу разделить таких настроений. Во-первых, федеральный компонент составит в программе обучения примерно 70 процентов. Остальные 30 будут отданы региональному и школьному компонентам. Так что творчеству тоже найдется место. Будет продолжен эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. И наша область будет в нем участвовать. К тому же не стоит рассматривать госстандарт как нечто застывшее. Закон о нем предусматривает механизм смены стандартов. Так что изменить их будет гораздо легче, чем жить при отсутствии соответствующего закона.

-- По вашему мнению, в чем состоит главное его достоинство?

-- Введение госстандарта обеспечивает прежде всего защиту интересов ученика. Он гарантирует, что ребенок получит такие знания, которые ему пригодятся в жизни, потребуются на практике. Пока же наша школа ориентирована, к сожалению, только на поступление детей в вуз. То есть ребята, которые туда не поступили, выходят за порог школы с мешком практически ненужных знаний. Тем самым аннулируются почти все затраченные усилия. Что делать тем, кто не сумел запрыгнуть в поезд с табличкой "вуз"? Госстандарт должен защитить таких детей от бесцельной траты душевных и физических сил. n

Комментарии
Комментариев пока нет