Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Александр Якупов: «Музыкант - лучшая профессия на свете!»

14.07.2010
Взращивая в столице музыкальные дарования, профессор Якупов пристально следит за тем, что происходит на Южном Урале.

Взращивая в столице музыкальные дарования, профессор Якупов пристально следит за тем, что происходит на Южном Урале.

О таких людях, как Александр Якупов, обычно говорят: человек-оркестр. И дело тут не только в музыкальной профессии Александра Николаевича. Уроженец Агаповского района, бывший ректор Магнитогорской консерватории, а с 2000-го года столичный житель, Якупов широко известен во многих ипостасях: и как дирижер, и как менеджер, и как ученый, и как общественный деятель.

Воспользовавшись подвернувшейся оказией, корреспондент сайта mediazavod.ru встретился с директором Центральной музыкальной школы (ЦМШ) при Московской консерватории. Несмотря на то, что вклиниться в рабочий график профессора Якупова совсем непросто (в эти дни Александр Николаевич готовит молодежный симфонический оркестр к поездке в Италию, а в ЦМШ в разгаре выпускные экзамены), наш земляк не стал жестко очерчивать временные рамки беседы. А после трехчасового кабинетного общения еще и провел гостя по своим «владениям», показал сверкающее мрамором здание школы, уютный интернат для иногородних учеников главной музыкальной школы России и свою особую гордость - центр концертной подготовки. Разбитый на классы-кельи, оборудованный суперсовременными музыкальными инструментами, установками по поддержанию микроклимата и даже душевыми кабинками, он предназначен для того, чтобы юный конкурсант мог целыми днями, неделями и даже месяцами оттачивать свое мастерство.

Однако разговор все же пришлось начать с не очень веселой темы.

- Александр Николаевич, до поры до времени всем казалось, что ваша карьера в Магнитке складывается сверхуспешно: вы и ректор консерватории, и худрук местного театра оперы и балета. И вдруг Якупов все бросает и улетает в Москву…

- Причина моего конфликта с прежней администрацией Челябинской области никакого отношения к творчеству не имеет. В свое время на очередных выборах в Госдуму я стал доверенным лицом не того кандидата, на которого ставило тогдашнее руководство области. Мне позвонил зам губернатора Андрей Косилов и предложил пересмотреть это решение. Ну а поскольку я отказался, то впал в немилость. И уже в апреле 2000 года проверяющие нашли недочеты в хозяйственной деятельности Магнитогорского театра оперы и балета. Угадайте, кто в этом оказался виноват? Конечно, художественный руководитель, то есть, я. И меня тут же уволили.

- Раз уж речь зашла о магнитогорской опере… Нередко приходится слышать мнение, что оперный театр для небольшого рабочего города - непозволительная роскошь.

- Но почему тогда на Западе считается нормальным, когда городок со 150-тысячным населением открывает свою оперу? А ведь в Магнитогорске почти полмиллиона человек. Чем мы хуже Европы или Америки? В той же Магнитке собраны колоссальные материальные ресурсы, но все они обесценятся, если не заниматься культурой. И, надо сказать, в этом плане в Магнитогорске всегда делалось много. Город славится любовью к искусству, к музыке, в частности. Вот поэтому проект строительства оперного театра в сугубо металлургическом городе вовсе не был «воздушным замком». Уверен: театр спас от прозябания, от пьянства и деградации немало душ.

- Хорошо, убедили. Но знаю и то, что когда вы задумали превратить хотя и крепкое, но все же провинциальное училище в музыкальный вуз, то самым мягким комментарием были слова «не по Сеньке шапка»…

- Длительное время в нашей стране существовала такая цепочка музыкального образования: музыкальная школа - музыкальное училище - музыкальный вуз. Вроде бы, все ясно и логично: школа приобщает молодежь к искусству, вуз готовит специалистов с высшим образованием. А вот какова сегодня роль училища? Тут мы с коллегами задумались. И пришли к выводу, что современное общество давно переросло этот уровень. Музыкальный педагог со средним образованием уже не востребован.

- Так что же, закрывать теперь все музучилища?

- Не надо ничего закрывать. Давайте лучше возьмем курс на преобразование хороших, авторитетных училищ в консерватории или институты искусства. Училище готовит четыре года и выпускает специалиста, который, по сути, сегодня оказывается не у дел. Но стоит добавить в учебный процесс ряд предметов, немного дополнительных часов - и вы получите преподавателя совсем другого уровня. В Магнитогорске мы как раз так и сделали, преобразовали училище в консерваторию. Первая реакция была примерно такой, о которой вы сказали: «Эка, Якупов, - из грязи в князи!» Прошло всего несколько лет, и магнитогорскому примеру последовал уже добрый десяток училищ. Сразу за Магниткой в вуз преобразовались два московских музучилища. А потом пошла цепная реакция: Челябинск, Краснодар, Оренбург… Государство не потеряло ничего, ведь материальная база, бюджет оставались прежними. Зато на рынок пришли профессионалы с более высокой квалификацией. И федеральное министерство культуры, между прочим, нас в этом начинании тогда поддержало.

- Сейчас в Челябинске активно обсуждается тема переноса органного зала. Здесь, в Москве, вы за этой историей следите?

- Да, безусловно.

- И каково ваше мнение?

- Моя позиция очень простая. Челябинский орган нужно сохранить любыми путями. Ясно и то, что из храма органу придется уйти. Кстати, когда в 80-х годах решался вопрос, где его устанавливать, я выступал против размещения инструмента в церкви. И говорил, что нужно искать для органа хороший концертный зал. Не то чтобы я был каким-то провидцем, просто тогда уже осознавал: это несправедливо - отбирать у верующих намоленное место.

- Сейчас усиленно ищутся варианты новой «прописки» инструмента…

- А у меня уже готово предложение. В Челябинской области есть помещение, куда этот орган впишется и будет там как родной. Это концертный зал Магнитогорской консерватории. У него феноменальная акустика. Когда руководство ГДР пообещало Магнитке орган, немецкие специалисты обследовали его параметры. И остались довольны.

- Боюсь, Александр Николаевич, что ваше предложение челябинцы воспримут без восторга… Но давайте поговорим о вашей блестящей московской карьере. Столица многими молодыми людьми воспринимается как некая площадка для реализации собственных амбициозных планов. А вот каково было вам десять лет назад в достаточно зрелом возрасте начинать с нуля?

- Первое мое московское назначение - заместитель директора Российской государственной цирковой компании. В тот момент данная структура объединяла более 80 предприятий и коллективов. Там я проработал всего полтора года, но о результатах моей работы может сказать хотя бы такой факт: когда я уходил, то на банковском счете Росгосцирка лежали более миллиона долларов и 160 миллионов рублей. Когда же я дела принимал, счета были практически нулевыми.

- Почему же тогда вы ушли?

- Все-таки в цирке я чувствовал себя человеком из другой системы. И тут в июне 2002 года министр культуры Михаил Ефимович Швыдкой предложил мне возглавить Центральную музыкальную школу. К тому времени она 18 лет стояла на ремонте, ребятишкам приходилось ездить учиться на окраину города. Я взялся - и уже в январе 2005 мы въехали в отремонтированное здание.

- И получился некий «город в городе»: в самом центре Москвы, в полукилометре от Кремля, появился хорошо охраняемый шестиэтажный «инкубатор» для взращивания музыкальных талантов.

- А тут и нужны особые условия. В ЦМШ дети находятся практически целый день.

Сверходаренных ребятишек (не только из России, но также из Америки, Японии, Англии, Франции, Испании и других стран) мы берем, случается, с четырех лет и учим их лет до 17-18. Но главный критерий для попадания в эти прославленные стены - вовсе не абсолютный слух. Нужны и исключительная память, и прекрасное чувство ритма, и особый темперамент… Не меньше прочих качеств ценится второй талант - трудолюбие.

- Наверное, поступающим в вашу школу приходится выдерживать сумасшедший конкурс?

- Иной раз доходит до десяти человек на место. Каждый год сюда приезжают поступать и 200, и 300 человек, а берем только 30. Плюс 8-10 человек - на коммерческое отделение.

- И как по вашим наблюдениям, Александр Николаевич: не оскудела талантами земля русская?

- Скорее, наоборот. Я подметил: как только в обществе формируется какой-нибудь кризис, тут же возникает всплеск музыкальных талантов. Россыпь просто! Объяснить этот феномен я не берусь, тут, наверное, нужно социологам или психологам поработать.

- И тем не менее, на мой взгляд, в последние годы произошла некая девальвация ценности музыкального образования. Далеко не все родители считают необходимым отдавать своих чад в музыкальные школы…

- К сожалению, приходится с вами согласиться. В системе ценностей общества деньги сейчас вышли на первый план. Но я думаю, что это заблуждение недолго продлится. Взрослые должны осознать, что нет более совершенного инструмента в работе над формированием личности ребенка, чем музыка. Парадокс: государство практически бесплатно предоставляет ребенку возможность получить музыкальное образование, а иные родители еще и нос воротят! Вообще, я считаю, что музыкант - лучшая из всех профессий.

- А себя вы кем себя больше ощущаете: менеджером или музыкантом?

- О чем вы говорите! Музыка перетягивает все остальное. Масштаб моей исполнительской деятельности сейчас как никогда огромен. Во-первых, я дирижер оперного театра, во-вторых, у меня два симфонических оркестра - российско-белорусский молодежный и оркестр ЦМШ. Каждый год я по нескольку раз езжу на гастроли за границу. Я дирижировал в таких странах как Франция, Германия, Болгария, Израиль, Малайзия…

- Среди граней вашего таланта есть сочинительская?

- Чего нет, того нет. Никогда не писал музыку и никогда не сочинял стихи. Всю свою жизнь я придерживался трех направлений: наука, музицирование и административная деятельность. Какая из этих ипостасей главная? Пожалуй, я и сам не отвечу на этот вопрос. Если я строю что-то, руковожу каким-то проектом, у меня душа поет. Если я месяц не выхожу на сцену, у меня появляется состояние жуткой неудовлетворенности. То же самое и с наукой. Вот видите этот ящик в моем рабочем столе? В него я складываю свои черновики. А когда ящик будет полон, то сяду и напишу очередную книгу.

- И о чем же будет эта книга?

- Об ответственности музыканта перед обществом, в котором он живет. О необходимости преодоления наметившейся пропасти между «элитарными» и рядовыми российскими исполнителями... Впрочем, это уже тема для другого разговора.

Из книги А.Н. Якупова «Печали и радости топ-менеджера в сфере искусства»:

- Чтобы понять проблему, необходимо вгрызаться в детали. В управлении, как и в искусстве, царит великое «чуть-чуть».

- Небесполезно порой усыплять бдительность бюрократов демонстрацией своего послушания.

- Счастье в одиночку невозможно. Вдвоем - это лишь полсчастья. Настоящее счастье можно испытать только среди людей.

- Менеджер не имеет права обижаться ни на своих подчиненных, ни на руководителей. Его успех зависит от способности делать для себя верные выводы по результатам общения с теми и другими.

- Недругов необходимо лелеять и держать при себе. Если избавиться от них, это место займут другие, возможно, более способные.

- Менеджер не должен проявлять негативного отношения даже к агрессивному собеседнику. Чем хуже отношение к нему, тем шире менеджер должен улыбаться.

- Не следует путать традиционные формы работы с традициями. Формы работы - не священная корова, они требуют обновления.

Комментарии
Комментариев пока нет